Русский дом | Протоиерей Владислав Цыпин | 03.07.2007 |
Первый Патриарх Московский Иов родился в древнем городе Тверской земли Старице в семье посадских людей, с детских лет воспитывался в старицком Успенском монастыре, где в 1553 году принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха и стал затем архимандритом этой обители. Смиренный инок, он отличался молитвенностью, постничеством, особым прилежанием к богослужениям — каждый день он совершал Литургию. Святой Иов поражал знавших его тем, как много богослужебных текстов знал наизусть: по памяти читал Псалтирь, Апостол и Евангелие, пространные коленнопреклонные молитвы Пятидесятницы, молитвы евхаристического канона из Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Читал их вдохновенно, с умиленным плачем, который, по свидетельству его первого биографа, передавался молящимся в храме. Как писал тот же биограф, «во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». Молитвенность соединялась в святом угоднике с административными талантами, с умелой распорядительностью в делах монастырского управления. Поэтому в 1571 году он был переведён в Москву — его назначили настоятелем знаменитого Симонова монастыря, затем, в 1575 году переместили на ту же должность в Новоспасский монастырь.
В 1581 году состоялась хиротония святого Иова во епископа Коломенского, через пять лет за этим последовало его перемещение на одну из важнейших кафедр Русской Церкви — Ростовскую, которой принадлежало достоинство архиепископии. В 1586 году был низложен вовлечённый в дворцовые интриги глава Русской Церкви митрополит Дионисий. На его место был поставлен святой Иов, которого помнила православная Москва как совершителя торжественных богослужений в храмах Симонова и Новоспасского монастырей, исполненных особой молитвенностью, которого любил царь Феодор Иоаннович, которого ценил и которому доверял первый царский боярин Борис Годунов.
В пору первосвятительского служения святого Иова, в 1589 году, на Руси учреждено было Патриаршество. Первый Московский Патриарх поставлен был при участии Вселенского Патриарха Иеремии II, который находился тогда в России для сбора милостыни. В связи с этим актом была составлена «Уложенная грамота», которая помещена в начале «Кормчей книги». «Уложенная грамота» об учреждении Московского Патриархата — это один из самых важных документов в истории Русской Церкви, Российского государства, а также в сфере взаимоотношений между поместными Православными Церквами. Отражение в его тексте идеи старца Филофея о Третьем Риме придаёт ему также характер памятника политической, юридической и богословской мысли.
В уста Патриарха Нового Рима Иеремии в Уложенной грамоте влагается следующая речь: «Воистину в тебе, благочестивом царе (имеется в виду занимавший тогда царский престол сын Ивана Грозного Фёдор — В. Ц.) Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет, праве и истинно вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего Освященного собора того превеликого дела свершение. Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, вторый же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о благочестивый царю, великое Российское царство, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивыя царствие твое в едино собрася, и ты един собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по Божию Промыслу и Пречистыя Богородицы милости и молитв ради новых чюдотворцов великого Российского царства Петра и Алексия и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнитца».
Упоминание о падении второго Рима и у Филофея, и в «Уложенной грамоте» заключается в констатации факта завоевания Константинополя османами и прекращения в результате этого завоевания существования православной Империи на Босфоре. Следовательно, Москва, здесь уже не в смысле Русской Церкви, а Российского царства, потому стала Третьим Римом, что Русь осталась единственным православным и, после прекращения золотоордынского ига в 1480 году, независимым от иноверных властей государством. Но это, конечно, не всё, что мы можем почерпнуть из идеи Третьего Рима, как она выражена и в посланиях старца, и в «Уложенной грамоте» об учреждении Патриаршества. Косвенным образом само именование Москвы Третьим Римом содержит уже идею о том, что Рим непреходящ и в этом смысле вечен, ибо после падения одного Рима возникает другой, или лучше сказать, тот же Рим, но уже на ином месте.
Таким образом, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: идея преемства Москвы Новому Риму, присутствующая в «Уложенной грамоте», включает в себя мысль о том, что Церковь Русская хранит в чистоте православную веру, что Россия — это православное самодержавное государство и что политическим центром православного мира является Москва.
В мае 1590 года Патриарх Иеремия созвал в Константинополе Собор, в котором участвовали Антиохийский Патриарх Иоаким и Иерусалимский Софроний. Рассказав собравшимся иерархам о богатстве и величии Московских церквей, щедрости и благочестии Русского царя и о просьбе царя устроить Русское Патриаршество, он просил Собор утвердить его «хрисовулл» — уложенную грамоту о поставлении в Москву Патриарха. Восточные Патриархи признали это дело «благодатным и благословенным» и приняли постановление: «Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве Патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами — Патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалима; а во главе и начале держать ему Апостольский престол Константинограда, как и другие Патриархи держат; во-вторых, Патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы по нем поставлялись Московским Собором Патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужебника нашего смирения и во Св. Духе возлюбленного брата нашего Иова. Для того и утверждена сия уложенная грамота на память во веки, лета 1590, месяца мая». Грамоту подписали Патриархи: Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский (Александрийская кафедра тогда вдовствовала) и участвовавшие в деяниях Собора 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. Так Патриарх Иов признан был Патриархом всем Православным Востоком, и возглавляемая им Русская Церковь была поставлена на пятое место в православном диптихе, которое она занимает и поныне.
При Патриархе Иове открыты были новые епархии: Астраханская, Псковская и Карельская. Патриарх поощрял миссионерское служение в Казанской епархии с её многочисленным мусульманским и языческим населением, среди язычников российского Севера и Сибири. При нём Россия оказывала помощь православным Церквам Востока, страдавшим от иноверного ига, многострадальной Грузинской Церкви, для чего в Грузию посылали священников и иконописцев. Патриарх Иов проявлял особое усердие о почитании угодников Божиих: за время его Патриаршества были прославлены знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, казанские святители Гурий и Варсонофий, преподобные Антоний Римлянин Новгородский и Корнилий Комельский. К лику общечтимых святых причислили ранее почитавшегося местно преподобного Иосифа Волоцкого, к местному почитанию прославлены были князья Даниил Московский и Роман Владимирович Угличский.
Как Патриарх, Иов был ближайшим советником Царя и в делах государственных, регулярно участвуя в заседаниях боярской думы, которые обыкновенно проходили в пятницу. После блаженной кончины царя Феодора Иоанновича святой Иов, в отсутствие прямых наследников, совершил венчание на царство царского шурина Бориса Годунова — тогда впервые на престол взошёл боярин, не принадлежавший по происхождению к наследственным правителям Руси Рюриковичам.
На время Патриаршества святого Иова приходится начало Смуты, потрясшей самые основы национальной и государственной жизни России. В 1603 году в Польше объявился самозванец, усвоивший себе имя святого царевича Димитрия, которым он смутил и соблазнил многих доверчивых людей, дал повод для политических интриг боярской оппозиции, разбудил мятежные и грабительские страсти у лихих людей и вовлек в русские дела католическую Речь Посполитую, использовавшую честолюбивого проходимца как орудие борьбы с могущественным православным соседом. Святой Патриарх сразу увидел грозную опасность затеянного предприятия и стал рассылать по русским городам и монастырям свои послания — патриаршие грамоты, в которых развенчивал самозванство мнимого Димитрия, в действительности расстриги Гришки Отрепьева, бежавшего ранее из московского Чудова монастыря, призывал свою паству хранить верность законному Царю Борису Годунову, а после его кончины, наступившей в 1605 году, его сыну и преемнику на троне Феодору Борисовичу.
Когда в результате предательства воеводы Басманова самозванец вошёл в Москву и объявил себя царем Димитрием, обличительный голос старца Первосвятителя не умолк, святой Иов решительно отказался признать хорошо известного ему авантюриста Царём, и в 1605 году по приказу самозванца послушным ему Освященным Собором он был низложен. В Успенский собор Кремля ворвался отряд вооружённых лиц, дерзнувших поднять руку на Патриарха, совершавшего богослужение. Патриарх при этом молился Божией Матери: «О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость православия, ныне же, по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая. Молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». С Первосвятителя сорвали облачение, надели на него черную рясу и по приказу Лжедмитрия увезли в Старицкий монастырь, в котором святой угодник в юности дал монашеские обеты Богу, чтобы содержать его там как узника, «во озлоблении скорбном».
После свержения и казни самозванца, низложения тайного униата Игнатия, поставленного в Патриархи по приказу Лжедмитрия, и возведения на Патриарший Престол священномученика Ермогена, указом нового Царя Василия Шуйского святого Иова, к тому времени уже немощного и дряхлого старца, привезли в Москву, где он 20 февраля 1607 году принял всенародное покаяние и разрешил клятвопреступление народа, изменившего своему законному царю Борису. Затем он возвратился в Старицу, в родной монастырь и в том же году 2 июля (19 июня ст. ст.) отошел ко Господу.
В 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святого Иова были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе. В 1989 году, когда праздновалось 400-летие учреждения Патриаршества в Москве, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви совершил канонизацию первого Патриарха Московского и всея Руси Иова.