Русская линия
Нескучный сад14.06.2007 

Между Богом и хлебом
Где живут самые счастливые люди?

Есть ли на Земле такие государства, про которые можно сказать: хорошо, как в раю? Что должно быть в таких государствах — высокий уровень жизни, хороший климат, довольное население?

Согласно рейтингу благосостояния населения в разных странах мира, составленному специалистами Международного валютного фонда в 2006 году, самый высокий доход на душу населения — в Люксембурге, затем идут Норвегия, Исландия, Швейцария и Ирландия. В списке 182 стран мира впереди всех стоят или индустриально развитые страны, или страны, очень богатые природными ресурсами — например, Катар, крупнейший поставщик нефти. А чувствует ли себя в раю население этих стран?
Посмотрим на другой рейтинг, опубликованный тоже в прошлом году британским фондом New Economic Foundation и получивший название «Happy Planet Index» — «Счастливая планета». Создатели рейтинга учитывали три показателя: мнение жителей страны о собственном уровне жизни, нагрузку на окружающую среду (сколько экологических ресурсов необходимо, чтобы поддерживать принятый в стране уровень потребления и утилизировать отходы) и продолжительность жизни в этих странах. Соотношение этих показателей, по мнению составителей рейтинга, дает картину счастья граждан. Оказалось, что самые счастливые люди на Земле живут не в Люксембурге и не в Швейцарии, а в островном государстве Вануату, расположенном в Тихом океане и стоящем в приведенном выше рейтинге благосостояния на 112-м месте. Все просто: жители Вануату, привыкшие довольствоваться малым, вполне удовлетворены своей жизнью, живут долго и природу не слишком эксплуатируют. В первую десятку счастливцев, помимо Вануату, вошли страны Латинской Америки, причем не самые экономически развитые: Колумбия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Панама, Куба и другие. Богатейший же Люксембург оказался всего лишь на 74-м месте «по счастью» (всего в рейтинге 178 стран). При этом опрос показал, что жители Люксембурга все же более довольны своим существованием и дольше живут, чем вануатцы. Но для того, чтобы прокормить жителей плотно населенного Люксембурга и поддержать привычный им высокий уровень жизни, государству нужно иметь очень развитую экономику, что влечет за собой тяжелую «экологическую нагрузку». В Вануату индекс экологической нагрузки равен 1,1 (при «идеале» 1,5), а в Люксембурге — 4,9! Похожую картину мы обнаружим во всех развитых и богатых странах мира: Норвегия — на 115-м месте, Исландия — на 64-м, Швейцария — на 65-м, а Ирландия — на 119-м. США — на 150-м месте (пропустив вперед маленькую Литву, 149-е место), Россия — на 172-м. Из республик бывшего СССР самой счастливой оказалась Киргизия — 19-е место.

Хризостом СЕЛАХВАРЗИ, иранский политолог, выпускник Университета Осло, автор автобиографической книги об обращении из ислама в Православие «Мы будем утешены», хорошо знает два мира: бедный исламский Иран и благополучную протестантскую Норвегию. Мы решили спросить его, видит ли он связь между степенью религиозности народа и благополучностью его материальной жизни, и чем, на его взгляд, объясняется, что именно в очень благополучных Скандинавских странах так сильно запущены нравы.
— Когда я впервые приехал в Норвегию, меня озадачило некое несоответствие. Живя в Иране, я мечтал об обществе социально-экономического равенства, основанного на идеях социализма. Таком, как в странах Севера. Сейчас, живя в Норвегии, я наблюдаю, что здесь почти каждый обеспечен в смысле благосостояния, имеет более чем достаточно пропитания и одежды. И все же, вглядываясь в глаза людей, можно заметить, что они не счастливы по-настоящему. Тогда я усомнился, стоит ли такое общество благополучия того, чтобы за него бороться? Я все еще не нашел ответа, но сильно в этом сомневаюсь. По крайней мере, в Иране у нас была мечта, за которую нужно было бороться, и это придавало нашей жизни смысл. А тут у людей нет мечты, к которой нужно было бы стремиться.
Человеческому духу нужно больше, чем материальные блага, чтобы почувствовать себя по-настоящему счастливым. И богатые страны Запада — лучшее тому подтверждение. Но существует и предел бедности. Чрезмерная бедность обычно делает людей жестокими. Нам необходим минимум материальной обеспеченности, чтобы сохранять телесную и умственную дееспособность. Вот почему Всеведец Христос сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4, 4). Иными словами, людям нужен хлеб, но не только. К сожалению, большинство стран не уловили важность этой Божественной мудрости и мечутся из одной крайности в другую между Богом и хлебом. Нам необходимо найти золотую середину. Вспомним, что даже Господь после 40 дней поста взалкал, и ангелы сходили, чтобы поддержать Его (см. Мф. 4).
Если сравнивать Иран и Норвегию, я бы сказал, что иранцы более религиозны. Частично этому есть социально-экономические объяснения, о которых мы говорили выше, но не в последнюю очередь тут сказываются и культурно-исторические факторы. Комфорт сам по себе, возможно, сделал норвежцев «выхолощенными» в плане духовности. При этом, правда, следует помнить, что Норвегия долгое время была протестантской страной, где аскетика и добровольные страдания мало что значат. История Ирана помнит много войн, революций и т. д. Иранцы пережили много страданий, а, на мой взгляд, страдания усиливают духовную глубину. Культура Ирана высоко ценит страдания. Но надо отметить следующее. Можно быть глубоко религиозными, не будучи на верном духовном пути. К сожалению, так и случилось с иранцами.
Порок процветает во всех странах без исключения. Скандинавские страны ничем не хуже других. Просто скандинавы честнее многих народов и не пытаются скрыть своих недостатков. И легализация гомосексуальных браков, появление женского священства — это не проявление порочности, а доведение до логического завершения принципа секуляризма, который используется во всех странах Запада. Этот принцип тесно связан с протестантизмом, который лишен всякого религиозного мистицизма. Постепенно Бог вытесняется у этих народов, Его замещает государство — оно должно позаботиться о своих гражданах, оно должно защищать их права и создавать все условия.
Не все норвежцы довольны своей жизнью, это зависит от амбиций и устремлений человека. Но в целом я бы сказал — да, они довольны. И это очень печально, потому что, пока люди довольны своей жизнью без Бога, они не начнут искать Бога.

Многим кажется, что христианство — религия пессимистов, поскольку утверждает, что рай на земле невозможен. «Если так, — нередко спрашивают такие противники христианства — тогда зачем трудиться, бороться за что-то, к чему-то стремиться. Не лучше ли тихонько сидеть сложа руки и ждать конца?» Мы решили опросить православных людей — клириков и мирян, — которые отнюдь не унывают и не сидят сложа руки, чтобы узнать, как они понимают невозможность земного рая и испытывали ли они тем не менее когда-нибудь «райское блаженство»?

ИЛАРИОН, епископ Венский и Австрийский:
— Если мы и не можем построить рай на Земле, то это не значит, что мы не можем избежать ада на Земле. Рай — это то, что создано Богом. Ад, как в земной, так и в эсхатологической перспективе, создается свободной волей людей. Ад — это состояние противления Богу, нежелание быть с Богом, сознательный отказ от исполнения заповедей Божиих. Мы не можем создать на Земле идеальное общество, но мы можем избежать ада, создать (и это касается как целых народов, так и отдельных семей или людей) такие условия, в которых человеку будет хорошо жить. Это зависит прежде всего от того, как мы относимся друг к другу.
Моменты ощущения райского счастья у меня бывают довольно часто: прежде всего они связаны со служением Божественной Литургии. Литургия — это момент соприкосновения с Царством Божиим. Во время Литургии мы предвкушаем те блага, которые нас ожидают в Царстве Небесном. Во время Литургии Бог особенно близок человеку. В момент принятия святых Христовых Таин человек соединяется с Богом не только духовно, но и физически. И это ощущение присутствия Бога и есть моменты райской радости.

Иеромонах МАКАРИЙ (Маркиш), духовник Ивановского Введенского женского монастыря:
— Возможность построить рай на Земле мы, христиане, отрицаем точно так, как физики отрицают возможность создания вечного двигателя. При этом хотя вечный двигатель и невозможно создать, мы все-таки строим разные двигатели и добиваемся улучшения их качества. Так же и с земной жизнью: мы должны делать ее лучше. Как сказал Владимир Соловьев, и эта фраза повторена в Основах социальной концепции Церкви, мы обязаны добиваться того, чтобы Земля не превратилась в ад. Разумеется, мы не сидим, сложа руки, а если кто-то сидит, то это его личная вина перед Богом и людьми.
Христианство — поистине радостная религия. «Возрадуется душа моя о Господе» — вот принцип жизни каждого христианина. Каждый священник в одной из молитв Вечерни читает: «Возрадуется сердце мое». А если человек не чувствует в своей душе этой радости, то значит, что-то не так в его душе, надо искать причину отсутствия радости. Радость — это нормальное состояние христианина!
Все что связано с Божественной Литургией: и само совершение таинства, и причащение верующих, и просто пребывание в церкви — все это наполняет душу неземной, но в то же время и земной, радостью. Радостью, которая связывает Небо и Землю.

Елена МАЙДАНОВИЧ, переводчик и издатель трудов вл. Антония Сурожского:
— Никак не согласна, что христианину предписана пассивность и безрадостность. А как же апостольское «всегда радуйтесь»? И кажется преп. Серафим поучал: «Старайтесь, чтобы всякая душа радостна была, потому что радостной душе легче найти Бога».
Митрополит Антоний Сурожский часто повторял, что дело христианина — строить такой град человеческий, который был бы отражением Града Божия, где первым Гражданином мог бы быть Человек Иисус Христос. Убедительность христианства в том, что оно дает возможность радоваться среди скорбей. Да, рай на земле не построить, но можно дать сколько-то радости тем, кто рядом с тобой, и это — дело любви Божией.

Алексей Ильич ОСИПОВ, доктор богословия, профессор МДАиС:
— Люди по-разному понимают счастье. Одно из представлений о нем, которое сейчас широко рекламируется, связано с максимальным удовлетворением того, что мы называем человеческими потребностями. Но что это за потребности? Человеку очень часто не хватает достатка, он и не хочет знать его — он стремится к богатству. Ему мало быть сытым, он объедается. Недостаточно выпить вина — нужно напиться. Не удовлетворен признанием и одобрением его талантов — требует всеобщего почитания, славы. А не получая удовлетворения, человек унывает, отчаивается — страдает. Так естественные потребности превращаются в свою противоположность. Христианство потому и призывает: женись, но не развратничай, трудись, чтобы жить в достатке, но не стремись к богатству, не будь алчным и так далее. Христианство одобряет все связанное с удовлетворением естественных потребностей человека при условии, что они не переступают (отсюда слово «преступление») границ нравственного достоинства человека. Такие преступления оно называет страстями, злом, неразумными желаниями и поступками, поскольку исполнение их рано или поздно приносит человеку страдания, разрушает его жизнь.
Христианство указывает на незыблемые нравственные нормы жизни, лишь в соответствии с которыми жизнь приносит человеку действительное благо и земное, и вечное. Христос, научая молиться: «Отче… хлеб наш насущный даждь нам днесь», при этом предупреждает: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Резко укоряя прелюбодеев: «О род лукавый и прелюбодейный!» — Он в то же время благословляет брак в Кане Галилейской и даже претворяет на нем воду в вино. Один из древних святых Пимен Великий (V в.) разъясняет христианскую позицию: «Мы убийцы не тела, а страстей».
Когда у человека совесть, чувства, намерения, цели чисты, то и душа его будет испытывать радость. Мы видим это в жизни святых людей. Например, прп. Серафим Саровский каждого приходящего к нему встречал не иначе как словами: «Радость моя!» И эта радость ощутимо передавалась его собеседникам. Посмотрите, чем наполнены наши акафисты — непрерывным припевом: «Радуйся!» Христианство призывает человека к радости — и обещает эту радость, и дает эту радость. Все святые переживали эту радость — и не только в обычной жизни, но и в самых лютейших страданиях. Например, великомученик Евстратий, когда с него сдирали кожу, восклицал: «Мучения эти — радость рабам Твоим».
Но на земле нет радостей без скорбей и — часто — тяжелых страданий. И основная их причина — наши страсти, эгоизм, самолюбие. Поэтому основной вопрос жизни — не в наивном поиске так называемой счастливой жизни, не меняя при этом своего внутреннего состояния, а в том, как уничтожить источник наших бед — грех. Христианство и утверждает со всей силой, что нет другого способа преодоления несчастий, как только правильный духовный путь жизни, который заключается в противодействии человека живущему в нем греху. Не может быть рая на земле, пока страсти — главный враг человека — культивируются всем процессом личной и общественной жизни. Нужно самому человеку стать райским существом, тогда и на земле рай будет!

Владимир ХОТИНЕНКО, режиссер:
— Я считаю, что смысл нашего пребывания здесь, на земле не в стремлении построить внешний рай, а совсем в другом. Жизнь никогда справедливой не будет. Боль, страдания, несчастья здесь будут всегда. Поэтому эту жизнь можно сравнить с вызреванием в еще одной утробе, из которой мы должны выйти максимально здоровыми. Здесь постоянно идет борьба добра и зла (и я уверен, что так будет всегда), человек участвует в ней и формируется как личность.
В то же время «рай на земле» вполне достижим как внутреннее состояние человека, «Царство небесное внутрь вас есть». И его вполне можно, хоть трудно достигнуть, нужно только работать над этим, жить по заповедям Господним. Этому состоянию нельзя дать определение и никогда не знаешь, отчего оно появляется. Для меня оно меньше всего связано с творческим самовыражением. Иногда оно появляется даже от простого созерцания природы ранним утром или вечером на закате.

Светлана КЕКОВА, поэт:
— Поврежденная грехом человеческая природа стала не способна к созидательному творчеству, возвращающему райское состояние. Поэзия может передать ощущения рая (равно как и ада). «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», — сказал В. А. Жуковский. Настоящий поэт стремится постичь «Адамову тайну» (Арс. Тарковский) — тайну наречения имен всему сотворенному, а эта тайна приоткрывается лишь тогда, когда поэт взывает к своей музе подобным образом: «Веленью Божьему, о Муза, будь послушна…»
Сторонний наблюдатель ничего не поймет в Православии, ибо он находится «во тьме внешней». Что ему сказать — приди и виждь: «Бог есть любовь"(1 Ин. 4, 16); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34); «Радуйтесь и веселитесь» (Мф. 5, 12); «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16). А ограничения накладывает на себя сам человек абсолютно свободно, и это ограничения на грех, то есть на зло. Настоящий христианин лучится радостью Христовой. Он делится ей со всем и вся. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что никогда человек не придет к вере, если не увидит свет Христов в глазах другого человека.

Анатолий СМИРНОВ, доктор исторических наук, профессор:
— Невозможно в полной мере осуществить социальную справедливость, но что останется от человека без стремления к счастью, справедливости, правде? Полнотой правды обладает только Господь Бог, но раз мы созданы по Его образу и подобию, должны действовать, по мере своих возможностей приближаться к Царству Божиему. Здесь, на земле. В этом смысл бытия, но, поскольку жизнь наша на земле ограничена, каждое поколение должно открывать этот смысл заново. Помните легенду о Сизифе, который катил камень? Так и каждое поколение катит камень, начинает все с нуля, наступает на те же грабли. Ошибки отцов не принимаются во внимание, и дети их повторяют. Человек так устроен. А если бы мы построили рай на земле, наступил бы конец истории.

Илья КУСКОВ, руководитель автобусной службы спасения бездомных «Милосердие» :
— Я думаю, напоминание о том, что рай на земле невозможен — призыв не к бездействию, а к разумной, эффективной работе. Не надо строить дом на песке, поскольку он все равно будет разрушен. Главная наша цель — поиск Царства Божия, но есть и простые человеческие радости: семейная жизнь, рождение ребенка. И церковная жизнь — радость духовная и земная. Я помню, как лет в 18 впервые причащался на Пасху! Не знаю, можно ли это назвать ощущением рая, но духовная радость была огромная.

Протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области:
— В каком-то смысле рай на земле существует. Это Церковь. Вопрос только в том, чтобы мы в Нее вошли. Ну, а если под раем понимать только материальное благоденствие, то такой рай невозможен, и именно поэтому все попытки социального переустройства ни к чему не приводили. Но это не значит, что надо бездействовать. И уж в бездействии христиан обвинить невозможно. Посмотрите на памятники христианской архитектуры: Валаам, Соловки, Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь… И великие памятники светской культуры в России тоже создали христиане. Если мне память не изменяет, первая в России фотография появилась в Валаамском монастыре. Христиане, в том числе и монахи, всегда следили за техническими новинками. А творческое устроение жизни! На Соловках монахи выращивали южные фрукты! О каком бездействии можно говорить? Нам Господь дал заповедь — «шесть дней трудитесь», и мы будем трудиться хотя бы из послушания. Другое дело, что можно действовать, с утра до вечера трудиться только ради материального благополучия, телесного комфорта. А можно — ради достижения духовного блага. Аскеты охотно занимались физическим трудом, потому что знали — это способствует успеху молитвы. «Томлю томящего меня», — говорил преподобный Серафим Саровский, таская тяжелый камень. Но труд для них не был самоцелью. Дело не в пассивности, не в бездействии, а в правильной иерархии ценностей. На первом месте должно быть духовное, на втором — душевное, на третьем — телесное, а не наоборот.
Христианство — парадоксальная вера. Дух покаяния, к которому призывает нас Господь, со стороны, действительно, кажется безрадостным. Но покаяние неразрывно связано с надеждой, причем с надеждой, время от времени подтверждаемой утешениями Божиими, и благодаря этому в покаянии мы обретаем радость. Те же, кто считает нашу веру безрадостной, пусть придут на Пасху в храм и посмотрят на лица верующих. А люди, достигшие духовного совершенства, всегда были в радости. Преподобный Серафим в любое время года каждого встречал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!»
Всегда в духовной радости был и отец Павел (Груздев), которого мне посчастливилось знать. И эта радость передавалась при общении с ним. Наверное, можно сказать, что он был для нас райским вестником, но я как-то не привык думать в таких категориях. Мне ближе понятие духовной радости. Безусловно, при каждой встрече с отцом Павлом я испытывал эту радость. А какую радость приносит праздничное богослужение! Иногда начинаешь службу с холодным сердцем и грустишь: «Как же так? Пасха, а никакой радости?». Испытывает нас Господь. А потом в какой-то момент приходит Пасхальная радость и переполняет душу.

Священник Тигрий ХАЧАТРЯН, клирик Знаменского кафедрального собора города Курска, руководитель миссионерского отдела Курской епархии:
— Как писал протоиерей Василий Зеньковский в своей «Педагогике», христианство проявило себя в мире парадоксальным образом. С одной стороны, оно вошло в мир как религия отречения от этого же мира, с другой стороны, эта религия оплодотворила одряхлевший языческий мир, оставив на земле тысячи памятников христианского искусства, т. е. проявила невероятную творческую активность в созидании, формировании материальных носителей своих духовных идей.
Наша вера черпает свою радость из источника, который за пределами мира, но воплощает ее именно здесь, и в этом свидетельство ее неотмирности и божественности. Другое дело, что наша радость часто непонятна окружающим, которые не могут черпать во Христе, так как не верят в Него как в Жизнодавца.
Еще хочу процитировать курских детишек, которые однажды на вопрос «когда вы можете быть счастливыми?», ответили: когда вокруг тебя нет несчастных людей. Что это, как не христианский призыв к деятельной любви, в которой нет места для пессимизма, бездействия и т. п.
В жизни каждого добросовестно трудящегося священника бывают минуты, когда какой-то прихожанин, извлеченный им из ямы грехов и пороков, принесет свою благодарность, которая воспринимается как райское благоухание, потому что именно в эти минуты чувствуешь, что есть то, ради чего стоит жить на земле.

Наталья СУХИНИНА, главный редактор издательства «Святая гора» :
— Так устроено Богом, что рай — он не на земле. И как там в раю, никто не знает точно. В полноте на земле это состояние испытать невозможно — об этом говорит апостол Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Наверное, земля — это то место, где мы сдаем экзамен в Царствие Небесное, а экзамены сдавать всегда сложно. Но вот состояние благодати — возможно, там, в раю, оно будет постоянным, обычным состоянием, а здесь оно нас посещает редко.
Мне кажется, что все наши скорби оттого, что у нас уязвлена совесть, и это не дает нам покоя. Мы не можем так радоваться, как радуются люди святые. Нас постоянно что-то обличает, мы постоянно несвободны. Что с этим делать? Наверное, идти на исповедь и пытаться очистить свою совесть. Мы же перед всеми в долгах. А стяжать чистую совесть — это великий труд. Но кто обещал нам, что нам будет легко? Старец Паисий Святогорец, беседы которого издавало наше издательство, так говорил — для человека нет ничего важнее, чем спокойная совесть.
Когда мы готовили к изданию житие старца Паисия, написанное двумя его духовными чадами, то я, сидя у себя в кабинете и редактируя его, просто плакала от какой-то необыкновенной радости. Вот вроде бы совершенно простые ровные строчки, в которых безо всяких изысков и сюжетных поворотов рассказывается жизнь старца, но я сижу, читаю, и у меня капают слезы. Потом захожу к девочкам редакторам в их комнату, а они тоже читают и плачут. А ведь там ничего особенного не описывается, просто жизнь нашего современника старца Паисия, но жизнь эта такова, что каждая строчка вызывает удивительные чувства. Редкие состояния благодати — это такие подарки, которые Господь нам дает здесь дозировано, потому что постоянно жить в этом нам, грешным людям, на земле, наверное, невозможно.

Иерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник», духовник православного молодежного объединения «Молодая Русь» :
— Элементы рая, если можно так сказать о Царствии Небесном, присутствуют в той земной жизни, где есть любовь, красота и правда. В моей жизни ощущения «рая на земле» было в юности, когда я открыл для себя в природе красоту Божьего мира: леса, горы, море. Даже теперь, когда я вспоминаю о том времени — сердце мое наполняется радостью. Потом это ощущение повторилось с новой силой, когда я влюбился. Удивительное состояние! Когда человек влюблен, несмотря на весь негатив, который есть в мире, он видит во всем только хорошее! Это ли ни рай, когда все вокруг замечательно и на душе радость? В другой раз я почувствовал себя в раю, когда был рукоположен в священный сан. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17.21) сказал Христос, так что я думаю все так или иначе его чувствовали. Рай для нас может быть и на земле, если мы с Господом.

Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, доктор богословия:
— Для меня ничего не бывает даже близкого по радости к Божественной Литургии. Не знаю ничего другого на земле, равного этому. Насчет того, что христиане ничего не должны менять в жизни — если говорить о своей личной жизни, то должны менять, и коренным образом. Христианин призван к созиданию новой твари, и в этом может заключаться высшая радость, высшее творчество — творчество иного бытия из себя. А в общественной жизни человек должен делать то, что соответствует нормам христианства и его собственной совести. Да, нельзя накормить всех голодных, но и жить невозможно, если ты не пытаешься помочь находящемуся рядом с тобой человеку, которому плохо. Причиной общественной деятельности человека должно быть стремление к тому, чтобы устроение его жизни соответствовало нормам и содержаниям, которые предлагает Евангелие.

Протоирей Всеволод ЧАПЛИН, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
— К построению прообраза «царства Божьего на земле» иногда стремились христианские государи или общины православных христиан, объединенные в местные сообщества, народы и государства и т. д. Но ошибкой было бы считать, что возможно построить на земле «Царство Божие» без Бога. Но именно к этому стремиться большинство современных идеологий. Такое «царство» пытался построить и потерпел крах нацизм, вслед за ним его судьбу разделил коммунизм, теперь формируется новая идеология, строящая «идеальное общество» на основе рынка и разума. Боюсь, она повторит путь своих предшественниц. Общество, утратившее веру в Бога, строит только Вавилонскую башню, хотя и называет ее «Царством Божьим», Царством разума или рынка и т. д.
Христианин, даже зная о конечности этого мира и о постоянном умножение в нем зла, должен не смиряться, а в меру своих сил противостоять этому злу. А если возможно- устраивать общество так, чтобы оно хотя бы немного повторяло порядок, существующий
на Небе в Царствии Божьем и в торжествующей Церкви. Именно к такому обществу должны стремится православные христиане. И даже если его нельзя построить здесь на земле, мы должны иметь перед глазами эту надежду, чтобы мы не делали в этом грешном мире.

Подготовили диакон Федор КОТРЕЛЕВ, Леонид ВИНОГРАДОВ, Алексей РЕУТСКИЙ, Марина НЕФЕДОВА, Екатерина СТЕПАНОВА, Алиса ОРЛОВА

http://www.nsad.ru/index.php?issue=40§ion=9999&article=650


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика