Русская линия
Радонеж Н. Костикова31.01.2007 

Миссионерский потенциал качественных церковных изданий

Аудитория современных СМИ все заметнее влияет на содержание журналистских материалов — и непосредственно (письма, звонки, собственное творчество) и опосредованно (выбор тем, предпочтение рубрик).

При изучении эффективности ведущей функции церковной прессы — (функции духовного просвещения) — вопрос учета специфики аудитории встает еще острее. «Если в дореволюционной православной России церковная печать ставила перед собой цель соединения богословия и мирской жизни, углубления православного миропонимания, наставления уже воцерковленных людей, то в современных условиях Русской Православной Церкви через свою периодическую печать приходится решать другие задачи. Главными среди них является миссионерская, духовно — просветительская деятельность, приобщение людей к вере и возвращение их в лоно Церкви». (Официальный сайт журналов «Фома» и «Нескучный сад»).

В этой связи качественные периодические издания миссионерского характера являются ценным источником для изучения и распространения опыта взаимодействия с аудиторией. Например, в возможной полноте реализуют свои функции журналы «Фома» и «Нескучный сад».

Аудитория первого издания — невоцерковленная, сомневающаяся в истинах веры, но стремящаяся к ней. Читатели «Нескучного сада» — круг «тех людей, которые понимают, что делами милосердия можно избавиться от страстей, научиться состраданию, научиться любви». Однако оба издания стремятся «показать красоту православия», положительного содержания христианской веры и его созидающей силы для духовно — нравственного обновления общества.

В соответствии со своей целевой задачей «Фома» стремится бороться с «музейностью» Православия, давая возможность «сомневающимся» понять, как вера проявляется в жизни обыкновенных людей, которые составляют и большинство аудитории. Следующие особенности деятельности журнала являются определяющими в успешном осуществлении его концепции:

1. «По своей сути журнал является реализацией в жизни общества миссии Церкви, понятой как единство мирян и священнослужителей». Единство это заключается в том, что издание изначально было инициативой светских людей, а в процессе выхода в свет получило официальное церковное благословение, т. е. все материалы, относящиеся к церковной тематике, проходят обязательное рецензирование Православного Свято — Тихоновского университета. Подобные меры — необходимый элемент для поддержания качества публикаций, ведь редакционная точка зрения, в отличие от официальной церковной, может оказаться не совсем точной и даже, возможно, вредной для читателя.

2. Отсутствие опоры на негатив при подготовке публикаций — «Мы не обличаем „свинцовых мерзостей“ окружающей действительности, не занимаемся осуждением тех или иных явлений жизни и тех или иных лиц — политиков, деятелей культуры, науки и т. д. Не потому, что этого вообще не следует делать, а потому, что это не наша задача» (Журналы России. Материалы всероссийской научно — практической конференции. М., 2003).

3.Компетентное освещение проблематики, т. е.ориентация аудитории на мнение специалистов, а не на личные размышления авторов, за исключением случая, когда автор материала является признанным специалистом в данном вопросе.

4. Установка на единство формы и содержания, качество тестов и иллюстраций, современный дизайн.

5. Установка на эмоциональность и искренность, доверительный тон публикаций для привлечения интеллектуального, думающего читателя — собеседника.

Социальный журнал «Нескучный сад» видит свое миссионерское назначение в проповеди «добродетели милосердия» и организации «дел милосердия». «Фома» был долгое время «старшим братом» и наставником «Нескучного сада», так как журнал издавался при поддержке «Фомы» с 2001 года. С 2003 года выходит в свет самостоятельно, став, подобно «Фоме», цветным, объемным (свыше ста полос), с гораздо более активной оформительской моделью, новым дизайном и удобной структурой номера.

Тематика журнала связана с социальными проблемами: многодетные семьи, бездомные дети, бомжи, инвалиды, приюты для стариков и больных, разрушенные храмы и т. д. Акцент авторов «проблемных» материалов — на предложении читателям содействовать решению рассматриваемых проблем каким — либо возможным способом. Тема помощи не просто звучит практически на каждой странице, здесь предлагаются конкретные адреса, телефоны, номера расчетных счетов граждан и организаций, которым требуется помощь. Адресность, предметность — существенная характеристика концепции издания для активных миссионеров добра.

Своего читателя «Нескучный сад» определяет как человека, осознанно считающего себя православным, точно определившегося с религиозным выбором. Коль скоро читатель — это человек с активной жизненной позицией, то и вера его должна быть деятельной, проявляться не на словах, а в поступках. В журнале учитывают этот момент, больше того, по-своему стимулируют расположенность человека верующего к делам милосердия.

Оба издания учитывают возрастные особенности аудитории. Поэтому предлагают не только печатные форматы изданий, но и их электронные версии. За последнее время в интерфейсе «Нескучного сада» особых изменений нет, «Фома» постоянно совершенствует свой сайт — добавляет форум, ленту новостей. Основное отличие последней версии «Фомы» — больший упор на мультимедийный контент. Здесь, помимо электронного архива журнала, размещены фото галереи постоянных авторов, а также подкасты — новый аудипродукт, выпускаемый коллективом редакции.

В редакции обращают внимание на новые тенденции Рунета — например, сотрудники и авторы журнала получили возможность вести на сайте «Фомы» собственные блоги — электронные дневники, в которые посетители сайта могут добавлять свои комментарии к сообщениям автора, обсуждать с ним волнующие проблемы, делиться своим мнением о наполнении журнала.

Подобная форма — очень важный момент в установлении коммуникации между журналом и читателем: авторы становятся ближе к аудитории, появляются новые возможности для профессиональных и личных контактов, а значит и миссионерские задачи реализуются более успешно. Заслуживают упоминания акции, интересные для молодых читателей — паломнические поездки, организованные фондом «Фома Центр», конкурсы детских сочинений, рождественские и пасхальные подарки читателям — публикации поздравительных открыток и т. д. Все позитивные формы общения неформального характера становятся своей «лептой» в общей копилке служения.

Электронная версия «Нескучного сада» представляется менее современной. Однако открыт один интересный Интернет-проект — www.miloserdie.ru. Это несомненная заслуга редакции. Духовник журнала о. Аркадий Шатов является главой Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном Совете г. Москвы, которая оказывает помощь благотворительным церковным начинаниям (работает бригада помощи бомжам, при Сестричестве 1-ой градской больницы существует два детских приюта и приют для престарелых граждан и др.). Сайт помогает скоординировать действия всех занимающихся социальным служением. Кроме того, силами редакции «НС» делается программа на радио «Радонеж».

Качественные СМИ, в том числе церковные, таким образом являются не только информационным продуктом, адресованным аудитории верующих, но и

важным средством внутрицерковной коммуникации. Подобные издания позволяют организовать определенные контакты, поделиться внутрицерковными проблемами и совместно их решать.

Решая эти комплексные задачи, современные церковные средства информации стремятся к многофункциональности, и издания, которые позиционируют себя в качестве миссионерских, реализуют также функции информирования, катехизаторскую, организационную.

Качественные журналы «Фома» и «Нескучный сад» во многом схожи -зачастую поднимают одинаковые проблемы, нередко совпадают темы номеров, хотя круг проблематики в каждом издании определен точно — «Фома» тяготеет к освещению вопросов искусства и культуры, «Нескучный сад» — к остро социальным вопросам.

Однако главное, что удалось двум изданиям, — это умение определить свой сегмент аудитории, которая находится примерно в одном смысловом поле, установить обратную связь с ней, актуализировать те формы взаимодействия, которые на данный момент являются наиболее эффективными и востребованными.

На основе опыта двух упомянутых изданий в заключение представляется возможным предложить некоторые рекомендации общественно — церковным изданиям (прежде всего реализующим миссионерское направление деятельности):

1. Определив свой сегмент аудитории, предлагать соответствующие ее интересам проблемно- тематические циклы, с постоянной периодичностью, в жанровой полноте.

2. В качестве авторов привлекать священнослужителей, имеющих значительный опыт работы в социальной сфере.

3. Проводить «круглые столы» по конкретной проблеме с представителями редакций типологически близких изданий — для формирования общественного мнения о возможности ее решения и т. д.

4. Обращать внимание на состояние электронной версии издания (если оно создано),

учитывать тенденции развития новейших компьютерных технологий для максимального использования возможностей электронных изданий.

5. Поддерживать постоянные обратные связи с аудиторией, учитывая, что аудиторный фактор — принципиальный в утверждении периодического издания в статусе «качественного», эталонного в своей типологической нише.

Н.А.Костикова, декан ф-та журналистики и рекламного дела МГИ имени Е.Р.Дашковой, доцент

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2170&forprint


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru