Русская линия
Труд Леонид Бамблевский02.07.2007 

Аскет выходит в интернет
Школа, где готовят батюшек

Австралийцы, китайцы, корейцы, индонезийцы, немцы, французы, сербы. И это не сбор землячеств, и не площадь Института дружбы народов. Это Московская духовная академия.

Конечно, здесь учатся в основном студенты из России, но и доля иностранцев стабильно высока. Что же притягивает сюда людей не только из самых разных уголков не только России, но и всего мира? И почему эти полные сил юноши добровольно отказывают себе в простых житейских радостях, чтобы как минимум пять лет провести в условиях строгой, почти аскетической дисциплины и максимального напряжения сил.

Диакон Игорь Михайлов, помощник ректора по представительской работе, рассказал мне, что, согласно преданию, основатель Троице-Сергиевой лавры преподобный Сергий Радонежский однажды услышал за стенами своей кельи голос, который звал его. Выйдя за дверь, он увидел множество птиц, кружившихся вокруг. И тут святой вновь услышал голос, сообщивший ему, что так же много, как птиц, будет у него — учеников.

В Московской духовной академии и семинарии видят прямую связь между этим преданием и тем, что академия вот уже почти 200 лет находится в стенах Троице-Сергиевой лавры. Не зря семинаристы называют друг друга «птенцами преподобного Сергия» и говорят, что собрал их всех тут сам «авва Сергий».

Учеба, пост и молитва. Это то, что составляет основу жизни каждого учащегося семинарии и академии. По сути, здесь человек практически не имеет свободного времени. Весь день расписан по минутам. Не успели закончиться занятия, как студенты уже идут на послушания: убирать территорию от снега или листьев, встречать туристов и паломников, следить за порядком. Только выполнят все послушания, как пора уже — в церковь на службу.

Когда я об этом узнал, то задумался, а не слишком ли много для бедного студента? Неужели можно успешно учиться и выполнять столько послушаний? К моему удивлению, все семинаристы, кого бы я ни спросил, в один голос утверждали, что послушания им нисколько не мешают. А студент 2-го курса семинарии Зиновий Чесноков сказал так:

— Это нас только сплачивает, делает одной семьей.

Едва оказавшись в духовной школе, я зашел в кабинет диакона Игоря Михайлова. Самого его на месте не было, так что встретил меня дежурный, тоже студент Московской духовной академии по имени Сергей. Мельком я заметил у него на столе томик Канта. Спросил: неужели в духовных учебных заведениях разрешают читать такие «вольные» книги. Сергей широко улыбнулся и объяснил, что в Московской духовной академии и семинарии преподают не только духовные, но и светские науки. Кроме того, в академии существует уникальная библиотека, где можно найти редчайшие экземпляры многих книг.

И еще одна особенность этого заведения, может быть, самая главная. Здесь к тебе совершенно искренно расположены и готовы говорить с тобой как с родным человеком.

Наша справка

В 1685 в России был создан первый вуз: Славяно-греко-латинская академия. В 1755 году «высочайшим распоряжением» образование разделили на светское и духовное. Так появились Московский государственный университет и Московская духовная академия. После войны 1812 МДА перенесли в Троице-Сергиеву лавру.

В конце 1917 года академия была закрыта. После Великой Отечественной войны в 1946 году МДА возродили, приписав к ней еще и духовную семинарию.

Сегодня Московская духовная академия и семинария являются центрами богословского образования в России. Ежегодно стены этих учебных заведений покидают 60−70 выпускников. Часть из них уже священники, остальные становятся ими у себя на родине.

http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200 706 301 140 602


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru