Новости Крыма | Михаил Кунин | 26.01.2007 |
В канун Рождества Христова в своем послании отцам, братьям и сестрам об этом сообщил митрополит Симферопольский и Крымский высокопреосвященнейший Лазарь. «Особенной радостью для всех нас стало решение Священного синода Украинской Православной Церкви о присвоении Симферопольскому духовному училищу статуса семинарии, которая да станет достойной преемницей и продолжит те богатые традиции духовного образования, которые оставили нам наши благочестивые предки, учреждая в 1873 году Таврическую духовную семинарию», — отметил митрополит.
В числе прочих наук будущим священникам предстоит овладевать информатикой и современными информационными технологиями. Накануне Рождества Христова митрополит Киевский и всея Украины Предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший Владимир отметил, что сегодня православная церковь обрела достаточно мощный потенциал массмедиа, включая церковные интернет-ресурсы и редакции телевизионных программ, где можно получить исчерпывающую информацию. А всякое СМИ, как вы понимаете, существует по мере востребованности. Следовательно, огромная читательская и зрительская аудитория, а соответственно и численность прихожан в более чем 11 тысячах приходов неуклонно растут. Причем большей частью за счет молодежи, людей интеллектуальных, мыслящих, воспринимающих Слово Божье не как сухую абстракцию, но как Живой Источник Истины, преобразующий и совершенствующий человека по заповеди Спасителя мира: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Стоит отметить, что Крымская семинария возникла не на пустом месте. Православие на Крымскую землю принес апостол Андрей Первозванный. Произошло это около 2 тысяч лет назад. Тогда здесь была окраина Римской империи, был большой город-порт Херсонес, а на территории Большой Ялту селение-укрепление Харакс и другие, объединенные общим названием Иссары. Уже в конце первого века в Крыму образовалась большая христианская община. Во времена гонений она была подпольной.
Небольшой катакомбный храм в I веке был в самом центре древнего Херсонеса, на главной улице, в подвале дома. А в скалах Инкермана в апостольские времена были каменоломни, где трудились ссыльные христиане. Здесь же они молились и причащались. По преданию, пещерную церковь в конце I века выдолбил в скале ученик апостола Петра Святитель Климент, с 92 по 101 год папа Римский (Филипп IV. 3). Он каждый день крестил здесь по несколько сотен человек. По молитвам Климента, здесь забил источник и существовал до нашего времени. Пятьдесят лет назад на его месте появилось озеро, его так и называют — Климентовским. По приказу императора Траяна Климент был утоплен. В начале 60-х годов IX века мощи Святителя Климента чудесным образом появились на поверхности моря, этому предшествовала соборная молитва Херсонесского духовенства и пришедших в город ученых проповедников — равноапостольных Константина-философа и его брата Мефодия. Константин-философ считал, что сщмч. Климент покровительствует его миссионерской деятельности и делу просвещения славянских народов.
С Крымом связана судьба еще одного римского епископа — папы Мартина-исповедника. О нем известно немного — лишь то, что он был сослан сюда за борьбу с еретиками-монофелитами. И еще меньше мы знаем о семи херсонесских епископах, замученных здесь один за другим в IV веке. Один из них, епископ Капитон, по преданию, укрепляя веру горожан, вошел в раскаленную печь для обжига извести. И вышел невредимым.
Там, где сейчас стоит Владимирский собор, было семь церквей. Тысячу девять лет назад, в одной из них, церкви Рождества Пресвятой Богородицы, по преданию, крестился великий князь Владимир, перед тем, как вступить в брак с константинопольской принцессой. Из Херсонеса же в Киев пришли первые иерархи и другие духовные лица. Крестившись в Херсонесе (Корсуни в русских летописях — ред.), князь Владимир Святой переносит часть мощей Климента (голову) и мощи св. Фивы, его ученика, с собой в Киев, положив их в Десятинной церкви в приделе во имя сщмч. Климента. Таким образом, его мощи стали первой на Руси христианской святыней.
Христианство исповедовало и древнее население горного и южнобережного Крыма. Правивший в 517−565 гг. Император Юстиниан захотел возродить былую мощь Римской империи. Именно тогда возникает цепь укреплений на ЮБК, а для союзных готов на Мангупе строится крепость. Готы должны были прикрывать Херсон, главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни.
В 12-м веке Мангуп становится столицей княжества Феодоро, простиравшего свои владения и на территорию современной Большой Ялты. Княжество сотрудничает с улусами Золотой Орды, потом с Крымским Ханством, и воюет с генуэзцами. Любопытно, что это связано с Куликовской битвой. По сведениям Льва Гумилева, Республика Святого Георгия не только финансировала, но и заказала поход Мамая на Русь 1380 года.
Широко известно присутствие в войска Мамая отряда тяжеловооруженной генуэзской пехоты. Этим была вызвана перестройка рати Дмитрия Донского. Сторожевой полк под командованием боярина татарского, к слову, происхождения Малика должен был заманить генуэзцев на столкновение с главными силами русской армии и под фланговый удар засадного полка — иначе они, при хорошей финансовой подпитке из Кафы, могли просто стоять на пути у русских войск. Но кто-то должен был подсказать такую тактику. И этим кем-то мог быть лишь тот, кто был знаком с боевым порядком генуэзцев и с их намерениями. По известным источникам, Мамай собирался, не ограничиваясь набегом, остаться на Руси в качестве постоянного правителя. По другим сведениям, в походе с ним участвовал представитель Папы Римского, который намеревался возглавить новую католическую епархию. А феодориты (крымские готы), напомним, были православными, что делало их естественными союзниками русских.
Кроме того, в уплату Генуе был дан Южный берег Крыма, включая Ялту и другие селения. Феодориты этому не подчинились, и начались длительные войны. В Балаклаве высадился десант под командованием Карло Ломеллино. Он прошел с карательной экспедицией вдоль всего Южного берега до Кафы и, пополнив свои ряды ее гарнизоном, отсюда повернул к Салхату (Старому Крыму). Здесь его встретили и нанесли сокрушительное поражение соединенные войска Хаджи Гирея и феодоритов.
Все кончилось в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. К тому времени генуэзцы уже помирились с феодоритами. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада длилась полгода, было предпринято шесть штурмов.
Еще 180 лет Херсонес назад стал «научным полигоном» для отечественной христианской археологии. Здесь на одном и том же месте ученые обнаруживают сразу несколько культурных слоев. Иногда они соединяются. К примеру, на месте античного театра в раннехристианские времена возвели храм. При этом, к сожалению, следы раннехристинского влияния на Южные берег Крыма и горные поселения остаются практически не изучены.