Русская линия
Prokimen.RuАрхимандрит Иоанн (Экономцев)31.01.2007 

Рождественские чтения и пути возрождения духовно-нравственных основ российского образования

Ваше Святейшество! Дорогие архипастыри и пастыри, уважаемые гости и участники Международных Рождественских чтений!

Вот уже в пятнадцатый раз собрались мы на наши Чтения, которые стали значительным событием церковно-общественной жизни и приобрели немалый масштаб. Пятнадцать лет — срок значительный и в жизни страны, а тем более отдельного человека, особенно в столь насыщенный событиями период. Впору нам сегодня оглянуться на пройденный нами путь и подвести определенные итоги.

История Рождественских чтений неразрывно и теснейшим образом связана с развитием православного образования. Не надо забывать, что до самого конца большевистского режима в 1991 году религиозное образование не только было запрещено, но и преследовалось. Даже проповедь, адресованная молодежи, распространение любой религиозной литературы карались законом. Необходимо было сделать буквально из ничего систему православного религиозного образования для мирян. Не было ни вузов, ни гимназий, ни воскресных школ при храмах.

Демонтаж государственной идеологической системы хотя и создал возможность духовного освобождения, но далеко не был последовательно проведен. Так называемые «научные атеисты», занимавшиеся обслуживанием режима, не допускавшего никаких возражений против «единственно правильного и верного» учения и его замшелых догм, после двухмесячных курсов переквалификации стали вдруг религиоведами и культурологами. И здесь, как и в других областях государственной и общественной жизни России, оказал мощное негативное воздействие неукоснительно соблюдавшийся принцип непотопляемости номенклатуры и ее прислужников.

Первые шаги всегда трудны, тем более, что идти предстояло по непройденному полю. Почти все православные книги, издававшиеся вначале, были репринтами книг дореволюционных. Однако опереться в достаточной степени на дореволюционный опыт преподавания начал православной веры, при всей его значимости и богатстве, в полной мере не представлялось возможным. Никакой наезженной колеи не было. Современные дети очень далеки от простодушных и наивных, сельских по преимуществу, детей XIX века, не знавших современного информационного перенасыщения. Преподаванием поначалу занялись в основном энтузиасты, большей частью на бескорыстной основе, сами узнавшие о Православии благодаря самообразованию, нередко недостаточно воцерковленные. Не нужно думать, что дело религиозного образования совершалось гладко. Нужно отметить, что не всегда и в среде клира оно обретало полноценную поддержку. К сожалению, немалая часть священников, озабоченных восстановлением храмов, преодолением материальных трудностей, налаживанием жизни прихода, и до сих пор не уделяет должного внимания созданию и развитию православных школ.

Тем не менее, уже к 1994 году в епархиях Русской Православной Церкви былo более 1200 воскресных школ, в которых обучалось около 58 тысяч детей. Воскресная школа, как показывает опыт, одно из самых надежных средств оживления приходской жизни. В таких приходах, где развивается православное образование, активизируется издательская деятельность, социальное служение, проводятся культурные и просветительские мероприятия, к приходу начинают тянуться люди. Надо помнить, что обучение Закону Божию в воскресной школе нельзя сводить к отвлеченному знанию, нужно прежде всего научить детей жить по-христиански, а этого не сделать без оживления приходской жизни.

Еще решениями Архиерейского Собора 1994 года каждой епархии было предписано иметь образцовую православную гимназию. Важность существования такой гимназии не только в том, что в ней осуществляется учебный процесс, в результате которого дети получают целостное православное мировоззрение. Эти гимназии могут быть своего рода учебно-методическими лабораториями православной педагогики, возрождения лучших традиций отечественного образования. От того, есть ли в епархии православная гимназия, во многом зависит и успех православного образования в региональных светских школах. Почти сразу после Архиерейского собора 1994 года были созданы были 42 православных средних общеобразовательных заведения. Конечно, организация и содержание православной гимназии дело достаточно сложное. Но, можно с уверенностью сказать, что труды по ее созданию окупаются сторицей. Рядом епархий накоплен превосходный опыт, которым можно сейчас воспользоваться тем, кто стремится открыть православную гимназию.

Каково же положение дел к настоящему времени? Общее количество воскресных школ, по данным на конец 2006-го года, превысило 4600, в них обучается свыше 150 тысяч детей. Гимназий — более 150, из них в Москве 22. Хочу сказать, что созданная нами за короткий срок, в крайне трудных обстоятельствах, система религиозного образования сложилась и доказала свою жизнеспособность. Современная православная школа стала значимым явлением в общественной жизни России, и ее вклад в российское образование достаточно весом. Однако возможности дальнейшего роста числа православных средних учебных заведений ограничены. Новые помещения получить практически невозможно, а материальных средств на строительство нет.

За последние годы получили государственную лицензию и аккредитацию ведущие православные учебные заведения для мирян, такие как Российский Православный институт во имя св. ап. Иоанна Богослова и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Необходимость подготовки кадров для православного образования и преподавания основ православной культуры в светских школах осознана и в ряде светских высших учебных заведений. Например, в Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Белгородском, Владимирском, Дальневосточном, Красноярском, Нижегородском, Орловском, Сургутском, Тверском и Шуйском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей удалось создать факультеты и отделения теологии и религиоведения, кафедры и лаборатории православной педагогики, и уже ведется подготовка православных педагогов. Разумеется, начинать можно и со чтения студентам светского вуза православно-ориентированных курсов, таких как История Церкви, Православная педагогика и т. п. Главное научиться сотрудничать с руководством, профессорами и педагогами государственных вузов. Учитывая потребность введения предмета «Основы православной культуры» в школах и трудность создания особых православных высших учебных заведений, необходимо всемерно расширять и перенимать в епархиях подобного рода опыт.

Продолжает расширяться выпуск православной литературы, в большинстве епархий выходят православные газеты и журналы или приложения к местным светским изданиям. Православные пастыри ведут передачи на радио и телевидении. Духовно-просветительская работа проводится в тюрьмах, в больницах, в домах ребенка, в приютах, в армии и на флоте. Почти все епархии проводят конференции, чтения, посвященные проблемам православного образования. В них принимают участие наряду с православными священниками, учителями, деятелями культуры и светские педагоги, ученые, все люди, живо заинтересованные в духовно-нравственном возрождении нашего общества.

Огромное значение в деле становления и развития православного образования сыграли ежегодные Рождественские образовательные чтения. Идея их проведения возникла почти сразу после создания Отдела религиозного образования и катехизации в 1991 году. Нужно было, чтобы энтузиасты со всех концов России, взявшиеся за это трудное, но благодарное и благодатное дело, получили возможность встретиться, обсудить насущные проблемы, рассказать о своих успехах и неудачах, наметить перспективы. Еще было не совсем ясно, что и как нужно делать. Мы приступили к налаживанию сотрудничества с Министерством образования, Российской академией образования и другими государственными и общественными структурами. С одной стороны, мы встречали все возрастающий интерес к православной вере, а с другой — чрезвычайную настороженность, нерешительность и нежелание совершить даже небольшой шаг навстречу нам и нашим нуждам. Однако с годами лед непонимания все больше и больше растапливался. Мы находили все больше поддержки и понимания в том, что у нас есть общие задачи и цели, что без духовно-нравственного возрождения и просвещения достойного будущего у России нет.

Мы всегда чувствовали неослабное внимание и непрестанную поддержку от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Его Святейшество никогда не забывал напоминать, что храмы наши никогда не оскудеют людьми, если дети будут воспитаны в духе православной веры, приобщатся с малых лет к великому достоянию своих предков, которое далеко не все из них могут получить в семье. Святейший Патриарх присутствовал почти на всех Рождественских чтениях и в том, что они достигли нынешнего масштаба и уровня есть огромная личная заслуга нашего Первосвятителя.

Когда на первые Рождественские чтения, проходившие в 1992 году, съехались подвижники православного образования, помню, какое радостное чувство пробудил у меня этот первый наш съезд. Каким огромным показалось тогда мне это собрание, хотя на нем было во много раз меньше людей (около 400 человек), раз в 30 меньше, чем в прошлом или в этом году.

К сожалению, очень мало письменных материалов сохранилось от первых Рождественских чтений. Отметим кстати то, что несмотря на широчайший круг проблем, ставившихся на Чтениях, они никогда не становились рупором политических движений и течений, оставались в строго церковных пределах.

С каждым годом заметно повышался научный уровень Чтений. Наиболее крупные конференции, проводившиеся в их рамках, проходят с участием и под руководством представителей академической науки. Заседания Чтений проходят в Институте философии РАН, Московском Государственном университете им. М. В. Ломоносова, Российской Государственной библиотеке, Психологическом институте РАО, Московском Государственном университете путей сообщения, Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и многих других учебных, научных и культурных заведениях. Проглядывая ежегодные программы Чтений, нельзя не сказать, что российская наука, культура и образование в лице ее видных представителей продолжают постепенно воцерковляться. Можно отметить не только значительный рост числа участников, но и то, что гораздо важнее, тенденцию к качественному расширению их состава — Чтения привлекают к себе все новые и новые круги творческой и научной, вузовской интеллигенции, светских педагогов, стремящихся овладеть православным мировоззрением во всей его полноте.

Благодаря обмену опытом, происходящему на Чтениях, во многих епархиях удалось наладить тесное сотрудничество в сфере образования между епархиальными управлениями и областными администрациями. К настоящему времени уже в тридцати пяти епархиях отделы образования заключили соглашения о сотрудничестве с местными органами образования или с администрациями по образцам типовых договоров, предложенных Синодальным отделом образования и катехизации.

Нужно сказать, что Рождественские чтения давно уже вышли за пределы Москвы. В значительном числе епархий и даже благочиний по их примеру стали проводиться ежегодные чтения и конференции. Движение, поднятое Рождественскими чтениями, стало воистину всероссийским, распространяется и шире — в странах СНГ. Практически на протяжении всего года ведется активная работа — обсуждение важнейших, ключевых тем, обмен опытом практической работы, конструктивное и плодотворное сотрудничество духовенства, педагогов, лучших представителей интеллигенции во имя возрождения Отечества и обращения людей к непреходящему наследию отечественной духовной традиции.

Учитывая ограниченные возможности развития собственно православной системы образования и вопиющее религиозное невежество, искусственно навязывавшееся людям на протяжении почти целого века, необходимо было найти пути введения в Российскую школу предмета, который бы отнюдь не в сугубо религиозном, а в культурологическом ключе знакомил бы детей с духовными основоположениями их родной русской культуры, завоевавшей всемирное признание. Школа лишь тогда может называться Школой с большой буквы, когда она передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков. В этом великом деле школа и Церковь обязаны тесно сотрудничать между собой. Мы все соборно ищем пути нравственного и духовного возрождения России. И приходим к пониманию того, как трудно то, что требуется сегодня от нас — дружно и солидарно, не ропща друг на друга, с чувством братской поддержки и взаимовыручки работать на общее благо Церкви и Отечества. Трудно, но несомненно благодатно. Диалог между Церковью и обществом по нравственным вопросам идет несколько лет, в частности, на этом высоком форуме.

Общество, лишенное подлинной культурной преемственности, нежизнеспособно и обречено на деградацию. Церковь стоит у основания нашей отечественной культуры и государственности. Все высшие достижения русской культуры нерасторжимо связаны с Православием. И сегодня Церковь может и должна дать «второе дыхание» великой русской культуре, подлинную духовную опору процессу общероссийского культурного возрождения.

Так называемая массовая культура, которой напитаны наши современные средства массовой информации, всего лишь индустрия развлечений, не способная к воспитанию в людях нравственного начала жизни, к развитию чувства долга и ответственности, любви к ближним, к своему Отечеству. Именно на Рождественских чтениях 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с инициативой введения курса «Основы православной культуры» во все школы России, в качестве регионального и школьного компонентов образования. И Патриаршье слово было услышано. Уже более, чем в пятидесяти регионах России, в той или иной форме, во многих школах ведется преподавание этого предмета. Наиболее широко обучение «Основам православной культуры» проводится в Архангельской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Калужской, Кемеровской, Курской, Московской, Смоленской, Ярославской областях. Ссылки государственных органов на то, что не хватает специалистов, не имеют оснований. Чем Белгородская область отличается в этом плане от других областей?

Обращаясь к развитию национального образования, следует не только окончательно избавиться от сковывающих душу и лишавших ее творческой силы идеологических пут, но и осознать фундаментальные основы, которые нельзя оторвать от религиозной традиции народа. Думается, что и опыт, накопленный современными православными школами может оказаться плодотворным для создания полноценной национальной концепции образования.

Надо сказать, что в государственной школе еще до сих пор ощущается инерция разрушительной атеистической идеологии. Между тем, как к неотъемлемому праву каждого человека относится его сознательный выбор верить или не верить в Бога, придти в Церковь или остаться вне церковной ограды, стать неверующим или скептиком. Дети должны получать для этого сознательного выбора достаточные основания. Религиозная составляющая жизни, являющаяся высочайшей ценностью для миллионов людей во всем мире, не должна быть глухо закрыта для них. Нельзя стать даже просто культурным человеком, не познакомившись с Библией, Книгой книг, и поныне продолжающей оставаться самой читаемой книгой на свете.

Слава Богу, мы находим все большее понимание и у современных государственных мужей. Власть перестает быть богоборческой и атеистической, она поворачивается к Церкви и начинает прислушиваться к ее голосу, хотя и остается сугубо светской. Думается, что период взаимного отчуждения Церкви, общества и государства подходит к концу. Правильный баланс церковно-государственных отношений должен быть достигнут и соблюден, — ведь это безусловный фактор общественной стабильности, этого требует сама культура государственности.

Вот, что сказал в своем недавнем интервью «Парламентской газеты» председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции «Единая Россия» Сергей Попов: «Обучение азам религиозной культуры крайне необходимо, если мы действительно хотим воспитать подрастающее поколение патриотами нашей страны. С нашей точки зрения, чтобы появился полноценный, гармонично развитый человек, надо, чтобы он обладал и религиозными знаниями. И нельзя лишать человека права и возможности эти знания получать. Если говорить о таком предмете, как основы мировых религий, то, на мой взгляд, это вообще непонятный предмет. Он и не культурологический, и не религиоведческий. Описание всех существующих религий возможно лишь с атеистической точки зрения. По-другому такой учебник написать нельзя. Но кто сказал, что у нас атеизм — это государственная религия? А ведь атеизм по сути та же религия, только идущая от обратного. Почему атеистическое воспитание должно стоять на первом месте? В Конституции они все равноценны: ты можешь верить, а можешь не верить». Нельзя не оценить высоко такую взвешенную и ответственную позицию председателя думского Комитета.

Под благодатным покровом Церкви возможно подлинное чудо — превращение постиндустриального общества в общество по настоящему нравственное и культурное, в котором во главу угла будут поставлены высшие религиозные и духовные ценности. В таком случае гражданское общество сможет вновь открыть в своих институтах подлинно нравственное измерение, — духовное, а вовсе не идеологическое, всегда ведущее к тоталитаризму.

Нельзя не отметить недавнего успеха кинофильма «Остров», можно сказать первого опыта православного полнометражного художественного фильма. Успех его закономерен и открывает то, какая потребность в православной культуре, представленной на высоком профессиональном уровне, живет в душах множества людей, даже очень слабо воцерковленных.

На протяжении многих столетий русской истории православное образование не было отделено от общего образования и являлось его неотъемлемой частью. Нельзя воспитывать, если не знаешь ответа на главный вопрос: какого человека хочешь воспитать. Стержнем традиционного многовекового уклада нашей страны всегда было Православие. Лишь оно может дать образованию самое главное — различение добра и зла, умение открыть духовную высоту, святость, истину. В Российском обществе растет понимание, что судьба русского народа неразрывно связана с возвращением его к святоотеческой традиции и православным корням национальной культуры. Православное образование — это ключ не только к прошлому, но и к будущему России.

Как говорил Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем приветствии участникам Рождественских чтений 2003 года: «Судьба России, ее будущее — в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».

И сегодня, на нынешних Рождественских чтениях, которые проводятся уже в пятнадцатый раз, я хочу принести благодарность всем их участникам, нашему малому собору. Благодаря вашей подвижнической самоотверженной деятельности возрождается православное образование, благодаря вашим трудам созидается Святая Русь, совершается дело Божие на Русской земле. Низкий вам поклон! Да сопутствует вам помощь и поддержка Божия!

Архимандрит Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Ректор Российского православного института св.ап. Иоанна Богослова

http://www.prokimen.ru/article_2526.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика