Русская линия
Prokimen.Ru О. Лебедева31.01.2007 

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Большая честь и счастье для меня, педагога из города Кострома, — города, до сих пор сохранившего уютный и добрый дух деревянного жилья, доброй и спокойной провинции, — выступать в Москве, в этом красивом зале, в день открытия Юбилейных Рождественских чтений.

Я учитель мировой художественной культуры и музыки с 25-летним стажем работы в школе, доцент Костромского государственного университета. В 1995 году, будучи школьным учителем, защитила диссертацию по педагогике по теме «Воспитание миролюбия у младших подростков в процессе изучения ценностей мировой художественной культуры», в которой была представлена авторская программа по мировой художественной культуре (МХК). По данной программе я до сих пор работаю в гимназии № 15.

Процесс разработки содержания курса МХК включал в себя такой важный принцип, как принцип аккумулирования таких воспитательных материалов, которые позволяют накапливать у учащихся опыт «проживания» актов милосердия, миролюбия, победы добра над злом, которые помогают учащимся запечатлевать в себе образ миролюбивых и человеколюбивых действий.

Такие яркие примеры воспитания миролюбия может дать искусство. Особенно это важно в настоящее время, когда становится все более агрессивной наступающая псевдокультура, разрушающе действующая на массовое сознание молодежи, отупляющая художественные вкусы.

Вспоминаются слова замечательного человека и ученого, академика Д.С.Лихачева: «Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно и счастливее. Да, счастливее. Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими народами, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить».

В авторской программе ярко представлен религиозно-православный компонент. Учащиеся знакомятся с преданиями из Нового и Ветхого заветов, апокрифическими преданиями (о Богоматери, о святых людях земли Русской и Византии, о чудодейственных иконах). Особенно ребятам нравятся уроки по теме «Образ Богоматери в истории культуры православного народа», которые позволяют учащимся увидеть даже знакомые страницы из русской истории другими глазами. К ученикам постепенно приходит осознание того, что многие великие произведения искусства — музыки, поэзии, живописи — были бы навсегда закрыты для понимания, если бы не знание преданий из Библии. Без понимания Священного писания невозможно осмысление ни средневековой, ни европейской живописи и уж тем более иконописных произведений художников Древней Руси.

Еще в 93 году, в своей первой брошюре под названием «Мировая художественная культура в школьном изучении» я приводила высказывания своих ребят об уроках МХК.

Вот некоторые из них.

Игнатавичус Аня: «Мой самый любимый предмет — это МХК. Мне нравится узнавать о церковных праздниках, об искусстве других времен».

Веребская Катя: «Я думаю, что каждый человек должен изучать Библию. Библия учит людей добру. Нужно стараться не делать тех ошибок, которые были уже допущены людьми».

Матюхина Надя: «Мне нравится эта тема потому, что она несет чистоту и правду. Человек становится культурнее, чище и добрее».

Сейчас этим ребятам уже по 25 лет. Может быть потому, что это были первые мои ученики, изучающие авторский курс МХК, — они мне так дороги до сих пор. Большая работа проводилась и с родителями моих первых учеников. Времена были не простые: один из родителей на сентябрьском родительском собрании 92 года возмущенно задал вопрос куратору класса: «Не Закон ли Божий изучают наши дети»? Именно это подвигло меня на идею проведения открытых уроков для родителей в конце каждой четверти, в каждом классе. Было очень тяжело, но плоды эта форма работы дала очень хорошие. Родители поняли, что предмет преподается с культурологических позиций и помогает духовно — нравственно воспитывать детей. Здесь стоит большая задача перед учителем — научить учащихся по-настоящему понимать искусство, помочь им в раскрытии великой тайны, заключающейся в том, что искусство есть сама жизнь.

Вот небольшой пример. Ребята на уроке с большим вниманием рассматривают фреску Рембрандта «Изгнание торгующих из храма». Не сразу находят в многофигурной композиции образ Христа, прежде всего потому, что он написан художником не традиционно, не так, как мы привыкли видеть его на картинах и иконах.

На вопрос «Каким мы здесь видим Иисуса Христа?» — ребята отвечают: «негодующим, гневным», а некоторые даже охарактеризовали так: «злой», «жестокий, потому что замахивается на людей плеткой». Как же так? Иисус Христос и вдруг такая характеристика образа?!

Подобные проблемные ситуации я стараюсь разрешить с помощью беседы, которая помогает ребенку как бы лично пережить происходящее. Образ Иисуса Христа, который любит людей и готов жизнь за них отдать во имя их спасения, я сопоставляю с образом любящих родителей: «Разве в вашей жизни не было таких поступков, которые, буквально, выводили из себя отца или мать?» А ведь негодование родителей по поводу какого-то проступка своего ребенка идет от большой любви к нему, желанию видеть его хорошим человеком. Это надо ценить в родителях, а не обижаться на них и не называть злыми. Самое страшное — это равнодушие. Именно оно — причина многих бед, в воспитании в частности.

Творческая свобода в выборе материала на урок позволяет мне, как учителю, избирать тот материал урока, который направлен на духовно-нравственное воспитание школьников. Я убеждена, что идти к детям на урок нужно не с темой, а с нравственной проблемой. Каким сильным по своему эмоциональному накалу, по воспитательному значению является, например, урок, художественно-педагогическая и нравственная идея которого звучит так: «Человек должен оставлять после себя произведения искусства, заставляющие думать и разгадывать их, а не руины». Эти слова принадлежат выдающемуся режиссеру Андрею Тарковскому. (Кстати, уроженцу села Завражье Кадыйского района Костромской области.) Для меня, как учителя, в проведении данного урока на краеведческую тему важным является не столько знакомство учащихся с памятниками прошлого и настоящего Костромской земли, сколько задача — помочь учащимся осознать, что предназначение человека в этой жизни: созидание, а не разрушение. Кстати, большую помощь в выборе идей духовно-нравственного направления для уроков мне оказывает книга схиархимандрита Иоанна Маслова «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского». Как учитель, хочу сказать слова благодарности Николаю Васильевичу Маслову за методически грамотные и содержательные хрестоматии для внеклассного чтения, которые я часто использую в своей работе.

В свое время мною была проведена опытно-экспериментальная работа на базе некоторых школ города Костромы. Объектом исследования являлись учащиеся младшего подросткового возраста и переходящие в средний. Предметом исследования являлся процесс воспитания у подростков миролюбия, как компонента общечеловеческой нравственности и черты характера, под влиянием изучения ценностей мировой художественной культуры.

При изучении испытуемых в начале опытно-экспериментальной работы меня особенно интересовал вопрос: как учащиеся 5-х классов понимают сущность миролюбия? В последствии ответы детей я сравнивала с высказываниями этих же ребят, но изучавших курс МХК уже третий год.

Исследование показало, как обстоятельно и позитивно продвинулось мировоззренческое развитие школьников за три года, как четко выявилась их гуманистическая направленность. Просматривается четко связь между содержанием уроков МХК и обозначенными выше тенденциями.

Так, ответы пятиклассников на вопрос «Что такое „миролюбие“?» были хотя и относительно правильными, но несколько наивными: «Миролюбие — это когда человек любит окружающий мир», «Миролюбие — это значит, когда человек уважает и любит какую-нибудь девушку», «Миролюбивый человек — это человек, который мирно живет, делает все честно, любит собак и много читает».

Ответы учащихся, переходящих в 8-ой класс, не только стали значительно содержательнее. В них появились ранее отсутствующие признаки подлинного миролюбия, например: «дружить с другими народами, не конфликтовать с ними», «беречь культурные ценности», «пожертвовать собой ради мира на земле, ради блага других людей» и другие.

Свои мысли на тему о миролюбии некоторые дети выражали даже в поэтической форме. Вот небольшое стихотворение семиклассника Юры Шаранова, ныне аспиранта химического факультета МГУ:

33 год нашей эры…

Безжалостное распятие Христа…

Всюду смута, интриги, тревога.

Будто нет на людях креста.

Всех христиан отовсюду гонят,

Издеваются, мучают, бьют,

Ну, какое же здесь миролюбие,

Коль убийство то там, то тут?

Ну, а чем же тогда миролюбие

По правде для нас должно быть?

Миролюбие — это значит

Крепко ближних своих любить!

А вот отрывок из сочинения семиклассницы Саши Рейх (сейчас Саша — юрист по профессии):

«Мне очень нравятся картины нашего костромича, жившего в первой половине 20 века — Ефима Честнякова. Он — художник, имя которого знают сейчас во всем мире. Его картины выступают против зла и насилия в жизни. По его картинам, которые дошли до нас, можно сказать: Честняков был в жизни миролюбивым человеком. Он писал замечательные картины, обучал этому искусству крестьянских детей, сочинял для ребят сказки и стихи. Это был одаренный педагог, который учил детей любить окружающий их мир и создавать вокруг себя красоту. Я думаю, что вот таким приобщением к искусству человек становится добрее, миролюбивее»

Читая вот такие работы ребят, видя их одухотворенные лица на уроках, осознаешь, что выбрала в жизни самую лучшую профессию — профессию учителя!

С этого учебного года я стала преподавать новый школьный предмет «Истоки» (авторы — И.А.Кузьмин и А.В.Камкин). Я очень рада тому, что появился еще один предмет, который, как сказала одна ученица, «учит жизни». Пользуясь, случаем, хочу от лица всех учителей Костромской области поблагодарить Костромскую Епархию и особенно Владыку Александра за ту помощь, которую священнослужители оказывают педагогам, преподающим этот предмет.

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что одним из решающих факторов, влияющих на духовно-нравственное воспитание учащихся, является создание комфортной психологической атмосферы равноправия, ненасилия, утверждающей внутренние гуманные отношения педагога и обучающихся. Большая роль в этом отводится учителю. Прав был Ш. А. Амонашвили, который сказал: «Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души».

О.В. Лебедева, учитель музыки и МХК костромской гимназии № 15, лауреат премии «За нравственный подвиг учителя»

http://www.prokimen.ru/article_2530.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru