Русская линия
Седмицa.RuСвященник Михаил Желтов10.09.2009 

Память святой Анны пророчицы

Анна [греч. ̀λδβλθυοτεΑννα, евр.,? — милость, благодать], дочь Фануила, пророчица из колена Асира (пам. 3 фев. и 28 августа), упомянутая в Евангелии от Луки в рассказе о Сретении Господнем, «достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2. 36−37). А.- единственная женщина, названная в НЗ «пророчицей», возможно, св. Лука проводит сравнение с ветхозаветными пророчицами, такими, как Девора или Иудифь, к-рая была посвящена, дожила до 105 лет и не вышла повторно замуж, когда ее супруг скончался (Иудифь 16. 23). Постоянное присутствие А. в храме можно было бы объяснить существованием особого чина вдовиц (см. Вдовство и вдовы), к-рые имели свое служение (напр., молитвенное) при иерусалимском храме (Witherington. P. 140−141). Увидев рожденного Спасителя, А. в подтверждение пророчества Симеона Богоприимца (Лк 2. 29−35) пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2. 38). В контексте писаний евангелиста Луки проповедь А., видимо, прообразует одно из служений, к-рые получат уверовавшие женщины (ср.: Прискилла в Деян 18). В сцене Сретения А., возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Св. Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян 1−2). Т. к. особое место в Евангелии от Луки занимает тема благовестия бедным (Лк 4. 18; 16. 19−20) (см. Бедность), высказывается предположение, что А. изображается как одна из благочестивых иудейских бедняков, тем самым она являет пример воздействия благой вести на их жизнь (Brown. P. 446).

В правосл. богослужении роль А. в истории Спасения выражается в текстах песнопений праздника Сретения Господня (2 февр.): «Анна пророчица показася, Спаса Избавителя Израилю Проповедающи» (Анна оказалась пророчицей, проповедуя Израилю Спаса Избавителя — стихира на литии); «Анна целомудренная провещает страшная, исповедающи Христа творца небу и земли» (Целомудренная Анна пророчествует великое, исповедуя, что Христос — Творец неба и земли, — припев на 9-й песни канона утрени). На следующий день после Сретения празднуется день прав. Симеона и А. (3 февр.), подобно «соборам» большинства др. важнейших праздников. А. упоминается в стихирах и каноне на этот день. В то время как память прав. Симеона указывают в этот день все греч. и слав. Типиконы, А. упоминается нерегулярно, однако уже в синаксаре Типикона Великой ц. указывается память «святого и праведного Симеона, принявшего в объятия Господа, и Анны пророчицы» (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 48; Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 224). Кроме того, память А. отмечается 28 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 260), но особой службы А. на этот день нет; греч. Минеи упоминают об А. в Стишных Прологах на этот день.

Литература: Brown R. The Birth of the Messiah. N. Y., 1977; Witherington B. Women in the Earliest Churches. Camb., 1988; idem. Anna // ABD. Vol. 1; Рубан Ю. И. Сретение Господне. СПб., 1994.

Фрагмент статьи из т. 2 «Православной энциклопедии». Москва, 2001 г.

http://www.sedmitza.ru/text/787 018.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru