Время новостей | Алена Солнцева | 25.01.2007 |
«Остров» впервые был показан в июне прошлого года на открытии фестиваля «Кинотавр». Тогда особо бурной реакции он не вызвал. Газета «Культура» писала: «Утрируя, можно сказать, что „Кинотавр“ нашел свой „Код да Винчи“ (которым открывался Канн) в лице картины Павла Лунгина „Остров“. В том смысле, что открылся он фильмом ни в коей степени не скандальным, но пытающимся заговорить на темы, к которым российское кино не так уж и часто обращалось… Картина Лунгина вызвала бурные споры. Кто-то восхищается тем, как она снята, а это действительно сделано великолепно… кто-то возмущен спекулятивностью, конъюнктурностью режиссерского выбора, обвиняя Лунгина в неискренности. Мамонова и принимают, и не принимают, но прежде всего обсуждают духовную составляющую фильма».
Показ фильма на закрытии фестиваля в Венеции больше впечатлил соотечественников самим фактом. На собственно фестивальную публику особого впечатления он, очевидно, не произвел. Вообще Запад картиной, можно сказать, не заинтересовался. Однако в сентябре в Москве на кинофоруме «Московская премьера» именно этот фильм (и Петр Мамонов — за лучшую мужскую роль) был удостоен главных наград как от зрителей, так и от жюри.
Но опять же время широкого обсуждения фильма еще не наступило.
Поскольку в производстве картины принимал участие канал «Россия», реклама перед прокатом была довольно активной, но, пожалуй, куда эффективнее были частые и вполне интригующие выступления самого Лунгина, который в многочисленных интервью умело формировал ожидания той части зрителей, которую до сих пор почти не удавалось привлечь в кинотеатры. Важными составляющими были и участие Петра Мамонова, и тема старчества, монастырской жизни.
В результате в кинотеатрах «Остров» собрал около 2 млн долл., что для картины явно не коммерческой — рекордно много. Возбудило внимание к фильму и неожиданное признание со стороны Патриарха всея Руси Алексия, который 26 ноября прошлого года вручил грамоты создателям фильма «Остров», подчеркнув, что в фильме ярко и выразительно показано, как люди едут за покаянием и духовным советом…
После этого диски с фильмом стали продаваться в церковных лавках, вместе со свечами и иконами.
Последним аккордом был показ фильма по каналу «Россия» — в праздник Рождества, в самое лучшее время и без рекламы. По рейтингу фильм занял второе место среди телесобытий этого года. Обозреватель «Ъ» Арина Бородина писала: «Показатели „Острова“ оказались одними из самых высоких за последние годы для телепремьеры фильма (обошла его пока только „9-я рота“ на „Первом“, показанная 9 мая 2006 года) и практически самыми высокими за эту праздничную десятидневку. Доля за 40% и рейтинг 20% говорят о том, что фильм смотрел каждый пятый россиянин (выше показатели только у новогоднего поздравления президента на „Первом“)».
На следующий день после показа председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал «Остров» «культурным событием года для России. Именно сегодня России нужны такие работы мастеров, направленные к человеческому разуму, к душе и совести. Чтобы на нашей земле в рождественскую ночь не убивали священников, чтобы страх перед грехопадением был сильнее жажды наживы», сказал политик.
Однако интересно, что редко когда выступления властей — светских и духовных — являются лишь попыткой как-то оформить, поддержать или использовать уже существующую стихийную силу общественного мнения. Как ни странно, феномен «Острова» смог проявить некое не вполне ясное, но явно существующее и эмоционально сильное народное чувство, которое не попадало под другие измерения. Один умный человек объяснил успех «Острова» «тоской людей по эффективности». И действительно, то, что старец Анатолий молитвой разрешает скорби своих паломников, от которых при этом не требуется личных усилий, очень соблазнительно счесть выражением той самой, запечатленной в сказках и песнях, страсти к единому и простому решению. Но, безусловно, феномен этот не так прост, но понять его стоит попытаться. И возможно, это та самая задача, которая может заставить общество сделать шаг по пути к самосознанию.