Русский дом | Александр Кондрашов | 07.07.2006 |
Рассвет начинается не с того мгновения, когда солнце, поднявшись над окоёмом, являет миру свой лик. Гораздо раньше начинает светать, а там, где встанет солнце, являются зори, играют лучи, порой совершается целое небесное представление, какого не увидишь ни в кино, ни в театре.
Дивно всё в евангельской истории. Дивно в ней и рождество человека, коему суждено было послужить предвестником явления Бога на земле. Иоанн Предтеча стал в Евангелии предрассветной зарёй.
В иных языках народов мира есть имя Иисус. У испанцев встречаются Хесусы, у англичан — Джошуа, у арабов — Исса. Русские не дерзают называть своих сыновей именем Спасителя. Зато имя его Предтечи испокон веков на Руси излюбленное. Да ведь нас так и именуют — русскими Иванами. И фамилия «Иванов» остаётся в нашем народе самая распространённая.
Чудесно было и рождение предрассветного ребёнка. Прежде, чем девственное чрево Марии уму не постижимым образом даст народам земли Богомладенца Иисуса, суждено было разродиться чреву заматеревшему, то есть, пережившему чадородный возраст. Чуду величайшему предшествовало чудо великое, о котором только читывали в Ветхом Завете — про то, как престарелая Сарра родила Исаака.
Священник и пророк Захария доживал свой век с верной женой Елисаветой. Всю жизнь они молили Бога о ребёнке, но так и не было у них детей. В таком возрасте любой сказал бы: «Теперь и грешно о ребёнке молиться! Помирать пора, а не детей рожать!» Но Захария и Елисавета всё ещё молились, и Господь умилился их упорству в желании иметь детей.
Однажды, когда Захария совершал в храме богослужение, к нему явился архангел Гавриил и благовестил пророку и священнику, что вскоре жена его родит мальчика, коему имя следует дать — Иоанн. Означает сие святое имя — «Благословен Господь Бог». Так накануне благовещения Деве Марии о рождестве Христовом произошло благовещение пророку Захарии о рождестве Иоанна Предтечи, о котором было сказано пророком Малахией, что перед самым пришествием Мессии Христа явится в мир Его Предтеча, которому дано будет приуготовить людей к пришествию Спасителя.
Захария, после посещения его архангелом, онемел и долго оставался немым. До той самой поры, покуда встала необходимость дать имя младенцу, рождённому старой Елисаветой всем на удивление. Тогда счастливый отец испросил дощечку и начертал на ней: «Имя ему — Иоанн». И отверзлись уста его, чтобы произнести вслух: «Благословен Господь Бог!» И после этого он — заговорил!
«О изумительное и странное чудо! — восклицает святой Иоанн Златоуст в своём несравненном „Слове на Рождество святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна“. — Пишется имя сына, и немые уста отца открываются; Иоанном называется, и язык называющего устрояется!»
Хорошо сказано и в синаксари (кратком толкователе праздника): «Имя Иоанна было ключом для уст отца, которые после написания Захариею этого имени отверзлись для прославления Бога».
Ключом стало не только имя. Сам Иоанн, рождённый Захарией и Елисаветой, стал на берегу Иордана как бы ключом, коим открылась божественная сущность Иисуса Христа.
Во спасение чудесного сына отцу суждено было принять муки и смерть. В те дни, когда царь Ирод совершал безбожные убийства детей в Вифлееме и его окрестностях, о том стало известно и в Хевроне, где жили Захария и Елисавета. Взяв мальчика, мать отправилась с ним в горы и спряталась в пещере. Захария в то время находился в Иерусалимском храме. Ирод прислал к нему своих воинов и потребовал отдать сына. Тот отказался. Тогда Ирод велел воинам ещё раз потребовать выдачи Иоанна, — а если отец и во второй раз воспротивится, мучить его и убить.
— Вы убьёте тело моё, Господь же примет мою душу, — ответил святой старец.
Мучители набросились на него и искололи всего. Пролитая кровь впиталась в мрамор и окаменела во свидетельство святости Захарии и окаянства Ирода.
Тем временем, Елисавета продолжала скрываться в пещере, где росло финиковое дерево и проистекал источник. Питаясь одними финиками и водой из источника, она выкармливает сыночка, но силы старой женщины иссякают. Спустя сорок дней после мученической кончины Захарии в Иерусалиме, в горах под Хевроном окончила свой земной путь и матерь Крестителя.
Дальнейшая жизнь мальчика Иоанна была в руках ангела-хранителя. До самых тех времён, в которые он выйдет, чтобы огласить долины иорданские дивным восклицанием:
— Я глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его!