Русская линия
Труд Вениамин Слепков08.07.2006 

Младший брат Валаама
Корреспондент «Труда» побывал в финском православном монастыре

В семидесяти километрах от финского города Йоэнсуу расположено место, на название которого откликнется сердце любого православного человека, — Новый Валаам. Здесь находится мужской монастырь. А старый Валаам — в Карелии, на Ладожском озере. И был он там единым до 1939 года. Потом началась эвакуация населения с территорий, ныне принадлежащих российской Карелии, в Финляндию. Однако монахи Валаамского монастыря не хотели покидать остров, они были русскими. Но с началом зимней войны между СССР и Финляндией их настроения изменились.

Монахи в спешном порядке решили уехать. Правительство и армия Финляндии предоставили грузовики, на которых по льду Ладоги было увезено почти все имущество монастыря. Звон колоколов старого ладожского Валаама и поныне раздается над монастырем в соседней стране. Валаамским монахам предложили на выбор три усадьбы для размещения. Осматривая нынешнюю, монахи обнаружили оставленную прежними хозяевами икону святых Сергия и Германа Валаамских — основателей монастыря. Это было признано за знак свыше, и выбор остановился именно на этом месте.

Здания усадьбы сохранились и сейчас — главный дом, хлев, конюшня, дровяной склад, дом для прислуги… Но сюда приехали почти двести монахов, поэтому жить им пришлось в тесноте. Монахи объединили два амбара и создали там церковь, в которой находится один из списков иконы Валаамской Божьей Матери. Эту икону вывезли не при первой эвакуации, а чуть позже. Оригинал же иконы, который явил свою чудотворную силу, висит в новой церкви, построенной советским перебежчиком — архитектором Кудрявцевым в 1977 году. Мы попали на вечернюю службу в этот храм. Служба велась на финском языке, но ектенья читалась на церковнославянском.

На церковнославянском языке шли здесь службы и в 50−60-е годы, поскольку монахи были русскими. Выживать было трудно, поэтому имущество, привезенное с ладожского Валаама, раздаривалось и, возможно, распродавалось. Например, на Валааме была вторая в России по значению нумизматическая коллекция, следов ее после эвакуации не обнаружено. Монастырским имуществом щедро делились с финскими православными приходами. Наверное, нет в Финляндии ни одной православной церкви, в которой не было бы чего-либо привезенного с Валаама. В 1983 году умер последний монах из прибывших сюда в 1939 году, и с того времени служба ведется на финском языке.

Сейчас в монастыре десять человек. Это нормально по меркам европейского монастыря. Большую часть братии составляют финны. Настоятелю — архимандриту Сергию — 40 лет. Живут монахи в домах, поделенных на кельи. Кельи небольшие — 12 квадратных метров. Душ и туалет — сразу для нескольких келий. В благополучной Финляндии это суровые условия. Обедают в общей трапезной, стены которой расписал один из самых известных в России иконописцев архимандрит Зенон, когда гостил здесь в 1990 году.

Существует монастырь за счет туризма. Бывшие конюшни и дровяной склад перестроены в гостиницы. На территории есть кафе, магазин, в котором можно приобрести сувениры. Многие увозят из Нового Валаама вино, которое производится в монастыре из местной смородины.

После завершения вечерней службы нас принял настоятель монастыря.

— Отец Сергий, как вы оцениваете перспективы развития отношений Нового Валаама и Валаама ладожского?

— Очень надеюсь, что мы будем сотрудничать больше, чем сейчас. В настоящее время уже существуют паломнические маршруты, по которым туристы посещают наш монастырь, а затем отправляются на Ладогу. Старый Валаам дорог и для финских православных, выросших в окрестностях Приладожья.

— Только ли туризмом могут ограничиваться связи?

— У нас хранится основной архив документов. Мы предоставили исследователям из России право копировать этот архив, а братии ладожского Валаама предоставили чертежи и сохранившуюся документацию для возрождения монастыря.

— Будет ли увеличиваться число монахов в Новом Валааме?

— Да, численность братии возрастет. Сейчас есть несколько послушников, один из которых в июне примет постриг.

— Каковы перспективы развития православия в Финляндии? Растет ли число прихожан православных приходов?

— В последние двадцать лет число православных увеличивается. Причем не только за счет эмигрантов. Многие лютеране, в том числе и священники, переходят в православную веру. Православная традиция намного богаче, а лютеранская вера все больше удаляется от традиций классической церкви.

— В чем это выражается?

— Вот пример. Лютеранская церковь в Швеции уже церковно регистрирует гомосексуальные браки. История показывает, что лютеранская церковь Финляндии шла вслед за шведской. Боюсь, это станет возможным и у нас. Постепенно происходит обмирщение Лютеранской церкви. В прошлом году она потеряла огромное количество прихожан — 350 тысяч человек.

— Велика ли помощь государства православной церкви?

— В Финляндии православная церковь, как и лютеранская, имеет государственный статус, священники получают зарплату. Для нашей церкви помощь государственного бюджета — существенная статья. В силу особого положения монастырь в основном живет за счет туризма. Хотя помощь государства есть. Нам принадлежит 300 гектаров леса, который мы можем при необходимости продавать, и 50 гектаров полей, где посажен ягодный кустарник.

На прощание отец Сергий рассказал, что собирается поехать в Петербург на богослужение и за церковной утварью. На память с Нового Валаама мы увозили подаренные настоятелем открытки с изображением чудотворной иконы Валаамской Божией Матери.

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 607 081 230 808


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru