Неприкосновенный запас | Николай Митрохин, Ольга Сибирева | 02.07.2007 |
«Не бойся, малое стадо!»[1]
Начиная с 2002 года Ольга Сибирева, под научным руководством Николая Митрохина, занимается комплексным изучением современной православной религиозности на примере отдельно взятой епархии сегодняшней Русской православной церкви (РПЦ). Для изучения была выбрана Рязанская область. Исследование охватывает развитие епархиальной инфраструктуры в 1990—2000 годы и анализирует особенности взаимоотношений духовенства и мирян[2]. Несколько выходя за рамки исследования, авторы статьи хотели бы попробовать оценить количество практикующих православных (то есть людей, регулярно посещающих храмы) в пределах одной епархии, а также разрешить ряд методологических вопросов, связанных с подобными расчетами, с учетом специфики проведения полевых исследований. Полевая работа Ольги Сибиревой проводится в форме регулярных поездок (4−5 в год; суммарно около полутора месяцев) в Рязанскую область из Москвы. Базой является Рязань, а также Шацк — крупный районный центр на юго-востоке области.
Программа исследования предусматривает изучение ситуации в самом областном центре, комплексно — в одном сельском районе, отличающемся высокой религиозной активностью (Шацком, где исследовательница побывала в 10 из 11 существующих приходов и во всех трех тамошних монастырях, а также на расположенном в этом районе подворье Троице-Сергиевой лавры), и в значительном количестве райцентров (в настоящее время в 11 из 25), расположенных в разных частях региона. Исследовательница встречается со священниками и прихожанами, присутствует, когда это удается, на службах. Поскольку опрашиваемые иногда возражают против аудиозаписей, сведения, полученные в этих разговорах, фиксируются в полевом дневнике. Чаще всего отдельный районный или сельский храм посещается один раз, что в немалой степени связано с транспортными проблемами, а также с отсутствием стабильной телефонной связи в приходах. В самой Рязани в некоторых храмах исследовательница, конечно же, побывала не один раз.
Основной объем сведений о количестве практикующих православных верующих, которыми мы располагаем, составляют две группы данных: собственные подсчеты исследовательницы во время служб (38) и информация, предоставленная священниками (49). Далеко не во всех храмах, где побывала Ольга Сибирева, ей удалось застать службу. Например, в сельских храмах в течение рабочей недели, если на это время не выпадает крупный церковный праздник, служб нет вовсе. В этих случаях информация священника о количестве прихожан, полученная во время интервью, является единственным источником.
Общая характеристика региона и приходской инфраструктуры
Рязанская область была выбрана для проведения исследования в качестве типичного с точки зрения религиозной жизни региона Центральной России: моноэтнического, со средними по сравнению с соседями показателями урбанизации[3]. Несмотря на наличие в Рязанской области относительно крупных групп автохтонного инорелигиозного населения[4], она входит в число регионов, составляющих так называемый «православный пояс России». В них число приходов РПЦ превышает суммарное количество других зарегистрированных религиозных организаций[5].
По мере проведения исследования стало очевидно, что Рязанская область по некоторым признакам[6] является несколько «более православным» регионом, чем ее соседи. Это становится очевидным при сопоставлении количества жителей с числом приходов в Рязанской и соседних с ней областях, а также в некоторых других регионах, входящих в «православный пояс».
Таблица 1. Соотношение численности населения некоторых областей Центральной России с количеством приходов РПЦ (в 2005—2007 годы) с учетом фактора урбанизации
|
* Данные о соотношении городского и сельского населения удалось получить не по всем представленным епархиям.
При том, что по соотношению количества городских и сельских приходов область не выделяется из общей массы[14], количество православных приходов на душу населения в ней (как и в граничащей с ней на востоке Мордовии, а также Костромской области) вдвое больше, чем у подавляющего большинства соседей. Если в целом по составленной нами таблице число потенциальных прихожан у одного прихода РПЦ в Центральной России (без учета Москвы) составляет 6254[15], то в Рязанской области, как мы видим, их в полтора раза меньше.
При использовании подобной статистики важно понимать, что чаще всего речь в ней идет только о зарегистрированных приходах, то есть существующих номинально. По нашему мнению, количество «приписных» (не имеющих собственного священника и нередко не проводящих регулярных богослужений) приходов в каждой епархии может составлять до 20% от общего числа[16]. В 1999 году рязанская епархиальная пресса писала: «В настоящее время в Рязанской епархии 209 зарегистрированных приходов, а действующих — 186″[17]. В 2006-м, несмотря на общий рост числа православных общин, пасхальные службы в области, по данным МВД, прошли лишь в 278 храмах при наличии более 300 зарегистрированных приходов[18]. В то же время в таблице 1 не учитывается количество монастырей (на 2006 год их в Рязанской области было 11), имеющих, как правило, помимо паломников, еще и постоянных прихожан.
Факторы, влияющие на динамику посещаемости храмов
В современной Церкви принадлежность верующего к определенному приходу не фиксируется[19] и никаких формальных обязательств по посещению храма на него не накладывается. Поэтому мирянин волен выбирать и храм (храмы), куда он ходит, и регулярность, с которой он это делает. В этой ситуации число посещающих конкретную церковь не является постоянным и зависит от многих факторов.
Наиболее важным из них является календарный — мы имеем в виду и церковный календарь, и астрономический. Очевидно, что во время постов и церковных праздников храмы посещает больше людей, чем в „обычные“ дни. Летом, в период отпусков, когда часть городского населения перебирается за город, число прихожан сельских храмов возрастает, иногда во много раз, а в городских людей становится меньше.
Необходимо помнить и о том, что в один и тот же день в двух расположенных неподалеку храмах число прихожан может заметно различаться. Имея свободу выбора, верующий учитывает возможность удобного подъезда к церкви, красоту ее убранства, наличие известной святыни, репутацию священника и многое другое.
Поэтому автоматическое перенесение ситуации, зафиксированной исследователем в одном приходе, на все остальные неизбежно приведет к значительным искажениям. Компенсировать их можно только за счет репрезентативной выборки и достаточно широкого охвата. Для этого в приводимые ниже таблицы мы включили как наиболее популярные, так и менее посещаемые храмы, оценка показателей посещаемости которых дает в итоге достаточно корректный результат.
В таблице 2 собраны сведения о количестве посещавших богослужения в воскресные дни, двунадесятые (за исключением Рождества), великие и менее крупные церковные праздники[20] (исключая те случаи, когда какой-то из этих праздников является для храма престольным) в приходах в селах и районных центрах области — в сопоставлении с численностью жителей этих населенных пунктов. Сюда же включены два монастыря, расположенные в сельской местности, а также два московских подворья, поскольку они функционируют и воспринимаются местными жителями как обычные приходские храмы. Данные о храмах областного центра — Рязани — для удобства приведены нами в таблице 3. Сведения о присутствовавших на пасхальной, рождественской службах, а также на престольных праздниках[21] отражены в таблице 4.
Таблица 2. Фиксация посещаемости храма на селе и в районном центре Рязанской области в зависимости от типа служба и в процентном отношении к населению административного образования
|
% - к числу жителей населенного пункта. ШР — Шацкий район.
Методы фиксации и расчета численности прихожан
Как говорилось выше, при посещении храмов Ольга Сибирева фиксировала количество присутствующих на службе, хотя далеко не все эти люди оставались на богослужении от начала и до конца. Значительная их часть проводила в храме лишь несколько минут, необходимых для того, чтобы подать записку и поставить свечи. Такие посетители на церковном сленге обычно именуются „захожанами“. Их отдельный учет не велся, поэтому в таблице 2 они включены в число тех, кто провел в церкви большую часть богослужения. Число, зафиксированное исследовательницей во время службы, в данной таблице мы округляли до следующего десятка в большую сторону, допуская, что не все присутствующие были замечены и учтены.
Следует добавить, что приходящие в храм по-разному участвуют в богослужении. Часть из них исповедуется и причащается, часть молится, но не причащается. При визитах исследовательницы в приходы и в ходе бесед с духовенством количество причастников по возможности фиксируется, но в данной статье мы не ставим своей задачей анализ участия прихожан в церковных таинствах, ограничиваясь оценкой численности посетителей служб. Упомянем, однако, что численность причастников в зависимости от времени церковного года и традиций конкретного храма (где-то священник поощряет частое причащение, где-то — нет) может колебаться от 5−6% от общего числа присутствующих до почти 100%.
Когда начиналась работа над этой статьей, мы располагали данными о количестве прихожан на 38 службах, проводившихся в храмах Рязанской епархии в 2002—2006 годах. Казалось, что этого достаточно как с количественной точки зрения (более 10% от числа реально существующих приходов епархии), так и с точки зрения репрезентативности.
Однако при первичной систематизации этих данных возникли серьезные трудности, связанные с различной популярностью служб (это подтверждается и наблюдениями авторов статьи, и мнением прихожан и духовенства), а следовательно, и с разницей в количестве прихожан. Мы имели данные, как минимум, о шести типах служб: литургия в рабочий день и субботу, всенощная под воскресенье, воскресная литургия, литургия на двунадесятые и менее крупные общецерковные праздники и, наконец, ночное богослужение на Пасху[27]. При этом совершались они, как минимум, в трех разновидностях храмов — сельском, районном и храме областного центра[28], что давало, естественно, разную численность прихожан на каждой конкретной службе. Даже минимальная выборка — сравнение одинаковых по типу служб в трех одинаковых по типу храмах — заставила бы нас привлечь данные из 48 церквей.
Поэтому мы сочли возможным объединить собственные подсчеты с оценкой количества прихожан, данной священниками. В ходе интервью им задавались стандартные вопросы о численности прихожан на воскресной литургии, на пасхальной и рождественской службах. И хотя далеко не всегда исследовательница могла получить ясные ответы, эти сведения позволяют существенно дополнить эмпирические наблюдения данными о тех приходах, где на службе побывать не удалось, а также сравнить зафиксированную во время визита ситуацию (например, субботнюю всенощную в сельском приходе летом) с другими примерами (например, с двунадесятыми праздниками)[29].
Следует отметить, что в первые годы проведения исследования священники нередко затруднялись определить количество прихожан и называли примерную цифру только после наводящих вопросов интервьюера. Но уже в 2004—2006 годах с подобными случаями сталкиваться почти не приходилось. Возможно, увеличение числа недавно рукоположенных (и несколько более образованных) священников и ужесточение требований к приходским отчетам со стороны епархиального управления привело к тому, что батюшки стали чаще фиксировать для себя численность паствы. Как правило, при этом они указывали на диапазон колебания численности своих прихожан (например, 15−20 человек), а не называли конкретную цифру. Эти приблизительные оценки вошли в нашу таблицу, хотя при расчетах в таком случае мы используем средний показатель.
При учете населения, теоретически способного посещать богослужения в конкретной церкви, мы учитывали тот факт, что прихожанами сельского храма являются и жители близлежащих населенных пунктов. Ввиду отсутствия регулярного транспорта приходы нередко сами организуют подвоз жителей, арендуя автобус или, если он есть, используя собственный. Поэтому, говоря о количестве потенциальных прихожан, мы приводим численность проживающих не только в указанном населенном пункте, но во всем сельском округе.
Численность прихожан, посещающих сельские и районные храмы
Воскресная литургия в сельской церкви и учтенных сельских монастырях[30] (всего 14 случаев) собирает в среднем 22,5 человека, или 4,2% жителей сельского округа. Дальнейшую интерпретацию этих сведений можно вести двумя способами. Если взять процентную составляющую и пересчитать ее на все сельское население области (433,5 тысячи)[31], то мы получим 18,2 тысячи человек. Если рассчитать среднее число прихожан на количество номинально существующих сельских приходов (243) и монастырей (7), расположенных в сельской местности (250), то результат получается в три с лишним раза меньше — 5625 человек.
Причина проста — многие сельские округа не имеют собственных храмов, и потому их жители посещают церкви, расположенные в соседних селах или райцентрах. Следовательно, правильно будет в дальнейшем отказаться от экстраполяции отношения количества участников конкретного богослужения к численности всего населения и считать только в абсолютных величинах.
Число прихожан сельской церкви на литургии на двунадесятые и великие праздники, естественно, больше. Но насколько? Простой пересчет имеющихся данных (5 случаев) дает в среднем 135 человек. Однако сопоставление данных по тем приходам, где у нас есть данные и по воскресной литургии, и по праздникам (3 случая), дает средний коэффицент роста посещаемости в 2,89 раза. То есть в среднем число посетителей по праздникам составляет — 65,2 человека. Соответственно, в пересчете на количество сельских храмов и монастырей, число прихожан на двунадесятые и великие праздники колеблется в зависимости от методики расчета — 16 300−33 750.
Специально отметим, что наблюдения в сельских храмах были сделаны преимущественно летом, когда, как уже упоминалось, число прихожан там значительно увеличивается за счет приезжих горожан, уровень религиозной культуры которых, по нашим эмпирическим наблюдениям, выше, чем у сельских жителей.
В районных центрах, больше половины из которых являются крупными селами и поселками городского типа[32], численность прихожан, естественно, сильно отличается. Воскресная литургия (12 случаев) собирает в среднем 82,5 человек.
Рассчитывая количество прихожан в праздники, мы снова столкнулись с тем, что из относительно небольшого количества данных (три случая) итоговая величина „средней“ посещаемости (90 человек) оказалась неадекватной. На этот раз ниже, чем при пересчете сопоставимых данных по посещаемости литургии в рядовое воскресенье и в праздники (в последнем случае коэффицент роста в среднем 1,68). Таким образом, корректная величина для всего массива, на наш взгляд, 138,6 человека. Умножив число посетителей обычных и праздничных литургий на количество храмов в районных центрах Рязанской области и городе Новомичуринске (всего 41)[33], мы получим 3382 и 5687 человек соответственно.
Прихожане в Рязани
Ситуация в храмах областного центра (население — 513 261 человек) отличается от сельских и районных приходов, поэтому данные о количестве прихожан в церквах Рязани (включая пригороды) выделены в отдельную таблицу. В большинстве городских храмов (всего их, по данным сайта епархии, в начале 2006 года было 28) богослужения совершаются чаще, чем в сельских. В соответствии с этим таблица 3 предусматривает больше разновидностей служб.
Таблица 3. Фиксация посещаемости храмов в Рязани (в том числе в зависимости от типа службы)
|
Основной для нас показатель — присутствие на воскресной литургии (в среднем 61,4 человека) — выше, чем в храме сельском, но существенно меньше, чем в районном. Это примечательный факт с учетом не слишком высокой популярности кафедрального собора в городе по сравнению с другими областными центрами. Он не „оттягивает“ на себя значительное количество верующих, и православные прихожане в Рязани распределяются по храмам относительно равномерно. Суммарно по воскресеньям в городе на литургию приходит 1719 человек.
Довольно много людей собирают также всенощные (перед праздниками) и вечерние службы (в среднем 21,7 человека). Вечерняя служба в будни — явление почти исключительно городское (лишь некоторые райцентры, где есть несколько храмов, тоже могут себе такое позволить), поскольку некоторым прихожанам удобно заходить в храм после работы. Сопоставимых данных по количеству присутствующих на праздничной литургии собрать не удалось. Если экстраполировать на данный случай тенденцию села (2,89), то на такую службу должно собираться 0,87% жителей города (4968 человек), если районных центров (1,68) — то 0,5% (2888 человек).
Пасха, Рождество, престольный праздник
В отдельную таблицу выделены сведения о посещаемости храмов на Пасху и Рождество, а также на престольный праздник. Эти праздники традиционно собирают в храмах больше людей, чем любые другие события церковного календаря. Существует значительная категория верующих, посещающих храм лишь в эти дни. В таблице 4 отражены данные о присутствующих на ночном пасхальном, рождественском богослужении или на литургии по случаю „престола“.
Таблица 4. Посещаемость некоторых храмов Рязанской области на Пасху, Рождество и престольный праздник
|
К сожалению, авторы не располагают собственными наблюдениями по поводу крупнейших христианских праздников — Пасхи и Рождества. Все приведенные в этой таблице данные основаны на оценке священников. Как правило, они не могли указать точное количество прихожан, и поэтому корректно и сопоставимо в данной таблице представлены данные только в отношении храмов в районных центрах. В первую очередь, это касается Пасхи. Сопоставление данных по присутствию на рядовых воскресных литургиях и на ночном пасхальном богослужении (всего 5 случаев) говорит о пятикратном превышении нормы количества прихожан.
Особенностью празднования Пасхи (помимо многолюдности) стало то, что многие из пришедших воспринимают в качестве кульминации и одновременно знака окончания службы крестный ход, игнорируя следующую за этим литургию. По свидетельству многих священников, до конца пасхальной литургии остаются те, кто и составляет приходскую общину.
Таблица 5. Суммарное количество жителей области (в абсолютных и относительных показателях), принимающих участие в регулярных богослужениях
|
Если принять за основу утверждения священников, что число прихожан на Пасху в 5−10 раз превышает число присутствующих на обычной воскресной литургии, а Рождество и престольный праздник собирают несколько меньше, чем Пасха, то тогда вполне убедительными выглядят подсчеты УВД области, сотрудники которого следят в храмах за порядком.
По данным УВД, в рождественских богослужениях в 2007 году приняли участие около 100 тысяч жителей Рязанской области[40]. Речь в данном случае идет о пришедших на ночную рождественскую службу, проводившуюся в 268 храмах и 9 монастырях. Говоря о праздновании Пасхи в 2006 году, областное УВД приводит данные о 250 тысячах человек, однако включает сюда не только пришедших на ночную службу, но и посетителей кладбищ, куда значительная часть населения ежегодно отправляется в пасхальные дни, минуя храм. В пресс-службе УВД Рязанской области нам не смогли прояснить, сколько же человек из 250 тысяч составляют побывавшие в храмах[41]. Можно только предполагать, что не меньше половины, поскольку Пасха собирает большее число прихожан, чем Рождество. Милицейская статистика не учитывает и количество пришедших на утреннюю службу, которая проводится в некоторых городских приходах.
Особые службы и их посещение
Разновидности богослужений не исчерпываются проанализированными нами выше. В данную статью мы не включили еще несколько служб, собирающих, пожалуй, даже большее количество людей, чем уже упомянутые.
Так, „молебен о здравии“, совершающийся еженедельно в Пятницком храме села Панино Спасского района, собирает, по утверждению настоятеля, не менее 100−150 человек[42]. „Молебен“ является в значительной мере плодом литургического творчества этого священника и представляет собой богослужение продолжительностью более трех часов, включающее в себя, помимо собственно молебна о здравии, молитвы об изгнании бесов, помазание елеем, чтение Евангелия и катехизаторскую беседу. Подобные необычные службы, проводимые священниками под свою ответственность, пользуются популярностью, однако ввиду их нерегулярности мы не сочли возможным включить их в наши таблицы.
Довольно многолюдными могут быть молебны на почитаемых источниках, совершаемые обычно раз в год, в день памяти святого или иконы, с которыми связана история этого источника. Например, молебен в праздник Казанской иконы Божией Матери собирает на источнике в Милославском районе до 500 человек[43].
В последние несколько лет получила распространение практика перенесения („гастролей“) различных святынь, ставшая весьма популярной среди верующих. В декабре 2006 года один из авторов этой статьи наблюдал, как в течение часа Преображенский храм в городе Спас-Клепики, где находилась привезенная из села Ижеславль Михайловского района деревянная скульптура Святого Николая, посетили около 60 человек.
Здесь же можно упомянуть традицию сельских праздников, существующую в некоторых селах области (например, в селе Борки Шацкого района). Эти праздники, как правило, отмечаются в день „престола“, но, помимо богослужения в храме, могут иметь обширную программу (в том числе и светскую) за его пределами.
Ввиду нерегулярности таких богослужений они не рассматривались в статье подробно. Кроме того, участие в сельском празднике, поездка на источник, купание в Иордани, поход в храм за святой водой на Крещение, освящение куличей на Пасху или поклонение привезенной святыне отнюдь не предполагают регулярного посещения храма и чаще всего вызваны интересом к поддержанию „народных традиций“, заботой о здоровье или воспринимаются как занимательное времяпрепровождение. Можно утверждать, что для части населения именно это, а не систематическое посещение предусмотренных церковным уставом служб, является формой исповедания православной веры. Но с этим трудно согласиться не только многим исследователям, но и, конечно же, духовенству.
* * *
Как говорилось в начале этой статьи, Рязанская область — один из наиболее „православных“ регионов Центральной России. В своих подсчетах мы учитывали как функционирующие и те приходы области, которые бездействуют или проводят службы лишь по большим праздникам (даже рождественскую службу не служили в 13% номинально существующих приходов). Мы делали расчеты без скидки на календарный период фиксации сведений, фактически в наиболее благоприятный для Церкви сезон (летние подсчеты в сельской местности, зимние — по городам). Мы не выделяли среди прихожан „воцерковленных“ и „захожан“, считая всех присутствующих „практикующими“. Мы доверяли словам священников о количестве приходящих в храм.
Результаты таковы: на обычной воскресной литургии в храмах области присутствует менее одного процента населения. На крупный (двунадесятый) праздник собирается в лучшем случае 3,6% (но не исключено, что и в два раза меньше). Даже Пасха, „праздник праздников и торжество торжеств“, как любит говорить духовенство, собирает у храмов не более 10% жителей области (и это лучший известный нам результат среди регионов Центральной России), которые удовлетворяют свое религиозное чувство (и любопытство) участием в крестном ходе и расходятся, не дождавшись (с точки зрения учения Церкви) главного.
Вопросы о том, кто есть настоящие „воцерковленные“ (или, как все более часто говорят священники, „ядро [общины]“), какова их численность, половозрастной и социальный состав, какова динамика происходящих с ними изменений, должны стать темами дальнейших (и, будем надеяться, многочисленных и разносторонних) исследований. Но социологам в данном случае придется исходить из того, что число реальных прихожан РПЦ, то есть людей, в самом деле относительно регулярно ходящих в храм, — категория, не улавливаемая в „сито“ массовых опросов. И из того, что для получения достоверных цифр нужны иные методы фиксации данных, нежели распространенные в настоящее время.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Лука 12:32. вернуться
[2] Некоторые результаты исследования уже были опубликованы. См.: Сибирева О. Православный священник как харизматический лидер (на материале Рязанской епархии) // Ежедневный журнал. 2005. 28 февраля; Она же. Современный священник и „народное православие“ // Религиозные практики в современной России / Под ред. К. Русселе, А. Агаджаняна. М.: Новое издательство, 2006. С. 149−177; Sibireva O. Le pretre et l?"orthodoxie populaire» dans le diocese de Riazan // Revue d? etudes comparatives Est-Quest. 2005. Vol. 36. No. 4. P. 121−156. вернуться
[3] В среднем по составленной нами таблице соотношение городского и сельского населения в Центральной России — 72,8/27,2%, в Рязанской области — 68,9/31,1; подробней см. таблицу 1. вернуться
[4] Касимовские татары и старообрядцы, компактно проживающие, соответственно, в Касимовском (север области) и Клепиковском (северо-запад), Путятинском (восток), Шацком (юго-восток), Шиловском (центр) районах. вернуться
[5] См.: Сафонов С. Русская православная церковь в конце ХХ в.: Территориальный аспект // Московский центр Карнеги: Рабочие материалы. М., 2001. № 1. С. 12; Митрохин Н. Русская православная церковь: Современное состояние и актуальные проблемы. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 410, 411. вернуться
[6] Важным является наличие значительного количества уроженцев области среди духовенства и епископата РПЦ в 1950—2000-е годы. На начало 2006 года из 166 епископов РПЦ четверо родились в Рязанской области, в то время как уроженцев многих соседних областей в епископате нет вообще. Существенным фактором, по нашему мнению, стало и формирование в течение 1990−2000 годов на территории области ряда фундаменталистских общин (в том числе переселение из Москвы групп эсхатологически настроенных мирян), а также получение московскими монастырями на Рязанщине под свой контроль целого ряда аграрных хозяйств — чего нет ни в одной другом регионе страны. вернуться
[7] По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года (см. сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru/wps/portal). вернуться
[8] Данные по Владимирской и Ивановской епархиям приведены по: Атлас современной религиозной жизни России. Т. 2. М., 2006. С. 131, 255; по Тамбовской, Тверской и Тульской — предоставлены авторам епархиальными управлениями в ходе телефонного опроса в январе 2007 года; по Нижегородской — сайт епархии: http://eparhia.nnov.ru/; по Ярославской — сайт «Официальный портал Московской патриархии»: www.patriarchia.ru. вернуться
[9] См. в: Липецкая и Елецкая епархия принимает участие в выставке «Православная Русь» // ИА «Липецк-Инфоцентр». 2005. 27 января. вернуться
[10] Доклад митрополита Ювеналия на годичном епархиальном собрании «Московская епархия в 2006 году и дальнейшие пути нашего служения» (сайт Московской епархии. 2006. 20 декабря: www.meparh.ru). вернуться
[11] Доклад Высокопреосвященного Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского, на общем епархиальном годовом собрании 27 декабря 2005 года // Рязанский церковный вестник. 2006. № 1. С. 37. вернуться
[12] Слово архипастыря. Пенза, 2006. С. 16. вернуться
[13] Данные предоставлены Саранским епархиальным управлением. вернуться
[14] Обращает на себя внимание следующее: при том, что почти 80% жителей Центральной России живут в городах, почти 80% приходов зарегистрировано в сельской местности. вернуться
[15] Некоторая разница в датах, на которые приводятся данные, не имеет принципиального значения, поскольку рост количества приходов в это время не превышал 3% в год. вернуться
[16] Подробнее: Митрохин Н. Русская православная церковь… С. 69, 74. вернуться
[17] «Днесь благодать Святого Духа нас собра» // Благовест. Рязань. 1999. № 2. вернуться
[18] По данным УВД, в праздновании Пасхи приняли участие 250 тысяч жителей Рязанской области // ИА «7 новостей». 2006. 24 апреля (www.7info.ru/index.php?ns=601&dtv=1 145 822 410&kn=1 145 869 810). Примечательная статистика была недавно оглашена на епархиальном собрании правящим епископом Нижегородским: «По состоянию на 31 декабря 2006 года […] зарегистрирован 431 приход […] В 329 приходах (78%) ведется активная приходская жизнь. В 279 (66%) приходах священники служат на постоянной основе». (В Нижегородской епархии действует более 500 храмов и храмовых помещений (сайт Нижегородской епархии. 2007. 24 января. www.nne.ru/news.php?id=3821).) вернуться
[19] За исключением списка учредителей прихода (10 человек). вернуться
[20] По степени торжественности церковные праздники подразделяются на несколько категорий. Главный — Пасха. Затем двунадесятые (12 праздников, посвященных Спасителю и Богородице, связанных с основными евангельскими событиями), великие (посвященные великим святым), средние и малые праздники — дни памяти всех остальных святых. К средним и малым относится большинство церковных праздников. вернуться
[21] Престольным праздником считается день памяти святого или события, в честь которого освящен храм. вернуться
[22] На 1 января 2006 года. По сведениям, предоставленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области. вернуться
[23] Подворье Патриарха Московского и всея Руси. вернуться
[24] Подворье Троице-Сергиевой лавры. вернуться
[25] Номинально поселок приписан к городу, однако находится от него далеко, в сельской местности. Данные о количестве жителей поселка у нас отсутствуют. вернуться
[26] Город не является районным центром. вернуться
[27] Этим списком, конечно же, количество типов служб не исчерпывается, но мы остнавливали наше внимание на основных. вернуться
[28] Первоначально отдельными типами служб были сочтены и монастырские, однако изучение их посещаемости (но, конечно, не хода самого богослужения) не выявило принципиальных отличий от окружающих приходских храмов. вернуться
[29] По категориям (согласно таблицам 2−4) они распределяются так: сельские (5 — подсчеты самой Ольги Сибиревой, 13 — информация священников); райцентры (6−15); областной центр (23−9); Рождество/Пасха/"престол" (4−12). вернуться
[30] Учтен Чернеевский монастырь. вернуться
[31] Этот показатель отличается от количества сельского населения по данным государственной статистики. Сюда включено также число житетелей поселков городского типа (не являющихся районными центрами), но исключены данные по селам, которые считаются райцентрами. вернуться
[32] Из 25 райцентров Рязанской области: 11 — города, 11 — поселки городского типа, 3 — села. вернуться
[33] В некоторых районных центрах по два-три храма. вернуться
[34] По воскресеньям в этом храме проводятся две литургии. В данном случае речь идет о поздней. Можно предположить, что на ранней присутствует меньше прихожан. вернуться
[35] В этот день в храме читался акафист иконе Божией Матери «Воскрешающая Русь», популярной в фундаменталистских кругах, но запрещенной священноначалием. вернуться
[36] В данном случае количество присутствующих на пасхальном богослужении приведено со слов настоятеля храма. Имеются в виду только прихожане, которые достояли до конца литургии. На всенощной, крестном ходе и в начале литургии людей, конечно, было больше, однако точное количество в интервью названо не было. вернуться
[37] С учетом монастырей. вернуться
[38] Цифры округлены до первого знака после запятой. вернуться
[39] Включая жителей сел-райцентров. вернуться
[40] На праздновании Рождества в Рязанской области работали более 3500 милиционеров // ИА «7 новостей». 2007. 9 января. вернуться
[41] К сожалению, нет возможности проследить динамику количества посетивших храмы на Пасху и Рождество в разные годы. В пресс-службе МВД Рязанской области сообщили, что за предыдущие годы сохранились данные лишь о количестве сотрудников правоохранительных органов, обеспечивающих порядок в храмах в эти дни. вернуться
[42] По наблюдению Ольги Сибиревой в июле 2006 года, минимум 200. вернуться
[43] Интервью Ольги Сибиревой с настоятелем Богородице-Рождественского храма села Ново-Александрово Милославского района протоиереем Валерием Хировым (Ново-Александрово. 2004. 10 мая). вернуться