НГ-Религии | Павел Круг | 04.07.2007 |
Еще 12 июня в Москве был создан Оперативный штаб общественных движений по защите ОПК. В него вошли представители таких организаций, как «Народный собор», «Преображение», «Народная защита», Ассоциация православно-патриотических СМИ, Лига консервативной журналистики. «Штаб займется интенсивной обороной духовной основы нашей цивилизации от кампании по дискредитации христианства и традиционных ценностей в России, ведущейся антирусскими силами», — сказано в первом заявлении штаба.
Борьба за введение «Основ православной культуры», конечно, стала уже притчей во языцех по своей продолжительности — ведь длится она ни много ни мало восемь лет, а то и больше. Особую активность сторонники ОПК развивают накануне очередных выборов. Создание штабов наподобие предвыборных говорит само за себя. Борцы за ОПК встречают понимание среди чиновников. Так, тверской губернатор Дмитрий Зеленин 2 июля заявил агентству Интерфакс, что в течение ближайших четырех лет «Основы православной культуры» будут введены во всех классах школ Тверской области. При этом Зеленин не уточнил, на какой основе — факультативной или обязательной — будет преподаваться предмет, однако приветствовал и альтернативные курсы.
Консенсуса в этом вопросе нет и не предвидится. Казалось бы, факультативное преподавание основ православной (исламской, буддийской и любой другой) культуры должно устроить и ведомство Андрея Фурсенко, и религиозные организации, и верующих и неверующих педагогов. Но кто может гарантировать, что факультатив не превратится со временем в «обязаловку» или — в лучших традициях советской школы — в предмет с добровольно-принудительным посещением? Напористость «борцов с антирусскими силами» заставляет сомневаться в этом тех, кто настроен более либерально.
Что бы ни говорил министр Андрей Фурсенко, религиозное образование в государственной школе уже существует де-факто. По данным Общественной палаты РФ, «различные курсы православной культуры по стране ориентировочно изучают 500−600 тыс. учащихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, курсы исламской культуры — 150−200 тыс., курсы философско-религиоведческого содержания — 50 тыс., курсы по истории и культуре иудаизма — 10 тыс., буддизма — 10 тыс., традиционные религии малочисленных народов Севера — 10 тыс. учащихся. Итого 700−800 тыс. учащихся и соответственно не менее 20−30 тыс. учителей, занятых преподаванием этих учебных курсов».
Упразднить все это многообразие ради повсеместного преподавания «Истории мировых религий» уже просто невозможно. Однако курс, который бы знакомил школьников с различными религиозными традициями, воспитывая толерантное отношение к каждой из них, все еще не опробован. В конечном счете все дискуссии заканчиваются признанием того, что главное — в том, как будет преподаваться предмет, в профессионализме педагога, а не в том, как будет называться сам курс.
А что же Алла Бородина, признанный первопроходец ОПК? Вряд ли ее предложение ввести в федеральный компонент образования собственную историко-культурологическую программу «История религиозной культуры» может быть реализовано указом президента, хотя бы потому, что к настоящему времени появились и другие учебники по тем же ОПК, а в дальнейшем, несомненно, появятся и новые авторы. Для сравнения: педагогическое сообщество солидарно в признании лучшими пособиями по русскому языку книг профессора Дитмара Эльяшевича Розенталя. Но ведь никому не приходит в голову принимать федеральный закон об этом!