Русская линия
НГ-Религии Алексей Жуков08.09.2009 

Курбан для Богородицы
Праздник Успения в Болгарии сопровождается заимствованным из ислама обрядом жертвоприношения

Болгарское село Росен находится посередке между двумя приморскими городами Бургас и Созополь, километрах в шести от черноморского побережья. Село большое, есть несколько магазинов, школа, библиотека и церковь. Живут тут в основном болгары, но имеется и целая цыганская улица.

Накануне праздника Успения Богородицы ко мне зашел сосед Иван — 78-летний крепкий старик, долгое время работавший строителем в СССР и хорошо говорящий по-русски. «Завтра — Богородица, будут раздавать курбан. Если поедешь, приготовь кастрюлю или бидон», — сказал он.

Курбан и Богородица… Непривычное для православного уха сочетание! Богородицей местные называют праздник Успения, который Болгарская Церковь, живущая по новому стилю, отмечает 15 августа, а курбан — это суп из баранины, который варят накануне и бесплатно раздают всем пришедшим на праздник.

Когда я в первый раз услышал об этом болгарском обычае, сразу по ассоциации вспомнил о великом мусульманском празднике Курбан-байрам — празднике жертвоприношения. «Курбан» — слово арабское, в переводе означающее «жертва». Традиция курбана была принесена в христианскую Болгарию турками, сохранилась после их 500-летнего владычества и причудливым образом вплелась в православный уклад. Курбан устраивают по разному поводу — на поминки, в честь крещения ребенка или избавления от болезни. Приглашают соседей. А в селах со смешанным населением православные ходят в гости к мусульманам, и наоборот. Так что курбан по-своему служит в Болгарии добрососедским отношениям.

В селе Росен, в окрестных деревнях и даже в ближайшем административном центре — Созополе отношение к курбану и Богородице особенно трепетное. В паре километров от Росена, в живописном леске, где с незапамятных времен бьет источник, считающийся чудотворным, построена часовенка во имя Успения Богоматери. Целый год она пустует, но перед праздником Успения здесь все оживает.

Как рассказал местный священник протоиерей Борис Беров, овец приносят из местных сел. Кто-то жертвует их просто так, кто-то просит благословения, кто-то бывает не против, чтобы ему немного заплатили.

Накануне вечером неподалеку от часовни устанавливают на огромных камнях большие чаны. Рядом закалывают ягнят. В этом году пожертвовали 15 голов плюс несколько кур, которые тоже должны были пойти в курбан. В чаны заливают воду из животворного источника, разжигают под ними огонь, кладут мясо, и до самого утра курбан варится под присмотром местных поварих.

С вечера начинают собираться и паломники. Приезжают на машинах, цыгане нередко на лошадях. Ночуют в палатках или просто на земле — жарким болгарским летом это даже приятно.

Утро праздника начинается с молебна. Часовенка вместить всех не может. В подсвечниках с песком пылают свечи. Их множество, их ставят даже на пол. К алтарной преграде приносят бутылки с подсолнечным маслом, полотенца, салфетки — это все тоже пожертвования, которые после богослужения будут продаваться.

Лица у пришедших на богослужение серьезные, сосредоточенные, хотя за стенами часовни слышны оживленные разговоры, звонки мобильников. Молящихся это не тревожит. Среди пришедших на праздник — мэр Созополя Панайот Рейзи с супругой. Человек он здесь известный и уважаемый, но при этом скромно стоит среди молящихся. «Этот праздник — наша древняя традиция. Приходится отвлекаться, к сожалению, хотя я тут сегодня не как мэр, а просто как православный человек», — говорит Панайот Рейзи.

Любопытно, что почти не встретишь женщин в платочках. Молодые и пожилые одеты по-южному свободно, но благочестивому настрою собравшихся это не мешает.

После молебна священник обращается к паломникам с проповедью, в которой напоминает об истории праздника Успения и о его значении. Возле часовни совершается чин освящения воды, а затем все переходят к тому месту, где уже готов курбан, сваренный по местным монастырским требованиям без добавления всяких приправ, кроме соли. Здесь уже выстроилась очередь. Несмотря на южный темперамент, народ ведет себя достойно, не суетится, каждый терпеливо ждет своей порции. Отец Борис благословляет чаны с курбаном и просит ожидающих раздачи не беспокоиться, поскольку еды хватит всем.

После раздачи курбана начинается что-то вроде церковной ярмарки. Из часовни выносят пожертвованные вещи, и каждый выбирает что-то себе по вкусу. С этими вещами все выстаиваются в очередь к отцу Борису, восседающему на скамеечке возле храма. Он бросает быстрый взгляд на покупку и назначает цену: два-три лева — дешевле, чем в магазине. Деньги пойдут на ремонт часовни. Если подходит маленький цыганский оборвыш с какой-то безделушкой или бедная старушка со своим скромным выбором, отец Борис денег не берет и говорит: «Это подарок». Люди счастливо улыбаются.

http://religion.ng.ru/photo/2009−09−02/6_kurban.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика