Русская линия
Prokimen.RuПротоиерей Борис Пивоваров31.01.2007 

Духовно-культурное наследие академика Д.С. Лихачева и его значение для воспитания учащихся Российской школы

Дорогие участники Чтений!

Слово Учительство Дмитрий Сергеевич любил писать с большой буквы. «Я не случайно пишу слово Учительство с большой буквы, — пояснял он. — Подлинное Учительство свято. Что может быть важнее в социальной жизни, чем передача опыта — эстафета поколений, эстафета памяти, эстафета культуры и трудовых традиций» [1, с. 371]. Сам Дмитрий Сергеевич бесчисленное множество учеников стяжал благодаря своим замечательным книгам и статьям. Ведь каждая новая его книга становилась для читателя своеобразным учебным курсом, а каждая новая газетная или журнальная статья — очередным его уроком о добром и прекрасном, о прошлом и будущем родной земли — России, о русской литературе и родной культуре.

Научно-педагогическое, литературное, духовное наследие академика Дмитрия Сергеевича Лихачева велико. И российская школа, несомненно, нуждается в самом тщательном его изучении. В первую очередь необходимо, чтобы богатейшее содержание книг и статьей выдающегося ученого как можно скорее отразилось в содержании школьного образования. А кроме того духовно-культурное наследие Д.С. Лихачева должно найти претворение в подходах к духовно-нравственному воспитанию учащихся российских школ.

Духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи академик Лихачев придавал особо важное значение. В книге «Русская культура», увидевшей свет уже после кончины Дмитрия Сергеевича и ставшей по существу его духовно-нравственным завещанием России, он писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)» [2, с. 154−155].

С болью и любовью о школьном воспитании академик Д.С. Лихачев говорил в 1989 году на I Съезде народных депутатов [3, с. 646]. С болью, потому что видел кризис школьной воспитательной системы, а с любовью — потому что горячо любил детей.

Дмитрий Сергеевич Лихачев много писал для детей и молодежи. Желая передать подрастающему поколению основы духовно-нравственного воспитания, он обращался к ним в письмах о добром, составлял на основе Евангелия Христова нравственные заповеди.

Вот некоторые из них.

— Люби людей — и ближних, и дальних.

— Твори добро, не видя в том заслуги.

— Люби мир в себе, а не себя в мире.

— Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

— Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь;

чтение — путь к житейской мудрости, не гнушайся им!

— Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух.

— Будь совестлив: вся мораль в совести.

— Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Всего Д.С. Лихачев написал 25 таких нравственных заповедей.

На некоторых из них остановимся подробнее.

«Люби людей — и ближних, и дальних» — одна из первых заповедей академика Лихачева. Любовь каждого человека к родителям, к своей семье, к своему Отечеству, к своему народу, к другим народам и странам, считал Дмитрий Сергеевич, составляет неотъемлемую часть общей культуры человека: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое» [4, с. 9].

Эта любовь, учил Дмитрий Сергеевич, должна проявляться, прежде всего, в заботливости об окружающих нас людях. Он писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы… Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго… Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль» [5, с. 237−238].

И еще Дмитрий Сергеевич считал, что любить людей — это значит хранить память об умерших как о живых. Хранить память — это наш неизбывный долг перед всеми родными, жившими прежде нас, перед теми, кто своей жизнью пожертвовал ради нас. «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но эта память по преимуществу. Культура человечества — это активная память человечества, активно введенная в современность», — полагал тонкий знаток души человека академик Д.С. Лихачев.

Другая заповедь детям Дмитрия Сергеевича — «Твори добро, не видя в том заслуги».

«В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная целенаправленная…», — такими словами, обращенными к молодым людям, Дмитрий Сергеевич завершает одну из самых замечательных книг, которая так и называется: «Письма о добром и прекрасном». В этой книге — 47 писем, и каждое из них — это убедительный и ненавязчивый урок добра. Продолжая эту тему в книге «Раздумья», ученый пишет: «Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.

Злое дело забывается быстрее, чем доброе… Объединение же на почве доброго дела, добрых чувств живет даже тогда, когда завершено само доброе дело, послужившее причиной его создания. Доброе объединение живет в душах людей даже тогда, когда завершена и забыта практическая необходимость объединения.

Добро выше практической нужды!».

И далее Дмитрий Сергеевич добавляет: «Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности. Сфера добра требует от каждого из нас внимания к истории — своей и мировой, к культурным ценностям, накопленным всем человечеством. И в этом огромный практический результат «непрактического» по своей природе добра» [6, с. 6−7].

Остановимся еще на одной заповеди Дмитрия Сергеевича: «Будь верующим — вера обогащает душу и укрепляет дух».

В России несколько поколений воспитывалось в безбожии. Сначала воинствующий атеизм, а теперь секулярный (антирелигиозный) гуманизм выработали и в значительной мере внедрили в сознание советских людей утверждение, что ребенка не следует воспитывать в религиозной традиции. Он еще маленький! Пусть подрастет и тогда сделает свой мировоззренческий выбор.

Идеологи безбожного воспитания детей в СССР много лет внушали нашему народу, что религия — это опиум для народа. Пока так ревностно отделяли детей от Церкви — настоящий опиум проник к детям и молодежи. Таким образом, те, кто сейчас активно выступают против религиозного образования и воспитания, наркотиков боятся меньше, чем православной веры и культуры.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев эту проблему рассматривал совсем иначе. Он был убежден, что детей надо воспитывать в религиозном духе с самого детства:

«В религиозном духе воспитываются с детства. Не сковывает ли это свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии легче, чем войти в большую семью верующих <…> Воспитывая детей в заветах определенной религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры, чем тогда, когда даем им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же — именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего, осмысливать жизнь человека, составляет самую убедительную основу нравственности. Без религии всегда остается соблазн эгоизма, соблазн замкнутости в своих личных интересах» [7,с.224−225].

Изучение книг, статей, писем и воспоминаний незабвенного Дмитрия Сергеевича помогает, таким образом, российским школьникам становиться добрее, умнее и жить по тем высоким духовно-нравственным меркам, которые начертаны в творениях ученого.

Но нравственные и моральные нормы общества для академика Лихачева были лишь частью огромного целостного явления, каким является культура общества в целом. Освоение учащимися российской школы богатейшего культурного наследия России есть наипервейшая задача школьного образования. И с этой точки зрения всестороннее изучение трудов Дмитрия Сергеевича должно помочь молодежи приобщиться к многовековому опыту нашей отечественной и мировой культуры.

В статье «Культура как целостная среда» Дмитрий Сергеевич написал такие удивительные слова: «Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа, нации» [2, с. 9].

«Мерить культуру, ее высоту, — писал он в «Заметках о русском», — мы должны по ее высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками, создают горный хребет культуры» [8, с. 515].

«Культура — это святыни народа, святыни нации» [2, с. 9].

«Что такое, в самом деле, старое и уже несколько избитое, затертое (главным образом от произвольного употребления) понятие «Святая Русь»? Это, разумеется, не просто история нашей страны со всеми присущими ей соблазнами и грехами, но — религиозные ценности России: храмы, иконы, святые места, места поклонений и места, связанные с исторической памятью» [2, с. 9], а кроме того, без сомнения, это великая древнерусская литература, «путеводителем» по которой для учащихся должны стать, прежде всего, труды академика Лихачева.

Отвечая на вопросы «Как возникла древняя русская литература? Откуда черпала она свои творческие силы?», Дмитрий Сергеевич утверждал, что «появление русской литературы в конце Х — начале XI века «дивлению подобно». Перед нами как бы сразу произведения литературы зрелой и совершенной, сложной и глубокой по содержанию, свидетельствующей о развитом национальном и историческом самосознании» [9, с. 14]. В книге «Великая Русь», изданной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и отпечатанной в Италии в 1994 году, перу Дмитрия Сергеевича принадлежит 1-я часть — «Литература Руси XI — начала XIII веков». Здесь дан прекрасный анализ таких выдающихся произведений Древней Руси, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, сочинения князя Владимира Мономаха, «Житие Феодосия Печерского», «Киево-Печерский патерик», «Хождение игумена Даниила», «Моление Даниила Заточника» и других известных памятников древнерусской литературы, изучение которых необходимо для общекультурного развития воспитанников российской школы.

Благотворное влияние на духовно-нравственное развитие учащихся, безусловно, должно оказать и то, с какой любовью Дмитрий Сергеевич писал о православных русских храмах, а также заботился о наших святынях, защищая их от окончательного разорения! В «Заметках о русском», в разделе «Еще о доброте», он отмечал, что ему не кажутся правильными банальные характеристики новгородских и псковских церквей как преисполненных только силы и мощи. «Руки строителей словно вылепили их, а не «вытягивали «кирпичом и не вытесывали их стены. Поставили их на пригорках — где виднее, позволили им заглянуть в глубину рек и озер, приветливо встречать «плавающих и путешествующих»» [8, с. 476]. Слова «плавающих и путешествующих» заимствованы Дмитрием Сергеевичем из текста православной Литургии (великая ектенья).;

Не противоположны простым и веселым храмам Новгорода и Пскова, по мнению Дмитрия Сергеевича, и московские церкви. «Пестрые и асимметричные, как цветущие кусты, золотоглавые и приветливые, они поставлены точно шутя, с улыбкой, а иногда и с кротким озорством бабушки, дарящей своим внукам радостную игрушку. Недаром в древних памятниках, хваля церкви, говорили: «Храмы веселуются». И это замечательно: все русские церкви — это веселые подарки людям, любимой улочке, любимому селу, любимой речке или озеру. И как всякие подарки, сделанные с любовью, они неожиданны: неожиданно возникают среди лесов и полей, на изгибе реки или дороги» [8, с. 476].

Поразительны воспоминания Дмитрия Сергеевича о его первом знакомстве с древнейшим Соловецким монастырем, с 1920-х годов ставшим лагерем особого назначения. Проходя Святые (Никольские) ворота, он снял свою студенческую фуражку, с которой не расставался, перекрестился. «До этого, — писал Дмитрий Сергеевич, — я никогда не видел настоящего русского монастыря. Я воспринял Соловки, кремль, не как новую тюрьму, а как святое место» [10]. Дмитрий Сергеевич не только писал очерки, статьи, заметки о православных русских храмах и монастырях, но и неоднократно спасал их от разорения. Скорбя о поруганных святынях земли русской, он ходатайствовал о возвращении этих святынь Русской Православной Церкви. Например, его подпись стоит одной из первых под «Ходатайством выдающихся деятелей российской науки и культуры о возвращении Оптиной Пустыни Русской Православной Церкви» [II]. Это письмо было направлено Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачеву в 1987 году, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси. (Письмо также подписали: народный артист СССР Иван Семенович Козловский, писатель Валентин Григорьевич Распутин, композитор Георгий Васильевич Свиридов и другие великие защитники родной культуры). Это сильное и проникновенное обращение возымело свое действие, и вскоре распоряжением Совета Министров СССР (от 17 ноября 1987 г.) Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

За ходатайства перед высокими инстанциями о православных храмах, о других архитектурных памятниках России Дмитрию Сергеевичу, как известно, «доставалось». В книге «Воспоминания», в конце главы «Проработки», Дмитрий Сергеевич пишет: «Не буду рассказывать всего того, что мне довелось пережить, защищая от сноса Путевой дворец на Средней Рогатке, церковь на Сенной, церковь на Мурине, от вырубок парки Царского Села, от «реконструкций» Невский проспект, от нечистот Финский залив и т. д. и т. п. Достаточно посмотреть список моих газетных и журнальных статей, чтобы понять, как много сил и времени отнимала у меня от науки борьба за чистоту русской культуры» [12, с. 546].

Слова, книги, статьи, письма и воспоминания Дмитрия Сергеевича являются для учащихся российской школы его духовным заветом. И долг молодых людей — хранить память о нем, как об Учителе доброго и прекрасного, и продолжать учиться у него.

Доброе начало этому новому этапу освоения духовно-культурного наследия академика Д.С. Лихачева в столице Сибири было положено в минувшем году. «

Указом Президента Российской Федерации «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева» (от 14 февраля 2006 г.) 2006 год, как известно, был объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования — Годом академика Д.С. Лихачева.

В г. Новосибирске выдающимся событием в культурной и общественной жизни стало проведение Новосибирской епархией Русской Православной Церкви при поддержке со стороны руководства Новосибирской области и Мэрии г. Новосибирска, а также Департамента образования Новосибирской области научно-педагогической конференции «Уроки Дмитрия Сергеевича I Лихачева».

Первоначально инициатива посвятить юбилейный год тщательному изучению духовного наследия академика Д.С. Лихачева была высказана Архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном 24 января 2006 года на IX Новосибирских Рождественских Образовательных Чтениях. Она сразу нашла поддержку в педагогическом и научном сообществе города и области.

Конференция «Уроки Д.С. Лихачева» была проведена 29 сентября 2006 года в канун дня кончины выдающегося ученого (Т 30 сентября 1999 г.). Более 1100 человек пришли во Дворец культуры железнодорожников для того, чтобы почтить память Д.С. Лихачева, чтобы прикоснуться к его богатому духовному и научному наследию. На конференции присутствовали работники управлений образованием, директора школ, учителя, методисты, библиотекари, священнослужители, студенты, школьники.

Открывая конференцию, Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон в приветственном слове засвидетельствовал, что ученый был «человеком большой духовности». Он подчеркнул: «Сам Д.С. Лихачев отмечал, что его еще в детстве заинтересовало такое явление, как свобода человека, о котором мы сейчас очень много слышим и говорим. И он понял, что большая свобода дарована человеку для большей ответственности. Даже усвоение этих его мыслей о свободе как ответственности достаточно для того, чтобы понять всю красоту его светлой личности.

Преподобный Ефрем Сирин говорил, что блажен, счастлив город, счастлива страна, счастливо поколение, в котором есть праведник, ибо один праведник может спасти всех окружающих людей. Дмитрий Сергеевич Лихачев был таким человеком, он был служителем добра и правды, хранителем совести, служителем слова. Его воспитали великая страна и великий народ, и он будет воспитателем многих и многих поколений».

На пленарном заседании конференции с докладами выступили:

заведующий сектором археографии Института истории СО РАН академик РАН Н.Н. Покровский «Нравственный императив академика Д.С.Лихачева», академик Российской Академии образования Ш. А. Амонашвили «Уроки культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева», победитель всероссийского конкурса «Учитель года — 2004» Е.И. Славгородский, тема его доклада — «Проблема соотношения мышления, языка и культуры в научном наследии Д.С. Лихачева», настоятельница Михаило-Архангельского монастыря Новосибирской епархии монахиня Мария (Серопян) сделала сообщение о «Влиянии деятельности Д.С. Лихачева на формирование духовно-нравственной обстановки в МГУ».

Участникам конференции были представлены материалы, подготовленные к изданию по благословению Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона: буклеты, рассказывающие о Д.С. Лихачеве, учебно-методическое пособие «Читая Д.С. Лихачева», специальный выпуск «Новосибирского Епархиального Вестника», специальный выпуск журнала «Источниковедение в школе», компакт-диск с разработками тематических уроков, библиографией и текстами статей и книг Д.С. Лихачева.

30 сентября в конференц-зале Института ядерной физики СО РАН педагогические работники г. Новосибирска продолжили разговор о творчестве и значении личности Д. С. Лихачева. В своих докладах они делились опытом использования трудов ученого в образовательном процессе, размышлениями над страницами его произведений.

Педагогические конференции, посвященные памяти Д.С. Лихачева, по1 благословению Высокопреосвященного Архиепископа Тихона были проведены в 20-ти районах г. Новосибирска и Новосибирской области. В них приняли участие около 6 тысяч человек. Это учителя, работники управления образованием, библиотекари, священнослужители, школьники и студенты.

Духовное наследие нашего великого соотечественника должно стать для российской школы и всех нас вдохновляющим свидетельством того, что основополагающие ценности русской культуры — вера, добро, милосердие — остаются неизменными, и только на их основе можно строить будущее нашей страны.

Список литературы

1. Лихачев Д.С. Прошлое — будущему: Статьи и очерки.- Л.: Наука, 1985.

2. Лихачев Д.С. Русская культура.-М.: Искусство, 2000.

3. Лихачев Д.С. Раздумья о России- СПб.: Ш008, 2001.

4. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1983.

5. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.: Детская литература, 1988.

6. Лихачев Д.С. Раздумья.- М.: Детская литература, 1991.

7. Лихачев Д.С. Письма о добром- Л.: «Нотабене», 1994, с. 224−225.

8. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранное.- СПб.: ИЭ008, 1997.

9. Лихачев Д.С., Вагнер Г. К., Вздорное Г. И., Скрынников Р.Г. Великая Русь. История и художественная культура Х-ХУП века.- М.: Искусство, 1994.

10. Лихачев Д.С. Статьи ранних лет.- Тверь: Тверское областное отделение Российского фонда культуры, 1993.

11. Текст «Ходатайства выдающихся деятелей российской науки и культуры о возвращении Оптиной Пустыни Русской Православной Церкви (1987 г.)» опубликован в кн.: Пивоваров Б.И. Православная культура России: Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев.- Новосибирск:

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2002, с. 347−348.

12. Лихачев Д.С. Воспоминания- СПб.: «Ш008», 2001.

Протоиерей Борис Пивоваров, настоятель церкви Всех Святых в земле Российской просиявших

http://www.prokimen.ru/article_2531.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru