Фома | Глеб Архангельский | 26.01.2007 |
Мы — не амебы
— Как давно проблема организации времени встала перед христианским сознанием? А перед светским? Нашла ли эта тема отзвук в культуре, в искусстве? Или она интересна исключительно людям «практического склада»?
— Наверно, первое письменное свидетельство в светской культуре — письмо римского философа Сенеки своему другу Луцилию. «Все у нас, о Луцилий, чужое, одно лишь время — наша собственность. Только время, ускользающее и текучее, дала нам во владение природа, но и его кто хочет, тот и отнимает». И дальше: «Дели время на хорошо потраченное, дурно потраченное и потраченное на безделье», — первая подобная классификация времени в истории.
Из жизнеописаний многих великих людей искусства известно, как они выстраивали режим дня, устанавливали себе нормы (допустим, сколько страниц необходимо писать каждый день), использовали все возможные резервы времени. Моцарт, например — казалось бы, образец неструктурированного вдохновения, — брал на балы книгу карманного формата, чтобы читать в свободные минуты, а многие свои произведения создавал на заказ, в жестко заданные сроки.
А уж церковное сознание, на мой взгляд, просто пронизано темой времени, его скоротечности, необходимости его ценить. Богослужебный устав, Типикон — система, тончайше регулирующая время — как жизни и работы, так и богослужебное. Вообще, богослужебный круг — интереснейшая интуиция времени, взаимосвязи времени и вечности. Если же говорить о современности, то необходимости ценить время уделяли внимание и святой праведный Иоанн Кронштадтский, и отец Алексий Мечев, и митрополит Антоний Сурожский, и многие другие. Так что культурное, мыслящее человечество в лице как светских, так и церковных своих представителей давно задумывалось об организации времени.
— Насколько, по-вашему, серьезна эта проблема? Действительно ли большинство людей не умеют распоряжаться своим временем, никуда не успевают? Не надуманно ли все это?
— Проблема серьезна. Хотим мы этого или не хотим, но жизнь ускоряется, плотность информационных потоков возрастает. Темпы изменений создают огромную нагрузку на любого человека, будь то предприниматель, студент, менеджер или ученый. При этом в школах и вузах людей крайне редко учат ставить цели, планировать их достижение, грамотно распределять время. В результате — стрессы, кризисы, конфликты, ощущение, что время утекает, что человек не успевает жить. Надуманной проблема может представляться только человеку, который никогда не пытался взглянуть на свое время пристально и критично, осознать, насколько неэффективно оно зачастую тратится.
— Те, кто никуда не успевают, все забывают, и те, кто «убивает время» — это одни и те же люди?
— Это не одно и то же. «Убивающих время», на мой взгляд, в наши дни все меньше. Чаще встречается ситуация, когда человеку есть чем время заполнить, но ему не удается справиться с множеством дел. «Убивают время» — с помощью телевизора, игровых автоматов, пустого общения — люди не самоопределившиеся, не имеющие жизненных целей, живущие биологической жизнью «амебы», ни к чему в этой жизни не стремящиеся.
— Когда Вы сами поняли, что надо овладевать временем?
И повлиял ли на это тот факт, что Вы — воцерковленный православный человек?
— У меня всегда были достаточно обширные интересы, поэтому еще в школе появились первые инструменты планирования времени — блокнотик с записанными задачами и обязательно какая-нибудь книга для заполнения времени, проводимого в транспорте или в ожидании (например, в очередях).
Сознательное планирование времени началось после того как я прочел книгу Даниила Гранина «Эта странная жизнь», впервые вышедшую в нашей стране в 70-е годы. Это — история человека, посвятившего всю свою жизнь достижению одной большой цели. В 1919 году молодой ученый Александр Любищев поставил себе Цель Жизни: разработать периодическую систему биологических объектов. То есть сделать в биологии то, что Менделеев сделал в химии. Подсчитав количество необходимого времени, Любищев понял, что на изучение всех необходимых дисциплин, постановку опытов, проведение исследований — потребуется более 120 лет. Перед ним встал выбор: отказаться от цели, «наступить на горло собственной песне» — или уплотнить время жизни, научиться успевать больше.
Любищев решил найти общий язык со временем. Более пятидесяти лет он вел хронометраж, планировал свою работу, сам для себя писал отчеты по использованию времени, которые иногда рассылал друзьям. Говорят, что в 76 лет он успевал гораздо больше, чем его молодые коллеги. Но Любищев не стал «машиной для экономии времени». Просто планирование помогало ему находить время не только на работу, но и на отдых, семью, художественную литературу.
Пример этого человека вдохновил меня более внимательно отнестись к своему времени и разработать для себя технологии его оптимизации. Впоследствии я понял, что эта тема интересна мне не только как рабочий инструмент, но и как бизнес-идея. А потом — и как дело жизни, некая жизненная миссия.
Книгу о Любищеве я прочел уже после воцерковления, так что христианское отношение к жизни стало дополнительным стимулом задуматься о времени. И технологии тайм-менеджмента стали для меня, в какой-то мере, формой реализации известного принципа: «Внимай себе и помни о смерти, тогда не согрешишь». Ведь тайм-менеджмент — это и «внимание к себе», достаточно жесткое отслеживание собственных действий, и «память смертная», осознание невосполнимости временного ресурса.
Что немцу здорово, то русскому смерть?
— Вы занимаетесь тем, что учите людей управлять своим временем. Зачем Вы это делаете? Это просто Ваш бизнес, или Вы ощущаете в этом какое-то служение, какую-то миссию?
— Сначала мне просто было интересно этим заниматься. Потом я заметил интересный механизм «мировоззренческого» действия тайм-менеджмента. Человек обычно начинает с вопросов эффективности, техники: хочу больше успевать, испытывать меньше стрессов, не опаздывать, и тому подобное. Спустя какое-то время он обязательно приходит к вопросу выбора целей, выбора направления — без цели нет смысла планировать или вести хронометраж. Далее обязательно возникает тема ценностей — ради чего я ставлю те или иные цели? Таким образом, человек вырастает до вопросов о смысле жизни.
Когда я осознал этот механизм действия тайм-менеджмента, понял, что он помогает людям не только больше успевать, но и более осмысленно, внимательно относиться к своей жизни, — то я осознал это дело как некую миссию. Возможность помочь людям более вдумчиво использовать драгоценный дар — время своей жизни.
— А как Вы сами научились всему этому? Осваивали какие-то методики или изобретали велосипеды?
— Была достаточно обширная литература — советские разработки по научной организации труда, в том числе по технике личной работы руководителя, например, книга Гавриила Попова, впервые вышедшая в 70-е годы и выдержавшая множество переизданий. Изучали, естественно, и западные источники. Например, у нас еще в 80-е годы были известны классические книги Лотара Зайверта «Ваше время в ваших руках» и Стивена Кови «Семь привычек высокоэффективных людей». Знакомились и с непереведенной литературой, ведь во всех цивилизованных странах консультирование в области тайм-менеджмента достаточно хорошо развито.
Но многое приходилось разрабатывать самостоятельно. Так что сейчас наша школа тайм-менеджмента оперирует и нашими собственными разработками, и классическими технологиями.
— Многих людей отпугивает сама мысль о том, что нужно планировать каждый свой день и час. Им кажется, что это не соответствует российскому менталитету, и они вспоминают поговорку: «что немцу здорово, то русскому смерть».
— А соответствует ли русскому менталитету стремление бывать в бассейне, спортзале, поддерживать здоровье и хорошую физическую форму? Или внимательно относиться к режиму питания, сна? Управление временем — из той же категории. У русского человека нет никаких причин отказываться от приобретения навыков планирования своего времени. И многие достижения нашего народа — тому подтверждение. Кстати, в жизнеописаниях великих русских людей самых разных профессий (Гоголя, Чайковского, маршала Василевского, и многих других) можно найти массу примеров высокой организованности, планомерной и четкой работы. Поэтому, думаю, стоит избегать пустого самоуничижения и самозомбирования на эту тему.
Конечно, есть различные типы, характеры людей, кому-то подойдут более жесткие технологии планирования времени, кому-то — более гибкие. «Планировать каждый день и час», «расписать все по минутам» — это не планирование, а стереотипы тех людей, которые с современными технологиями планирования не знакомы.
Например, у нас был клиент, владелец банка, постоянно просивший секретарей «расписать день по минутам, распланировать более детально». Но встречи постоянно срывались, он всюду опаздывал, к концу дня был совершенно измотан… Применили простой прием — «зеленые зоны»: два часа распланированы, потом час свободный, и так далее. Это создало необходимый резерв реагирования на обстоятельства. Если встреча затягивалась или появлялись непредвиденные дела, удар принимала на себя «зеленая зона», и основные запланированные встречи не сдвигались. Рабочий день стал гораздо более комфортным и предсказуемым.
— Но не ограничивает ли тайм-менеджмент человеческую свободу? Не загоняет ли себя такой человек в некие рамки, не начинает ли жить уже не для себя, а для «плана»? Да и можно ли вообще распланировать свои дела на длительный срок? Ведь жизнь непредсказуемо меняется, подкидывает всякие сюрпризы…
— Как и любая развивающая человека методика, планирование времени и ограничивает свободу, и в то же время ее увеличивает. Как говорили отцы-аскеты, пока свобода воды двигаться по горизонтали не ограничена плотиной, у воды не появится новой свободы — двигаться вверх.
Так, ограничив свою свободу в питании, мы становимся более здоровыми, бодрыми, активными, и значит, более свободными. Ограничив свободу своего тела тренажерным залом, определенным режимом тренировок, мы получаем новую свободу, которую дает стройность и подтянутость. Ограничив свою свободу планом дня и другими инструментами тайм-менеджмента, мы обретаем свободу всегда находить время на главные дела и достигать более высоких целей.
А насчет «жизни не для себя, а для плана», тут важно понимать, что планирование — не самоцель, а инструмент. Хороший план должен быть, во-первых, гибким, а во-вторых, пересматриваемым в зависимости от обстоятельств.
Я Вам напомню в высшей степени организованного человека — святого праведного Иоанна Кронштадтского. Плотности его рабочего дня подивится любой современный руководитель: сон 4−5 часов в сутки, ежедневное служение Литургии, огромное количество встреч, событий, преподавание в гимназии, основание нескольких монастырей, организация Дома Трудолюбия, дневники, письма… Ограничивал ли столь жесткий режим его свободу? Скорее, наоборот — только благодаря жесткому режиму, высочайшей самодисциплине и организованности он получил свободу успеть так много. Естественно, не организованность и не жесткий режим дня сделали его святым, но, несомненно, без них он достиг бы меньшего, помог бы меньшему количеству людей, написал бы меньше духовных сочинений…
— А что вообще значит «правильно распланировать свое время»?
— Самый простой план — список задач (обязательно письменный, никаких «в голове»!), с обозначенными приоритетами. Записывать планируемые дела и выполнять сначала главные, а затем уже более простые и приятные — это уже серьезный шаг. Следующий уровень — ежедневник, где на каждый день обозначаются точно запланированные встречи и мероприятия, а также так называемые «гибкие» задачи, которые необходимо выполнить в этот день, но не важно, в какое именно время. Если же этот уровень пройден и уже не удовлетворяет возросшему количеству задач, необходимо использовать более сложные электронные средства планирования.
Это не оправдание лени
— В Библии мы можем найти и призыв не строить долговременных планов, и призыв дорожить временем. Нет ли здесь противоречия, и в чем смысл управления временем для христианина?
— Начнем с того, что управление временем — это не только планирование, это еще и учет времени, расстановка приоритетов, создание обзора задач и многое другое. На плане, конечно, не нужно зацикливаться, нужно понимать всегдашнюю ограниченность, недостаточность наших представлений о будущем. Вспомним притчу о талантах — каждому из нас дано разное количество сил, способностей, возможностей. В том числе — разное количество определенности и предсказуемости. Но от нас требуется вдумчивое отношение к полученному, умение распределить свои усилия, определить результат и достигнуть его. Так что давайте не путать точное осознание ограниченности наших сил и возможностей — и нашу лень, недисциплинированность, нежелание применить к этим возможностям планирование и расчет.
Противоречие упомянутых Вами библейских мест — кажущееся.
«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34), на мой взгляд, подразумевает: «не прилепляйся сердцем» к своим мечтам о будущем, страхам перед будущим или планам на будущее. Жизнь сосредоточена в сегодняшнем дне, именно сегодня мы совершаем поступки, думаем, чувствуем, переживаем близость с Богом или отдаление от Него.
В притче о талантах речь идет о том, что человек, получая от Господа некое жизненное задание, должен максимально разумно воспользоваться имеющимся у него ресурсом — временем («дорожа временем, потому что дни лукавы» — Еф. 5:16). В чем может быть самонадеянность? Не вообще в планировании времени, а только в том планировании, которое не учитывает Бога, которое исходит из самодостаточности человека. Вспомним притчу о богаче, который решил сломать свои старые амбары и построить новый, огромный (Лк. 12:16−21). Но вера в Промысел Божий не должна быть оправданием собственной пассивности.
— А у Вас лично были какие-нибудь духовные проблемы, связанные с тайм-менеджментом?
— В начале многие люди — и я не исключение — замечают эффект некоторого «крохоборства» в отношении времени, появление определенной скупости, которая так же неполезна, как скупость в отношении денег. Но это быстро проходит, и начинаешь понимать, что отдавать время не менее важно, чем экономить. Собственно говоря, христианское отношение к времени можно сравнить с христианским отношением к деньгам: распоряжаться разумно — но не скупо; не бояться тратить на благие дела — но не разбазаривать; благодарить за те таланты, которые дает Господь — и делать все от нас зависящее, чтобы распорядиться ими разумно. Только при этом надо помнить, что время в еще большей степени, чем деньги, принадлежит не нам, а Богу. Господь дает его нам, Господь может и отнять, как в притче о безумном богаче.
— Но связана ли организация своего личного времени непосредственно с духовной жизнью? Или ее влияние опосредованно? К примеру, через успехи в профессиональной деятельности?
— Влияние есть. Начинаешь более остро осознавать скоротечность времени, ценить каждый момент быстро пролетающей жизни. Наполнять его либо каким-то делом — либо наоборот, молчанием, созерцанием, сосредоточенностью.
Недавно я познакомился с дневниками известного богослова протопресвитера Александра Шмемана. Проблема времени в них — одна из центральных. Мне как человеку, активно интересующемуся богослужением и литургикой, было больно читать одну из записей, где отец Александр перечисляет книги, которые хотел бы написать, но не успел. Даже главный труд его жизни — «Евхаристия: таинство Царства» — был закончен лишь в последние месяцы жизни, во время болезни. Рискну предположить в этом определенный промысел.
При этом через весь дневник сквозной нитью проходит сетование на связанные с управлением духовной академией мелкие текущие проблемы, не дающие сосредоточиться и выкроить время на написание книг. Разрывают на части встречи, телефонные звонки, советы попечителей, налоги, строительства, конференции… дела, которые, по признанию самого отца Александра, были для него совершенно не главными, отнимающими время у преподавания и написания книг. Как консультант по управлению и руководитель компании, я вижу, что несколько простых технологий позволили бы сжать время, которое отнимала эта «текучка» — грамотное делегирование, эффективная работа с секретарем, оптимизация переписки и тому подобное. Сумей отец Александр, не отказываясь от управленческой работы, более эффективно ее организовать — и, возможно, кроме «Евхаристии», мы увидели бы и другие прекрасные литургические труды, которые так и остались ненаписанными.
Глеб Алексеевич АРХАНГЕЛЬСКИЙ родился в Ленинграде в 1979 году. Окончил с отличием факультет прикладной математики Санкт-Петербургского университета. Кандидат экономических наук, автор книг «Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы» и «Тайм-драйв: как успевать жить и работать», создатель интернет-проекта www.improvement.ru, генеральный директор ООО «Организация Времени», руководитель корпоративных проектов в РАО «ЕЭС России», «Русском Стандарте», PricewaterhouseCoopers, и др. Создал и спонсирует деятельность тайм-менеджерского сообщества — объединения людей различных профессий из разных городов России, ставящего своей целью распространение культуры уважения ко времени в нашем обществе.
Создал интернет-проект liturgica.ru. Технически и организационно уже несколько лет поддерживает проект «Сообщество славянской типографики», занимающийся исследованиями и разработками в области электронного представления и обработки церковнославянских текстов.