Русская линия
НГ-РелигииПротоиерей Владимир Воробьев21.06.2007 

Православная кузница кадров
Богослову не помешают ни история науки, ни экономика, ни физкультура, утверждает протоиерей Владимир Воробьев

Православный Свято-Тихоновский государственный университет (ПСТГУ) является одним из первых крупных православных учебных центров, появившихся в России за последние полтора десятилетия. Каких успехов он достиг за прошедшее время? Каким образом применяется государственный стандарт по специальности «теология», разработанный специалистами этого вуза? На эти и другие вопросы «НГР» ответил ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

— Ваш вуз стал первым учебным заведением Русской Православной Церкви (РПЦ), выпускающим специалистов с дипломами государственного образца. Как это получилось и каким образом нужно было изменить программу духовного учебного заведения, чтобы получить признание наравне со светскими вузами?

— Православный Свято-Тихоновский богословский институт (ПСТБИ), учрежденный в 1992 году Патриархом Алексием II, впервые получил госаккредитацию в 1997-м, используя уже действовавший с 1992—1993 годов. образовательный стандарт по теологии. Однако этот стандарт не был удовлетворительным. В ПСТБИ по предложению Министерства образования РФ был разработан стандарт по теологии второго поколения, который и был утвержден министерством. В его основу был положен принцип многоконфессиональности. Новый стандарт включил в себя ряд блоков, общих для разных религий (например, философию, историю, иностранные языки, элементы экономики, информатики и другие), и блок дисциплин религиозной подготовки, который является основным по количеству учебных часов.

Было создано отделение теологии в учебно-методическом объединении (УМО) классических университетов, куда вошли представители разных религий. При этом в УМО по теологии не было ни одного межрелигиозного конфликта, которыми нас пугали противники утверждения стандарта по теологии. Уже на основе новых стандартов ПСТБИ подтвердил свою госаккредитацию в 2002 году, а через два года получил статус университета и стал называться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ).

Отличия наших учебных планов от программ духовных школ не носят принципиального характера. Нам пришлось включить в свои учебные планы предметы, обязательные для всех гуманитарных вузов, желающих иметь госаккредитацию. Но мы считаем, что наши студенты должны иметь представление и об экономике, и об информатике, и об истории науки. Занятия физкультурой, обязательные для всех, нашим студентам тоже необходимы. Количество учебных часов, отводимых на богословские дисциплины, незначительно отличается от норм духовных школ.

— Чем, на ваш взгляд, отличается теологическое образование от религиоведческого?

— Соотношение теологии с религиоведением во многом аналогично соотношению художника с искусствоведом, пианиста или композитора с музыковедом и т. п. Невозможно, например, математику или физику заменить историей науки вообще. В России, к сожалению, религиоведение стало прямым преемником «научного атеизма», что легко прослеживается как в биографиях ведущих религиоведов, так и в их печатных изданиях. Но и в Европе религиоведение остается компаративной наукой и не претендует на то, чтобы заменить собой теологию, которая изучает религиозный опыт изнутри, причем всегда с конфессиональных позиций.

Религиоведение использует выработанные теологией архетипы, понятийный аппарат, терминологию и т. д. Все это наглядно иллюстрирует сравнение учебных планов по специальностям «теология» и «религиоведение». Чтобы стать православным теологом, нужно основательно знать древние языки, библеистику, историю церкви, патристику, литургическое богословие и т. д. Обо всем этом религиовед имеет самые поверхностные представления.

— Сколько выпускников оканчивает ваш вуз, каков конкурс при поступлении? Куда идут работать выпускники — в Церковь, в государственные учреждения или в школы преподавателями «Основ православной культуры»? Каковы перспективы служения или работы в Церкви выпускниц вашего вуза?

— В ПСТГУ в настоящее время насчитывается десять факультетов. Наибольший конкурс бывает на факультете церковных художеств, богословском, филологическом, историческом факультетах. Ежегодно университет выпускает примерно 250 человек. Большая их часть определяется с местом работы еще до окончания вуза. Значительная часть теологов становится священнослужителями, преподавателями. Выпускники других факультетов — сотрудниками образовательных и административных учреждений Церкви, иконописцами, реставраторами, регентами хора, социальными работниками, журналистами и т. д.

Студентки составляют примерно 50 процентов учащихся Свято-Тихоновского университета. Девушки учатся на общих основаниях с юношами, за исключением пастырского отделения богословского факультета. Но есть специальности, больше привлекающие девушек, например церковное пение, педагогика начальной школы. Кафедра церковного шитья, возрождающая древнее искусство золотошвеек, целиком женская. Многие специальности открывают девушкам возможность церковного служения — в качестве регентов, певчих, иконописцев, реставраторов, преподавателей воскресных школ в социальных, образовательных, издательских учреждениях Церкви. Именно в нашем университете получила богословское образование первая в России женщина — магистр богословия Наталья Сухова. Эта высокая ученая степень была присуждена ей за великолепную работу по истории реформ духовных академий.

— Есть ли среди выпускников вашего вуза представители епископата Русской Православной Церкви?

— Наш университет окончил архиепископ Курский и Рыльский Герман (Моралин), в этом году оканчивает вуз архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (Пологрудов). Студентом ПСТГУ является также епископ Сенакский и Чкороцкуйский Шио (Муджири) из Грузинской Православной Церкви.

— Недавно в прессе появилась информация о том, что студенты и выпускники вашего вуза принимают участие в создании так называемого «православного корпуса» при движении «Наши». Как вы прокомментируете эту информацию?

— Некоторое время назад в вестибюле ПСТГУ были развешены листовки, приглашавшие студентов к участию в движении «Наши». Затем на сайте «Новости.ru» появилось сообщение о том, будто бы 23 мая заместитель руководителя «Наших» Борис Якеменко выступал перед студентами и выпускниками ПСТГУ в офисе некоего молодежного движения. Может быть, там было несколько студентов, но об организованном участии вуза в движении «Наши» речь идти не может. Устав ПСТГУ исключает возможность организованного участия университета в каких-либо политизированных акциях. Учащиеся и выпускники как частные лица вольны встречаться с кем хотят, но я уверен, что не было никаких значительных поводов для обсуждения этой темы в СМИ.

Павел Круг

http://religion.ng.ru/printed/3033


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru