Русская линия
Правая.Ru Михаил Смолин07.07.2006 

Покровительственное отношение государства к Церкви

История православных Империй явственно говорит о том, что государство было заинтересовано в поддержании господства Церкви и Православной веры в своих подданных и строго боролось с еретиками, сектами и расколами доступными ему властными методами и репрессалиями

Какие отношения государства и Церкви можно назвать благоприятными, дающими Церкви господство и заслуживающими названия покровительственных?

Определение отношений Церкви и государства — компетенция последнего. Именно оно в многочисленных церковно-государственных делах: в вопросах открытия новых церковно-государственных учреждений, вопросах регистрации рождений, браков и смерти, в утверждении государственного значения за церковными праздниками, преподавания Закона Божия в общеобразовательных школах и богословия в светских высших учебных заведениях и т. д. — показывает свое отношение к Церкви.

История православных Империй явственно говорит о том, что государство было заинтересовано в поддержании господства Церкви и Православной веры в своих подданных и строго боролось с еретиками, сектами и расколами доступными ему властными методами и репрессалиями.

Так, о поддержании государственного значения Православия в византийском обществе профессор И.С. Бердников пишет: «Исповедание христианской веры было непременною обязанностью всякого гражданина в Византийской Империи. Отсюда естественно, что отступление от христианства в язычество, еврейство или другую секту должно было влечь за собой ограничение или же потерю гражданского состояния…

Граждане Византийской Империи обязательно принадлежали к государственной христианской вере, должны были и исповедывать ее согласно православному учению, утвержденному на вселенских соборах и признанному со стороны государства. Всякое отступление от признанного Церковью и государством образца православной веры было не только нарушением правил веры, но и государственным преступлением, потому что оскорбляло Бога, Покровителя государства, и было знаком непочтения к Императору, исповеднику Православия. Отсюда, как необходимое следствие репрессивные меры против еретиков и раскольников: 1) денежная пеня за поставление клириков для еретических обществ, 2) удаление из столиц или и из других городов еретических епископов и клириков, вообще учителей и распространителей ереси, 3) ссылка для ересеначальников и главных их сообщников, 4) лишение права почетной государственной службы для всех еретиков и раскольников, 5) лишение прав имущественных — конфискация в казну имущества еретиков и раскольников после их смерти, а иногда и при их жизни, 6) угроза смертною казнию тем еретикам, на которых не действовали исправительные меры, и которые не подчинялись постановлениям против них закона"(1).

К некоторым особенно нетерпимым еретикам, как, например, павликиане, богомилы или манихеи, применялись более строгие меры. Так, манихеи лишались всех гражданских прав: на распоряжение своей собственностью, права продавать и покупать, заключать договоры, свидетельствовать в суде и даже изгонялись из пределов Империи.

Византийское государство глубоко почитало православные праздники и содействовало их благочестивому проведению: законы повелевали прекращать общественные и частные работы (с изъятием из правила только земледельцев), производство суда и приведение в исполнение приговоров, запрещались театральные и иные общественные развлекательные зрелища.

Церковное имущество хотя и не освобождалось от государственных налогов, но было освобождено от муниципальных повинностей. Одновременно само духовенство было освобождено от всех личных натуральных повинностей, а платило лишь налоги с имущества, как и остальные граждане Империи.

У епископов были широкие полномочия в контроле за государственными чиновниками. Так, епископы имели право и обязанность посещать еженедельно тюрьмы, наблюдать за правильностью порядка заключения и решения без замедления дел заключенных; епископы имели право защиты всех угнетаемых через своих особых чиновников — дефенсоров, которые могли отстаивать права таких лиц в суде; епископы имели право разбирательства гражданских тяжб как третейские судьи, и их приговор не мог быть обжалован; епископы имели право принимать жалобы на государственных чиновников и ходатайствовать об удовлетворении обид — вплоть до посылки просителя со своей грамотой к Императору; епископы имели право участия в делах опеки и попечительства; епископы имели обширные права в делах городского управления (участие в выборе городских должностей, наблюдение за исполнением своих обязанностей городскими чиновниками и т. д.).

В России церковно-государственные отношения развивались под сильным влиянием Византии, поскольку, приняв христианство от нее, русское государство переняло и церковно-государственные традиции.

В Византии было свое учение о всемирном православном царстве, по которому у всех православных христиан есть одна Церковь — Православная и одно государство — Византийская Империя. До выделения Русской Православной Церкви в 1447 году в самостоятельную поместную Церковь вследствие признания Византией Флорентийской унии, Русское государство и Русская Церковь в целом не противоречили этому византийскому пониманию Православного Царства. Принятие вместе с верою и византийского Номоканона говорит в пользу этого утверждения.

Влияние Византии особенно заметно в период междукняжеских распрей, когда митрополиты из греков старались проводить византийское понимание единоличной власти, мирить князей, внушать им необходимость единства власти.

«Содействие духовенства московским князьям выражалось не одними увещаниями, обращенными к тем, кто противодействовал стремлениям их, но и прещениями по отношению к ним, а иногда и благословением Московских князей на брань для достижения прочного мира и порядка. Московские князья так высоко ценили благорасположение митрополитов в их политике, что иногда прямо опирались на их содействие; например, великий князь Иоанн II при смерти поручил попечение о своем сыне и преемнике Димитрие святителю Алексию. И святитель Алексий действительно до конца своей жизни был постоянным советником великого князя Димитрия и его правой рукой. Вообще Московские митрополиты Петр, Феогност, Алексий с другом своим преподобным Сергием и Иона стяжали себе славу незабвенных поборников утверждения единодержавия в России"(2).

Учением о Божественном происхождении власти Государей было положено основание для правильного государственного строительства Русской Империи.

Еще преподобный Иосиф Волоцкий в своем «Просветителе» рассуждает об обязанности Государей гнать еретиков и наказывать за религиозные преступления. Об этом он говорит в своем 13 слове: «Слышите цари и князи, и разумейте, яко от Бога дана быть держава вам, яко слуги Божии есте. Сего ради поставих есть вас Бог пастыря и страха людем своим, да соблюдете стадо его от волков невредимо. Вас бо Бог в себе место избрал на земли и на свой престол вознес посади, милость и живот положи у вас, и меч вышняя Божия десница вручи вам. Вы же убо да не держите истину в неправде… и не давайте волю зло творящим человеком, то есть еретикам и отступникам, которые с телом и душу губят. Если же они сотворят зло, то на душу попустившаго падает грех, то есть на царя и на князя и на судей земских, аще власть дадут злотворящим человеком, о сем истязаны будут от Бога в страшный день второго пришествия Его».

Это учение было официально признано государством, буквально изложившим его словами преподобного Иосифа Волоцкого в чине венчания Царя Иоанна Грозного на царство.

Долгое время русским князьям не приходилось исполнять еще одну их обязанность — охранять чистоту правоверия. История Русской Церкви долго не давала повода к проявлению русскими Государями этой своей обязанности. Повод дала Флорентийская уния, насаждению которой в Московском государстве лично воспротивился Великий князь Василий Васильевич, обличив униатского митрополита Исидора в вероотступничестве и заключив его в монастырь.

В допетровской Руси кроме ересей уголовному преследованию со стороны государства подвергались и преступления против веры и нравственности. Так, в Уложении Царя Алексея Михайловича к таким деяниям причислялись: идолослужение, волшебство и чародейство, ложная присяга, богохульство, церковный мятеж, приверженность к суеверным обычаям, ересь и раскол, совращение из православной веры, святотатство, недозволенные браки, кровосмешение, непочтение детей к родителям, блуд и прелюбодеяние, изнасилование, сводничество, противоестественные пороки (3).

Для применения наказания характерно было изначальное прибегание к духовному врачеванию, то есть попытка рассмотрения преступления такого рода церковным судом. Если преступник раскаивался, то на него налагалась церковная епитимия, если же нет — тогда государство брало на себя решение его дальнейшей судьбы, то есть подвергало преступника соответствующему уголовному наказанию (характерным примером здесь может быть преследование ереси жидовствующих).

Со времени реформ Петра I патриаршее устройство Русской Церкви было отменено и введено управление через Св. Синод.

Послепетровские архиереи не раз обращались с просьбами восстановить каноническое управление Церковью, за что нередко подвергались жестоким репрессиям со стороны государства.

Но таковое не каноническое управление Церковью, ведущее свое начало со времен Петра I, отменившего патриаршество, не уничтожало в Российской державе ее православной сути.

Так, по чину коронования Государь Император всегда коленопреклоненно просил у Бога, «да наставит его, вразумит и управит в великом служении, яко царя и судию царству всероссийскому, да будет с ним приседящая Божественному престолу премудрость, и да будет сердце его в руку Божию, во еже вся устроити к пользе врученных ему людей и к славе Божией, да и в день суда Его не постыдно воздаст Ему слово» (Основные Законы 1906 года. Статьи 57 и 58. Примечание 2).

Верховная Власть Российской Империи, со своей стороны, государственными законами подтверждала церковные установления о праздниках; церковная запись о рождении и крещении признавалась гражданским актом; церковное венчание утверждалось государством единственно возможным бракосочетанием; развод происходил только по церковному суду; погребение — при участии духовенства; миссионерство поддерживалось правительственными органами и т. д.

При всех «свободосовестливых» нововведениях начала XX столетия законы Российской Империи все же продолжали утверждать господствующее положение в Империи Православной веры (Ст. 62. Основных Законов 1906, и ст. 1. Устава иностранных исповеданий).

Основными Законами Российской Империи положительно заявлялось, что Император Всероссийский не может исповедовать не Православную веру (статья 63). И потому государство все время обращается к Церкви за молитвенным освящением, прежде всего в чине коронования Государя Императора (Основные Законы, статьи 57 и 58). Календарь гражданский определялся календарем Православной Церкви.

Православная Церковь пользовалась большим, чем прочие исповедания, правом публичного отправления богослужения. Только Православная Церковь имела право убеждать инославных и иноверных к переходу в Православие (Статья 4 Устава иностранных исповеданий, по продолжению 1906 года), чему никто не мог препятствовать (Статьи 4 и 5 Устава иностранных исповеданий, по продолжению 1906 и статья 184 Уложения о наказаниях 1885 года). На остальных же накладывалось ограничение в этом вопросе и даже уголовное наказание (Там же).

Не допускалось и совращение православных через брак с неправославными, последние в таком случае давали подписку, что не будут совращать православного супруга в свою веру, а детей будут крестить и воспитывать в Православной вере (Свод Законов Российской Империи. Т. X. Ч. I. По продолжению 1906. Статья 67). Законную силу такой брак получал, только если он был совершен православным священником по православному чину (Свод Законов Российской Империи. Т. X. Ч. I. По продолжению 1906. Статьи 72−74).

Иноверные и инославные исповедания в Законах Российской Империи назывались лишь терпимыми государством (Устав иностранных исповеданий. Статьи 6−8). К числу видов совращений из Православной веры в законах были поименованы следующие: публичная проповедь, речь или прочтение сочинения, распространение сочинений или изображений, побуждающих к переходу в другие вероисповедания или веры (Статья 90. Уголовное Уложение 1903 года).

Переход из христианского исповедания в нехристианское был запрещаем и уголовно наказуем (Уложение о наказаниях. Статьи 184−186).

Далее нельзя не отметить, что субъективизм в религиозных вопросах, в законодательстве Российской Империи был допускаем лишь настолько, чтобы он никаким образом не ущемлял права господствующей, государственной веры — православной.

Как писал один российский обер-прокурор: «По Основным Законам Российской Империи она [Россия. — М. С.] есть государство конфессиональное и толерантное, в котором присвояется свобода веры всем российским подданным и в котором все веры распределяются по степени их совершенства с точки зрения единой истинной Православной Церкви. Из согласования принципа господствующей веры с принципом веротерпимости и образуется вероисповедная система, принятая нашим государственным строем». Особо, пожалуй, надо отметить отношение Церкви к смешанным бракам с иноверцами. Семейную жизнь, как важную сферу жизни христиан, Церковь охраняла особо, поскольку считало семью «малой Церковью». Сущность позиции Церкви в этом вопросе хорошо охарактеризована профессором И.С. Бердниковым. «Различие религии у жениха и невесты, — пишет он, — не согласно с моральной стороной брачного союза. Религия кладет отпечаток на образ мыслей и обычаи своих последователей. Поэтому при резком различии религии того и другого супруга нельзя ожидать полного духовного согласия между ними, единства в образе мыслей, гармонии в жизни домашней, — а без этого условия брак не удовлетворял бы христианскому понятию о браке. Равным образом при различии не могло бы быть между супругами согласия относительно воспитания детей, что также принимается во внимание при оценке условий правильного христианского брака. Наконец неуместен брак христианина с иноверцем уже по тому одному, что христианину запрещается иметь всякое близкое, особенно религиозное общение с иноверцем. «Не уместно вам, говорит апостол Павел, (2 Кор. VI, 14…), запрягаться в одно ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Или какое соучастие верного с неверным?» Поэтому-то апостол заповедует вступать в брак в Господе (1 Кор. VII, 39), то есть с лицом, верующим в Господа Иисуса Христа"(4).

Церковь запрещала браки православных с нехристианами и с еретиками. 72 правило Трулльского собора повелевает расторгать браки с язычниками и еретиками. «Недостойно мужу с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетатися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, сделанное кем-либо, брак почитати не твердым и не законное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати не смешиваемое, ниже совокупляти с овцою волка, и с частью Христовой жребий грешников». Этому правилу вторят 10, 31 правило Лаодикийского собора, 30 правило Карфагенского собора и 14 правило Халкидонского.

«Православным, — пишет известный канонист, профессор Императорского Юрьевского университета М.Е. Красножен, — брак с неправославными лицами вообще запрещается, под угрозою признания такового соединения незаконным и под страхом отлучения для нарушителей этих церковных предписаний"(5).

Законодательство православных государств и в этом вопросе старалось следовать правилам Церкви.

Так, например, гражданское законодательство (с 339 года) Византии воспрещало браки православных с еретиками, а за браки с иудеями наказывало как за прелюбодеяние. С христианскими же раскольниками браки иногда разрешались, если раскольники имели правильные христианские понятия о святости и достоинстве брака как церковного таинства.

Таким образом, перед нами раскрыта номоканоническая картина господства Православия в государствах, признававших Христову веру спасительной для любой сферы жизни своих подданных. Современность пока не дает возможности реализовать идеал православного государства в нашем обществе. Но это не значит, что вниманию этого же общества церковная общественность не должна представлять свое понимание отношений Церкви и государства, проповедовать свой идеал государственности и в конечном счете ставить перед собою задачу воцерковления государства.

Осуществление всех вышеописанных идеалов православного государства в современном секуляризованном обществе возможно только постепенно, в процессе все большего воцерковления народов, населяющих нашу Родину.

Церковная составляющая современного русского мира может и должна быть укреплена как можно более значительно. Сегодняшнее состояние нашей государственности таково, что без сильного, здорового церковно-клерикального влияния на все сферы государствования мы не можем надеяться на самостоятельное и последовательное функционирование института государства как подлинного защитника слабого от сильного, бедного от богатого, поборника социальной справедливости, защитника национальных интересов русского народа и охранителя христианской жизни во всяком благочестии и чистоте.


1. Бердников И.С. Краткий курс церковного права. 2-е изд. Казань, 1913. Т. 2. С. 769−770.

2. Бердников И.С. Краткий курс церковного права. 2-е изд. Казань, 1913. Т. 2. С. 829.

3. См.: Попов А.В. Суд и наказания за преступления против веры и нравственности по русскому праву. Казань, 1904. С. 122−201.

4. Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Изд. 2-е. Казань, 1913. Т. 2. С. 366−367.

5. Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. Т. I. Положение неправославных христиан в России. 3-е испр. и доп. изд. Юрьев, 1903. С. 53.

http://www.pravaya.ru/look/8253


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика