RBC daily | Татьяна Фроловская | 11.07.2008 |
Люди стали обманывать друг друга гораздо чаще, чем десять лет назад, причем во всех сферах жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования международной компании GfK Custom Research, которая провела опросы в 19 странах, включая Россию. Эксперты объясняют желание обманывать выбором, стоящим перед людьми в потребительском обществе: остаться честным неудачником или достичь материального успеха любой ценой.
Больше половины опрошенных в 19 странах респондентов убеждены, что к мошенничеству все чаще прибегают бизнесмены, в том числе при уплате налогов. Больше всего (71—74%) на это жалуются в Греции, Венгрии и Турции, но отмечают также в Германии, Италии, Португалии, Румынии. На рост обмана в «любви и отношениях», «школе и университетах» эти страны указывают гораздо реже. Рейтинги сфер жизни, подверженных обману, в Западной и Восточной Европе примерно одинаковы, чего не скажешь о США: там жалуются на рост мошенничества во всех сферах. Экспертов такой вывод не удивляет: североамериканские СМИ полны сообщений об аферах. «Америка переживает сильный кризис духовности, — комментирует директор Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. — Американцы чувствуют, что их общество построено не так, как это нужно для будущего. Неудивительна популярность Барака Обамы с лозунгами «Америке нужны перемены».
Статистика по России также отличается от среднеевропейской. Системная работа налоговых органов, показательные «порки» неплательщиков в казну сделали свое дело: лишь 39% россиян (против 53% в Восточной Европе) говорят, что мошенничество при уплате налогов сейчас встречается чаще, чем десять лет назад. Об обмане в «любви и отношениях» высказались всего 25% против 36% по Восточной Европе. «В России значительную часть общества гложет бедность, — отмечает г-н Гонтмахер, — Люди пока озадачены удовлетворением первичных потребностей».
Возможно, поэтому 62% россиян указали на мошенничество, происходящее в сфере бизнеса. Однако, порицая обман, люди остаются частью общества и обманывают сами. «Радикальные нравственные перемены сделали сознание россиян очень неустойчивым, — комментирует глава Социологического центра Российской академии государственной службы Владимир Бойков. — Люди хотят порядка, но, видя беспорядок, сами его продолжают. Люди не любят взяток, но дают их, чтобы облегчить решение проблем».
Здоровая экономика не может сложиться в нездоровом обществе. «Все думают только о деньгах, — констатирует г-н Бойков. — Именно поэтому люди могут позволить себе продать гнилой сыр и контрафактную продукцию под видом настоящей». Тенденция роста обмана глобальная, но в России, по мнению экспертов, она проявляется острее. «Возможность заработать у нас мало связана с качествами, талантами человека, — говорит эксперт. — Врачи, учителя, которые должны быть средним классом и жить хорошо, оказались социальными аутсайдерами».
«Мошенничество и обман сегодня встречаются чаще, чем десять лет назад?» (респонденты, ответившие «да «, %)
|
Бизнес |
Налоги |
Спорт/игры |
Любовь и отношения |
Школа/ университет |
Коллеги |
Средний показатель |
|
|
|
|
|
|
в мире |
55 |
48 |
48 |
42 |
42 |
35 |
США |
65 |
46 |
58 |
58 |
53 |
44 |
Средний показатель |
|
|
|
|
|
|
в Западной Европе |
54 |
51 |
52 |
38 |
34 |
31 |
Греция |
71 |
71 |
66 |
69 |
51 |
59 |
Италия |
68 |
65 |
59 |
44 |
44 |
32 |
Нидерланды |
42 |
31 |
41 |
27 |
34 |
28 |
Португалия |
60 |
65 |
67 |
49 |
41 |
48 |
Швеция |
57 |
61 |
68 |
45 |
70 |
19 |
Средний показатель |
|
|
|
|
|
|
Восточная Европа |
55 |
53 |
46 |
36 |
38 |
32 |
Венгрия |
74 |
76 |
52 |
53 |
43 |
42 |
Польша |
55 |
43 |
51 |
36 |
41 |
36 |
Румыния |
56 |
65 |
45 |
34 |
38 |
28 |
Россия |
44 |
39 |
32 |
25 |
37 |
24 |
Источник: исследование GfK по обманам, GfK Custom Research 2008