Церковный вестник | Михаил Архангельский | 03.07.2007 |
«Определились как слуги антихриста»
Куда ни кинь взгляд, везде, в том числе и в Церкви, авторам «Духа христианина» мерещатся христопродавцы и сатанисты.
В сознательном сатанизме обвиняют Католическую Церковь («Скрывать свой сознательный сатанизм Риму удается все труднее и труднее», — статья Виктора Груздева «„Канонизация“ Иуды Искариота». № 3, февраль 2006 г.). Редакция порой доходит до откровенной лжи: «Тема соединения Православной Церкви с католической конфессией на сегодняшний день самая острая в ОВЦС Московской Патриархии» (№ 8, июль 2005 г.). Следуя этой логике, надо сделать вывод, что наша Апостольская Церковь собирается соединяться с… сатанистами! Хочется спросить: почему же тогда авторы «Духа христианина» остаются в такой «страшной церкви»?
Почти нет тех, кто не был бы обвинен. Современные греческие старцы обвинены в том, что они «вопрос нового стиля не относят к числу вероучительных и, якобы, влияющих на спасение души».
И это еще одна беззастенчивая ложь — причисление к «новостильникам» и «еретикам» сразу пяти Поместных Церквей (в частности, Греческой, а значит, и Афона). Общеизвестно, что вопрос календаря, решенный на первом Вселенском Соборе 325 года, касался лишь даты празднования Пасхи Христовой и всего периода, с ним связанного. В практике же Поместных Церквей существует так называемый Новоюлианский календарь, согласно которому Пасха Христова и связанные с нею праздники служатся по старому, или Юлианскому стилю, по которому служит весь православный мир. Однако «Дух христианина» из номера в номер публикует книгу иеромонаха Василия «Старый стиль лучше новых двух» и по сути отказывает в спасении Поместным Церквам, утверждая, что ни православные греки, ни румыны, ни поляки не имеют права даже молиться в Оптиной пустыни. Этим вносится большой соблазн в сознание верующих. Плоды такой пропаганды более чем печальны. Известен безобразный случай, когда прихожанки Оптиной пустыни швабрами выгнали из храма престарелого греческого архимандрита с паломниками — так что утихомиривать «ревнителей» пришлось с помощью милиции.
Достается и нашим монахам — они обвинены в «эпидемии филоэллинизма». Причем, о монашеских сидениях (стасидиях), о скуфейках и рясах говорится как о догматических вопросах (оказывается, это «страшная зараза» и «духовная инфекция»).
Ну, а власти — всем скопом! — названы «слугами антихриста». Да и вообще, «те, кто правит сейчас Россией — это не власть, а попущенное Богом зло». Странно, почему авторы не догадались обвинить себя в нарушении заповеди: «Начальствующего в народе твоем не злословь» (Деян. 23, 5)?
При этом особое место занимают в газете высказывания депутата Законодательного собрания Владимирской области, председателя Российского общенационального союза Игоря Артемова, который, кроме того, что осуждает священноначалие нашей Церкви, открыто и без страха призывает к бунту: «Я уверен, что 2006 г. станет годом уличной политики… Регулярно выставлять сотни и даже тысячи людей для участия в уличных действиях — это националистические общественные организации, использующие боевой потенциал русской молодежи… Широким фронтом мы будем постоянно давить на власть: митинги, шествия, марши, пикеты, листовки, наклейки пойдут по нарастающей» («Россия двинется на Москву с Востока». № 3, февраль 2006 г.).
«Это государство, РФ, должно отойти в ту тьму, откуда оно появилось в 1917 году». «Эти люди понимают только язык силы. Вот когда по Божьему промыслу их начнут за ноги на соснах вешать, тогда многие из них наверняка вспомнят и начнут в голос кричать о том, что они тоже русские» («Не в силе Бог, но в правде». № 18, декабрь 2005 г.).
Иначе чем провокационными такие призывы не назовешь. Кого хотят привести к власти сторонники «артемовской революции» в итоге ожидаемых ими «православных беспорядков»? Практика показывает, что все уличные беспорядки оранжевых и прочих «цветных революций» заканчивались воцарением проамериканских правительств.
Как «юродивый Андрей» антихриста отменил
Увы, авторами газеты нередко движет невежество. В интервью с владыкой Тульчинским и Брацлавским Ипполитом «За веру, царя и Отечество» (№ 25, январь 2007 г.) повторяется старая басня о том, что Иван Грозный — «местночтимый святой».
Один из приемов — провокационные вопросы, которыми это интервью просто усыпано. «Мы знаем из Священного Писания, что в последние времена антихрист воссядет в храмах», — не спрашивает, а утверждает журналист. В статье создается представление, что в храмах совершаются совместные молитвы с инославными, в Церкви происходит раскол с «непоминанием», и антихрист уже подбирается к нашим храмам.
А чего стоит умело составленный вопрос: «Что же теперь православным делать? Многие даже перестали в храмы ходить»! На что у читающего должна возникнуть мысль — как условный рефлекс: в храмы можно и не ходить, либо — в такие храмы лучше не ходить. Что и требовалось доказать. А в разные сектантские образования, значит, можно? Вон и совет на уровне слухов для колеблющихся готов: «Я слышал, что сейчас из больших городов люди начинают бежать потихонечку».
В интервью «За веру, царя и Отечество» содержится замечательное «богословское открытие»: «Был в Донбассе один юродивый, Андрей, он говорил как-то, что „люди сейчас такие слабые, что может быть и антихриста не будет, может быть, Господь так придет судить“. У Бога все готово».
Образ фальшивого ПравославиЯ
Слишком далеко заходят эти игры в желтую прессу. Но, может быть, самые скандальные, провокационные и хамские суждения не совпадают с позицией редакции? Увы, совпадают. В № 9 за 2005 г. помещены слова главного редактора Дмитрия Морозова: «Мы осознаем всю серьезность нашего положения и отвечаем за каждую статью. Более того, знаем и веруем, что всем нам предстоит дать ответ за каждое слово и на Страшном Суде».
Но собирается ли Морозов отвечать перед Богом за фальшивый образ Православия, предлагаемый нам в публикациях газеты? Логика его приводит к весьма странным выводам. Поскольку «сейчас правит Россией не власть», а исключительно «попущенное Богом зло, и не может быть у христиан согласия с ними», то остается перестать проповедовать христианские ценности вне церковной ограды, забрать детей из школ, учрежденных «злой властью», уволиться с работы, перестать читать книги и смотреть кино (поскольку оно «от сатаны»). А что же тогда делать? Очевидно, отдав на откуп сатанистам всю культуру, переселиться в резервации. То-то радость будет врагам Церкви, которые надеются, что православные не только уйдут в маргиналы, но при этом не посмеют хоть как-то попытаться повлиять на власть (ведь они с ней не общаются!).
Самое нелепое, что «Дух христианина» распространяется прямо под стенами Оптиной пустыни. Не раз паломники рассказывали, что возле монастыря газету раздают в автобусах всем паломникам — и те воспринимают его как издание самой Оптиной.
Каковы же перспективы раскольнических усилий авторов газеты? Вспомним, что произошло с «грозными обличителями» позиции Церкви В. Манягиным и К. Гордеевым, издателями журнала «Сербский крест» (он же — «Первый и последний»), издания, посвященного нагнетанию страхов по поводу ИНН. Безграмотные манипуляции святоотеческими цитатами и рассуждения об «отступничестве от Христа» привели к печальному итогу: Гордеев и Манягин сами отлучили себя от Церкви и ушли в раскол.
Все это явления одного — псевдоправославного — порядка. Но те, кто старается рассуждать трезвомысленно, понимают, что за «Духом христианина», скорее всего, стоят антицерковные силы, которые не остановятся ни перед чем, чтобы посеять в душах людей не только ненависть к власти, но и раздор, раскол и недоверие к священноначалию, недоверие к деятельности всей Русской Православной Церкви, к другим Поместным Церквам, которые напрямую названы еретиками, недостойными спасения.
Не исключено, что эти силы соблазнили кого-то из искренних, но недостаточно воцерковленных людей, которые поверили, будто они действительно борются за чистоту Православия. Но провокаторы приходят и уходят, а Православная Церковь стояла и стоять будет до скончания века. И врата ада не одолеют ее.
От редакции. «Церковный вестник» предполагает продолжить тему и, в частности, обратиться к наместнику Свято-Введенской Оптиной пустыни архимандриту Венедикту с просьбой прокомментировать утверждения редакции газеты «Дух христианина» о том, что она находится во взаимодействии с братией Оптиной пустыни, а также факты регулярного распространения этого издания среди паломников у стен монастыря.
№ 6 (355) март 2007
http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2122&forprint