Русский дом | Дмитрий Сивиркин | 07.07.2006 |
Сегодня на каждом русском человеке лежит бремя огромной ответственности. Под обстрел различных либеральных, по сути своей антигосударственных структур попала культура титульной нации, православная культура, на которой строились вековые традиции нашего великого народа. Враждебные силы пытаются ослабить главную скрепу, которая соединяет огромные пространства нашего Отечества в единое целое, без которой нас ждёт распад, хаос и забвение. Не защитить сегодня свою культуру — значит предать будущее своего Отечества.
Наше региональное общественное движение «Самара Православная» стремится стать реальным инструментом защиты интересов верующих людей нашего региона, всей Православной Церкви от агрессивной безнравственности и космополитизма, прикрывающихся разглагольствованиями о «правах человека» и «толерантности», от антигосударственных, разрушительных воздействий. Это требует серьёзного укрепления организации, создания твёрдой исполнительной вертикали: совет движения — благочиние — приход. Только чёткая структура позволит движению в полноте защищать права православных верующих граждан.
Движением уже накоплен большой опыт организационно-массовой и просветительской работы. В его рамках не первый год существуют объединения «Православные педагоги» и «Православные врачи», проводятся просветительские и культурные мероприятия, позволяющие донести православные представления о жизни и обществе как до рядовых граждан, так и до представителей власти.
Уверен, что начатый в эти дни нашим движением «Самара Православная» сбор подписей под обращением к Президенту России о введении «Основ православной культуры» в школьные программы, будет поддержана православной общественностью других регионов страны.
Теперь главным для нас становится активное участие в общественно-политической деятельности, широкое представительство интересов русского православного народа на всех уровнях. Пора серьёзным образом влиять на все сферы жизни, в том числе на политику и экономику, а не только на культуру. Для достижения этих целей вполне применим территориально-административный принцип деятельности организации, хорошо известный в партийном строительстве. Он позволяет иметь «ячейку» движения в самом отдалённом уголке области, при православном приходе, а то и на дому православного активиста. На региональном уровне правление движения расположено на базе Самарского Дома печати, что создаёт богатые возможности в работе со СМИ. Отделения движения существуют в каждом из 20 благочиний, а «первички», уже сказано, — при приходах. Это позволяет объединить усилия православных в том числе и во время выборов различных уровней. Миряне, объединённые в мощную организацию, смогут легко и эффективно выразить своё отношение к тому или иному кандидату в зависимости от его приверженности истинным ценностям. Через это сито трудно будет просочиться человеку лукавому, а порой и прямо враждебному всему русскому. Это и есть, по моему разумению, православная демократия.
В нашей деятельности не обойтись без чёткой системы учёта и контроля, необходим устав, программа движения, членские билеты, анкеты с данными о каждом нашем соратнике. Это нужно не ради бюрократического лоска: такой порядок позволит, если потребуется, в короткий срок связаться с любой первичной организацией, позвать людей на собрание, молитвенное стояние или Крестный ход и показать, что нас — тысячи и тысячи. Надо признать, что наши противники давно освоили все хитрости и тонкости оргработы. Достаточно последить за прессой, когда она раздувает очередную антирусскую истерию.
Демагогические нападки части татарской общины на инициаторов введения в школах предмета «Основы православной культуры» легко можно было пресечь в самом начале, если бы мы были лучше организованы. Голос православной общественности все же был услышан и недвусмысленно понят законодателями на заседании рабочей группы Комитета Самарской Губернской думы под председательством Н.Ф. Мусаткина, пытавшегося «под сурдинку», не пригласив никого из православных, протащить решение о «нецелесообразности» введения ОПК. Ничего не вышло. Что же стояло за демагогическими криками вроде тех, что введение ОПК расколет общество, внесёт межконфессиональную рознь и противостояние наций? Ясно, что это была хорошо спланированная провокация, а заодно и проба сил на будущее: насколько велики инертность и разобщённость русских сил? Разобщёнными, безграмотными, «не помнящими родства Иванами», действительно, легко управлять. Или убедить в любой глупости. Например, в том, что после изучения ОПК 85 процентов русских детей возненавидит иноверцев. Или того хлеще: что «насильственная христианизация» будет способствовать ухудшению успеваемости татарских детей.
Православные не смолчали. Более того, вся эта история послужила им лишь на пользу, показав, что медлить с самоорганизацией далее нельзя. Эпоха молчания и компромиссов ушла в прошлое. Настало время действия. Православного действия.
Детей в Самарской области учат родной культуре уже много лет. Факультативный курс «Основы православной культуры» введён в образовательные учреждения Самарской области с 2003 года. На базе Самарского института повышения квалификации работников образования (СИПКРО) и Самарской Православной Духовной семинарии подготовлены сотни педагогов для преподавания курса. Родители бомбардируют районные и городские отделы народного образования просьбами учить их детей «Основам православной культуры». Разработаны программные и дидактические материалы в помощь преподавателям. Систематически проводятся консультации, создан банк видеоматериалов, составлен библиотечный фонд православной литературы. Сейчас ОПК в качестве школьного компонента изучается в 61 школе города Самары.
Сами дети и молодежь хотят изучать православную культуру и традиции своего народа, участвуют в конференциях, различных научных Чтениях по православной тематике. Только в прошлом году в таких мероприятиях участвовало более трёх тысяч человек. Всё это — примеры обучения детей добру, любви и уважения к ближнему.
Но вот что интересно. Мы свою работу проводим открыто и гласно. Зато под покровом тайны остаётся содержание обучения в трёх медресе и национальных татарских школах (только одно медресе «Гали» за 12 лет своей работы подготовило 300 специалистов по исламу). Православную общественность беспокоит то, что никому неизвестно, чему и как учат будущих имамов; вход в эти закрытые учебные заведения воспрещён. Мы не знаем, как там преподают историю России, какое прививается отношение к Православию, что знают учащиеся и студенты о великой культуре нашей цивилизации, каковы источники финансирования мусульманских учебных заведений и культурных центров, какие ценности для них являются основополагающими, какое место в их мировоззрении отводится немусульманским народам и их традициям. Недавно к нам в организацию пришло письмо, в котором автор резонно спрашивает: «Не получится ли так, что через несколько лет, когда веротерпимые и воспитанные в условиях добрососедского сосуществования духовные лидеры мусульман уйдут на покой, их место займут экстремистски настроенные молодые люди»?
Такое положение в губернии, скорее всего, является отголоском политической линии, которую ведёт сейчас Совет муфтиев России. Его интересы лоббируют члены Общественной палаты и радикальные протестанты из Российского объединения союза христиан веры евангельской во главе с Сергеем Ряховским, кстати, членом Общественной палаты. Их усилия направлены на изменение этноконфессионального баланса в стране.
Опасения многих православных разделил прошедший недавно в Москве X Всемирный Русский Народный Собор. В Соборном слове было сказано: «Вера определяет нравственную традицию народа, его духовную жизнь. Она является той укрепляющей силой, без которой нельзя подходить к решению проблем, остро переживаемых современным обществом». И далее: «Православные христиане и все россияне должны делать всё, от них зависящее, для защиты прав тех, кто страдает от унижения и несправедливости». А заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подчеркнул: «Православные готовы уважать мировоззренческий выбор других народов. Но они не могут молчать, когда им навязываются чужые нормы, противоречащие основам отеческой веры».