Российские вести | Мирослав Любов | 06.07.2006 |
В основу данной конструкции положен национально-религиозный принцип. Как указывают церковные историки, в пределах Экзархата высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит местному Синоду, который состоит из пяти членов — правящих епархиальных архиереев. Синод белорусского Экзархата подотчетен Священному Синоду Русской православной церкви. При этом учитывается региональный характер Синода Экзархата. Его постановления входят в силу после их подписания, но окончательно утверждаются Священным Синодом РПЦ МП.
С юридической точки зрения, Белорусская православная церковь есть неотъемлемая часть Русской православной церкви. Однако по факту, пребывая в ином государстве, БПЦ является во многом автономной. Это подразумевает, среди прочего, что местные архиереи самостоятельно определяют стратегию и тактику взаимоотношений Церкви и власти. Что интересно, по сравнению со специфической политической системой церковная жизнь в Белоруссии в меньшей степени скована какими-то рамками и условностями, дискуссии и полемике здесь есть место.
Дело все в том, что на постсоветском пространстве более «живой» Церковь становится, когда ее начинают подпирать оппоненты. Наглядный пример — Украина, где постоянные атаки на Украинскую православную церковь со стороны раскольников, властей и Константинопольского патриарха при всех отрицательных факторах разбудили пассионарность в местных верующих.
А по Белоруссии издавна проходил фронт столкновений двух великих христианских конфессий. В 1382 году сын Ольгерда Ягайло принял престол польских королей, женившись на польской королевне. Папа Римский благословил этот брак при условии, что Ягайло перейдет в католичество и приведет свой народ под власть Ватикана. Ягайло не замедлил принять это условие и, по договору с поляками, объявил католическую религию государственной, а Православную Церковь лишил покровительства государства.
Католическая экспансия имеет место и сегодня. Однако близость Белоруссии к Польше, где пока еще можно застать православные приходы, дает возможность людям своими глазами увидеть, что и как. По словам настоятеля одного из минских храмов, враждебность польских католиков к своим же православным зашкаливает все пределы. Например, ставят в деревне православные поклонный крест, а его сжигают. И не экстремисты какие-то, а добропорядочные католические прихожане по публичному призыву местного ксендза.
Религиозный фактор проявил себя и во время организованного оппозицией шествия «Чернобыльский шлях», приуроченного к годовщине Чернобыльской трагедии. На стороне оппозиции тогда засветились представители так называемой «Белорусской (народной) автокефальной православной церкви». А в ходе акций протестов в палаточном городке на Октябрьской площади был задержан униатский священник Андрей Сидорович, который исполнял в лагере функции капеллана.
Что касается Белорусской православной церкви, то ее архиереи и священники стараются по возможности не вмешиваться в политическую борьбу, дистанцироваться от явной поддержки той или иной силы.