Известия | Борис Клин | 08.07.2006 |
Верующий и в отпуске обязан следовать определенным правилам. Почему православные должны ходить в баню по субботам и чем им заниматься в воскресенье? Можно ли евреям загорать? И где купаться мусульманкам? Какую музыку слушать, какие книги читать? На вопросы об отдыхе «Известиям» отвечают известные богословы.
На какой пляж податься?
— Отправившегося на море священника преследовали две юные почитательницы, — рассказывает заместитель главы отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. — Они прочесывали все пляжи на курорте, однажды увидели его выходящим из моря и бросились получить благословение:
— Отец Александр, это вы?
— Когда я не в Москве — это не я, — ответил священник и быстро убежал.
История курьезная, но устают все. Однако отдыхают по-разному. Священникам, по мнению отца Всеволода, на пляж ходить не стоит — церковным уставом хоть и не запрещено, но люди могут осудить. Остальным православным ходить загорать не запрещается, равно как и песни петь, и книги читать, и музыку слушать. По мнению отца Всеволода, выбор книг, фильмов и музыки — дело совести христианина. Составить список дозволенного и запрещенного невозможно. По мнению священника Михаила Прокопенко, люди должны сами заботиться о «гигиене ума»:
— Ну какие чувства может пробуждать песня со словами «у меня мурашки от моей Наташки»? Однако и романы Достоевского для кого-то могут стать примером христианского назидания, а кого-то сделать бессильным.
Профессор Осипов предлагает простой метод выбора светской литературы и кинофильмов:
— Грех — это то, что вредит человеку. Если книга не возбуждает дурных чувств — ничего плохого в ней нет, даже в детективах.
— Можно ли в таком случае читать «Код да Винчи»? Неужели человек утратит веру, прочитав эту книгу?
— Веру не утратит, но она вбросит яд, вызовет раздражение, гнев, нехорошие чувства, а это плохо.
— Но ведь узнать о содержании можно лишь прочитав.
— Не всегда. Если пастыри уже высказались, читать не стоит.
К современным дискотекам профессор Осипов относится отрицательно:
— Их невозможно сравнивать с хороводами, где и одежда, и движения не вызывали сексуального возбуждения. И никогда хороводы не проводились по ночам.
В иудаизме и исламе отношение к танцам еще более жесткое. Первый заместитель муфтия Татарстана Валиулла хазрат Якупов говорит, что в исламе мужчины и женщины, не будучи родственниками, не могут прикасаться друг к другу. А представитель департамента Федерации еврейских общин России (ФЕОР) раввин Иосиф Херсонский сообщил, что иудеям еще и запрещается слушать пение женщины:
— Это связано с тем, что иудеям нельзя иметь любовниц, заниматься онанизмом и в силу строгих правил отношений между полами степень сексуальной чувствительности мужчин повышена. Считается, что поющая женщина чересчур возбуждает.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин России (КЕРОР) раввин Зиновий Коган сообщил, что пляжный отдых иудеям не подходит — им запрещено раздеваться на солнце: «Иудеи должны быть в одежде, скрывающей руки ниже локтя и ноги ниже колен». У раввина Херсонского иная точка зрения. Он считает, что загорать евреям можно, только делать это надо на раздельных пляжах.
Наличие таких пляжей имеет серьезное значение и, как показала трагедия под Казанью, жизненно важное значение и для мусульман. По словам пресс-секретаря Совета муфтиев России Гульнур Газиевой, в последние годы туристические фирмы предлагают туры на курорты Турции, Египта и ряда арабских стран с отдельными для мужчин и женщин пляжами. Раввин Херсонский считает, что иудеям также следует пользоваться раздельными пляжами. При этом, по его мнению, не имеет значения, что пляж мусульманский:
— Это как в бане, разделение носит не конфессиональный, а половой признак.
С таким подходом согласна и Гульнур Газиева. Она сказала, что впервые слышит о смерти от купания в хиджабе и статистика таких случаев наверняка невелика, но трагедия от этого не становится меньше. Поездка на курорт для мусульман и иудеев сопряжена и со сложностями питания. И тем и другим нужно заранее позаботиться об этом и найти халяльные и кошерные кафе.
Отец Михаил Прокопенко считает, что для православных отпуск полезно провести в паломничестве или туристических поездках, расширяющих исторические знания.
Сколько выпить в отпуске?
Говорят, что веселие Руси — винопитие. Православная церковь спиртное не запрещает. Есть даже некоторые критерии допустимого. По словам профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова, норма определяется просто — не доходя до пьянства. В старину в деревнях пили на большие праздники — Рождество и Пасху.
Заведующий службой коммуникации ОВЦС священник Михаил Прокопенко говорит, что не стоит выпивать усталым или в тяжелых жизненных обстоятельствах, не доходить до беспамятства и не нарушать мир в семье. «Иоанн Златоуст говорил, что пьянство — добровольно накликаемый бес», — напоминает отец Михаил.
Раввин Иосиф Херсонский говорит, что для иудея количество выпитого ограничивается так — нельзя вредить своему здоровью и спокойствию окружающих. Вино пьют по субботам, во время праздников, читая молитву. В Пурим (день избавления евреев от задуманного в древней Персии геноцида) и в Симха Тора (день дарования Торы, Божьего откровения человеку) евреи напиваются особенно сильно. Раввин Херсонский рассказывает, что хасиды практикуют принятие алкоголя в тесной компании друзей — считается, что это способствует раскрытию человека для восприятия критики.
А вот раввин Зиновий Коган утверждает, что евреям следует пить кошерное вино лишь во время ритуальных праздничных трапез и читать над ним специальные молитвы, поскольку вино было благословлено Всевышним. А на употребление водки, виски, пива и других алкогольных напитков религиозных ограничений нет.
У мусульман любое употребление спиртного запрещено категорически.
Дни молитвенного отдыха
Кроме специально установленных праздников, днями, когда следует отказаться от повседневных забот и труда, стали воскресенье — у христиан, пятница — у мусульман и суббота — у иудеев.
Однако это не просто выходные, а дни молитвенного отдыха, дни, посвященные Господу.
Готовиться к ним принято заранее. Почему православные христиане в баню ходят именно в субботу? Потому что в воскресенье ходят в церковь, к исповеди и причастию, а причащающийся, как напоминает священник Михаил Прокопенко, должен быть чист не только душой, но и телом. В годы атеистического режима субботняя баня сохранилась в качестве традиции, мыться в воскресенье считалось делом нехорошим, недобрым. Тогда же, при советской власти, в храмах службы стали начинать в 6 утра, чтобы верующие могли успеть попасть на работу без опозданий. Итак, в субботу православный должен закончить уборку квартиры, сходить в баню, а утром — в храм. В древности, по словам отца Михаила, пропустивший три воскресные службы отлучался от Церкви. Сейчас правила не столь строгие, но человек, считающий себя православным, должен участвовать в богослужении. Праздники принято отмечать торжественным обедом, и, как говорит профессор Московской духовной академии Осипов, приглашать к столу принято хоть и знакомых, но малоимущих, не имеющих возможности позволить себе деликатесы. Можно ли в эти дни заниматься домашними делами, хозяйством? Профессор Осипов говорит, что и в праздник, и в воскресенье после посещения храма нет ничего дурного в том, чтобы помочь своим близким в огороде или проведать кого-то в больнице, лучше всего с гостинцами. Не следует путать праздник с праздностью, матерью всех пороков. Профессор Осипов рассказывает, что в дореволюционной России в селах по воскресеньям не работали до обеда, а потом возвращались к обычной крестьянской работе. Так что и сегодня желающие не согрешат, помогая жене и теще в огороде или ремонтируя дачный домик. Если же подобных дел нет, то профессор Осипов рекомендует чтение духовной литературы.
В пятницу, когда солнце оказывается в зените, мусульманин обязательно должен быть в мечети для молитвы. Как поясняет Валиулла Якупов, молитва длится около 40 минут, но верующему нужно время, чтобы добраться до храма, а потом вернуться обратно, и в результате день фактически оказывается выходным. Но, по словам Валиуллы хазрата, никаких религиозных причин отказываться от работы после пятничной молитвы не существует.
Раввин Иосиф Херсонский говорит, что в субботу необходимо побывать в синагоге, можно гулять пешком, читать книги и устроить застолье с семьей и друзьями. Заниматься чем-либо еще запрещено. Нарушить святость субботы можно лишь для спасения жизни человека или его здоровья. А вот раввин Зиновий Коган признается, что, будучи курильщиком, сам огня не зажигает, просит дать ему прикурить — хоть и нарушает заповедь, но все-таки чуть меньше…