Православие.Ru | Протоиерей Артемий Владимиров | 06.07.2006 |
— Церковная жизнь — дело сокровенное. Даже тайны биологической жизни ученые не в состоянии до конца понять — что же говорить о жизни во Христе? Суть церковной жизни состоит в освящении и очищении сердца человеческого Божьей благодатью. Мать наша Церковь, исполненная живоносной силы, каждое свое чадо, питающееся от ее сосцов, врачует и возрождает, приобщая к жизни вечной. Церковь и сегодня исполнена этой божественной силы, однако мы меняемся, и, к сожалению, не в лучшую сторону.
Думаю, одна из главных проблем состоит в том, что многие христиане XX и XXI столетий (я отношу себя к их числу) не берут, по маловерию и греховной немощи, от Матери-Церкви того, что она готова им даровать. Не пользуются в полноте теми благодатными средствами, которые дарованы человеческому роду Искупителем Иисусом Христом и усваиваются через Церковь. Из-за нашей мелкотравчатости и духовной неосновательности все проблемы и возникают.
Одна из них состоит в том, что зачастую человек с десяти-, двадцати-, тридцатилетним стажем церковной жизни не обретает той полноты, гармонии, счастья, а стало быть, духовной удовлетворенности, которую надеялся получить, вступая со страхом и трепетом в ограду Церкви много лет тому назад. Другая проблема в том, что мы приносим на райские церковные пажити многие наши недостатки, отрицательные качества, страсти, тянущиеся за нами, словно шлейф, из мирской жизни. Поэтому, по слову апостола Павла, и среди церковных людей обнаруживаются нестроения, зависть, ссоры, огорчения, которые говорят о преобладании плотского и душевного, но не духовного начала в нашей среде.
Жизнь многообразна, а потому трудностей и проблем не перечесть! Отцы всегда будут тревожиться и печалиться о детях, которым сродниться с духом церковным обыкновенно бывает труднее, чем их родителям. Взаимоотношения пастырей и пасомых вызывают множество вопросов и недоумений, и как не всегда счастливо складываются взаимоотношения супругов, так и в приходской семье бывает много смущений и соблазнов, провоцируемых как священниками, так и их духовными чадами. Всех нас волнует завтрашний день Церкви (я разумею ее земное колено), какими мы, грешные, подойдем к испытаниям, возвещаемым святым Евангелием.
— В чем Вы видите основные достижения церковной жизни за последние 20 лет? Что, на Ваш взгляд, нами упущено?
— Мой стаж сознательной церковной жизни насчитывает не так уж много времени — 26−27 лет. И конечно, оборачиваясь назад, я вижу, сколько благих изменений превзошло в нашу жизнь за эти два десятилетия. Помню, что в 1980-е годы нигде нельзя было достать молитвослова, хотя бы отпечатанного домашним способом на дурной бумаге. Редко кто мог рассчитывать на непосредственное участие пастыря в его жизни, да и излить душу приходскому священнику мог позволить себе далеко не каждый. Что говорить о храмах, которые не вмещали всех желающих помолиться или приобщиться Святых Таин Христовых. О «крестилках» — как тогда небрежно называли помещения для свершения таинства Крещения, где, в лучшем случае, крещаемого поставляли в тазик, а в худшем — наливали ему воду за шиворот, не раздевая и даже не снимая с него шубы! Кто из православных русских людей мог тогда думать о посещении города Бари для поклонения мощам любимого русским народом святителя Николая? Даже во сне, согласитесь, такое не могло присниться. Афон, Иерусалим — это были понятия заоблачные, трансцендентные сознанию простого человека.
Нынче — «лето Господне благоприятно»! Благодать обильно излилась на Русскую землю. В одной столице, несмотря на все ее соблазны и контрасты, сегодня действует более 700 храмов! Выбирай любой, где бы ты мог мирно и тихо каяться в своих грехах, мало-помалу укрепляясь в добродетельной жизни. А книги, которые всегда были для русского человека сокровищем! Море духовной литературы, столь пространное и обильное, что не выплыть погрузившемуся в него любознательному читателю. Ярмарки, выставки, магазины, лавки… Иные христиане каются в том, что они пристрастны к покупке духовных книг, а мудрые духовники снисходительно посмеиваются: пока есть возможность, средства и время — покупайте, а придет время, изменятся обстоятельства, удержит Господь эту милость — будет что почитать в келейной тиши.
Что нами упущено? Нам, священникам, видны наши недостатки. Кратко скажу: оказывается, что выстроить мраморный парапет и повесить золотую люстру посреди храма, украсить его дорогими иконами — гораздо легче, чем собрать паству, согреть сердца людей словом Божиим, умягчить их души примером чистой, богоугодной жизни. Повсюду не хватает тепла, искренности и благочестия. Внешние показатели, может быть, и не столь плохие, но все же духовная жизнь не измеряется штангенциркулем, ибо пред Богом важны сердца, воспламененные огоньком молитвы и покаяния.
— Подростки, взрослея, уходят из Церкви, чтобы возвратиться со значительными духовными потерями. Как сохранить их в Церкви? Или, может быть, это закономерный процесс и не надо ему препятствовать?
— Мы уже говорили с вами о детях, о тех сложностях, которые возникают в их духовном становлении. Удержать насильно нам никого не дано — как бы самому не быть смытым с палубы церковного корабля на полпути в Царство Божие! Однако равнодушно смотреть на те страдания, которые выпадают на долю не утвержденных в вере детей, невозможно. Поэтому всякий родитель, всякий священник, зная, что личность свободна, что последнее слово всегда остается за ней, не может не скорбеть, не печалиться, не плакать Богу в молитве за дорогих ему людей. И думаю, что главным «удерживающим» в поле света и любви того, кто нам дорог, является наше собственное сердце, всегда страждущее, молящееся, переживающее за бессмертную душу ближнего.
— Говоря о социальном служении, Святейший патриарх не раз отмечал аморфность, пассивность прихожан в делах милосердия. Читая притчу о самарянине, мы узнаем себя в священнике и левите, тогда как должны бы узнавать в самарянине…
— Патриарх не только говорит, но и поощряет, утешает тех, кто, не жалея себя, трудится в делах милосердия в нашем уязвленном бедами обществе. Но пусть величие предстоящих нам дел не дает пищи к самооправданию: мол, «всех не накормишь, всякого не пригреешь, к каждому не придешь». Когда я был школьником, то нам внушали презрение к «теории малых добрых дел», одобряя лишь революционный взрыв, посредством которого общество, как птица Феникс, должно обновиться в огне разрушения, и породить неведомые дотоле формы справедливого устроения и всеобщего обеспечения. Сейчас, имея за плечами некоторый жизненный опыт, я понимаю, что пред Богом ценны именно малые, посильные благие дела — пусть это капля в море, однако она имеет бесконечное значение, если посвящена Господу, если малое доброе дело свершается из живого сочувствия к человеку. Один Бог везде и повсюду поспевает и все ко благу управляет. Мы, немощные и недостойные Его рабы, ученики, друзья, будем делать то, что возможно, а Господь восполнит, поправит и исправит дела рук наших Своею благодатью. Что касается милосердного самарянина, он дает нам образ свершения доброго дела от «А» до «Я», от начала до конца. И, наверное, главное в делах милосердия — не останавливаться на полдороге, но, скрепя сердце, трудиться так, как внушает совесть, чтобы ей не было горько за угасшую по причине ропота, осуждения или недовольства, свечу любви.
— Чем из опыта приходской жизни Вы могли бы поделиться?
— Настоятелю храма открыто немалое поприще. Не утомляя излишне наших читателей, скажу, что в храме Всех Святых, что в Красном Селе, большое внимание уделяется исповеди, дабы каждый мог высказаться сполна, выплакать свое горе, а вместе с тем и вопросить пастыря о сомнениях и недоумениях, почувствовать его твердое плечо и воспринять утешительное, ободряющее слово.
Приходская жизнь тогда заквашивается в полной мере, когда богослужение и Евхаристия, являющаяся средоточием этой жизни, восполняется внебогослужебным общением пастыря и пасомых. Для нас такое общение выражается в общих беседах, чаепитиях после всенощных. Прибавим к этому паломничества, посещение святых мест, где, сочетая труд с молитвой, православные люди ближе узнают друг друга, чувствуя крепкие узы дружеской любви, без которых жизнь в третьем тысячелетии в большом столичном холодном, жестоком городе была бы почти невыносима.
— Дети в храме. Какие советы Вы можете дать тем, кто сталкивается с проблемами церковного и светского воспитания.
— Дети — «цветы жизни», но важно, чтобы, раскрываясь под лучами Божьей благодати, эти «цветики степные» не подавляли другие всходы, то есть сохраняли приличествующие детскому возрасту скромность и смирение. Они должны понимать, что их отличает от людей пожилых и умудренных жизнью, чтобы они чувствовали себя не хозяевами в храме, но именно маленькими христианами, радующимися о Господе и пребывающими в послушании у родителей и всех возрастных членов общины.
Советы, наверное, должны быть обращены не к детям, а к родителям. Они должны пасти своих чад, неусыпно следить за ними и, почувствовав их усталость, неспособность свершать молитвы, в тишине и благочинии своевременно выводить их из храма, дабы молитвенная жизнь прихода не нарушалась понятными для детского возраста шалостями и выходками.
Церковное и светское воспитание… Нужно находить золотую середину между ними и идти царским путем, приобщая детей православной русской культуре, в которой сочетается и истинная религиозность, нелицемерное благочестие, и широта кругозора, готовность восприять все ценное, непреходящее, идеальное, чистое и прекрасное, необходимое для становления разумной и ответственной личности.
— Какие советы Вы можете дать при вступлении в брак, при выборе жениха и невесты? Как сохранить мир в семье? Как выстраивать семейные отношения?
— Каждый из этих вопросов может быть поводом для написания отдельной книги. Хочу напомнить вам, дорогие мои собеседники, лишь несколько русских пословиц, вникая в которые, мы получим полноценный ответ на заданный вопрос. «Береги платье снову, а честь смолоду» — внушение, как зеницу ока, хранить невинность и чистоту для счастья в семейной жизни. «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — не впадай в головокружение «от успехов», не подменяй сознательный обдуманный выбор горячащей сердце влюбленностью, которая сегодня есть, а завтра — нет. «Ищи жену не в хороводе, а в огороде» — да, действительно, нелегка участь мужа, который, обращая внимание лишь на миловидность своей половины, узнает впоследствии ее как принципиальную белоручку и непатентованную «принцессу на горошине». «Не хватай с неба звезд!» — не думай, что высшее счастье на земле — жениться на английской принцессе православного вероисповедания. Хорошо, по совету оптинских старцев, искать свою половину в том сословии, к которому принадлежишь ты сам, дабы ваши воззрения на земную жизнь, на достаток в семье, на будущность были тождественны, а вы не уподобились бы раку и щуке, тянущим повозку семейной жизни в разные стороны.
Как выстраивать семейные отношения? Сохраняя мир, не впадая ни в апатию, ни в отчаяние, а тем паче в гнев и раздражительность. В лице мужеского пола особенно нетерпимы словесная грубость и хамство, в лице женского пола — корысть и бессердечие. Конечно, самое главное — являть веру и верность Господу, памятуя, что «жизнь от Бога нам дана», а дети суть не проклятие, но Божие благословение и чудо, ради которых и созидается настоящая семья. Главная скрепа православной семьи — обоюдная потребность в исповеди и благоговейное причащение Святых Христовых Таин не реже, чем раз в месяц, как свидетельствуют об этом церковные правила.
— Сейчас распространяются такие серьезные проблемы, как измена, материальное неблагополучие, разногласия между супругами, раздоры в семье, пьянство. Разрешение подобного рода проблем индивидуально, но все же, какие общие советы можно преподать молодой семье?
— Измена. От нее сохраняют нас венчальные обеты. Как один раз на всю жизнь присягают на верность царю и отечеству, так один раз произносятся клятвы верности женихом и невестой, стоящими на белом плате посреди церкви, в знак чистоты и искренности их намерений. Но «жизнь прожить — не поле перейти»! Враг — нечистый прелюбодейный помысел — подкрадывается незаметно. Вот почему пять, десять, пятнадцать, двадцать лет спустя супруги, которые берегут святыню своего брака, призваны, по возможности, еженедельно обнажать язву своей души, открещиваясь от соблазнов, которые стучатся в двери нашего сердца, укрываясь от растления, господствующего в этом мире, в собственном доме. Конечно, если только в эту семейную крепость не въехал «троянский конь» — телевизор, готовый растлить и убить наповал, не взирая на возраст и убеждения, своих телеприхожан.
Материальное неблагополучие. Да, сегодня уровень жизни на селе, в малом городке, в провинции, конечно, отличается от столичного. Однако, «бедность не порок», — говаривали наши мудрые, благочестивые предки. Будем помнить, что Отец Небесный никогда не оставит Своих детей без пропитания, если они во главу угла поставляют, по Евангелию, поиск Царства Небесного и правды его. И покуда мы храним себя от зла и греха, дозволяя любви царствовать над нами, как прекрасной госпоже над ее слугами, Бог, верный Своим обетованиям, не попустит нищеты, но тайными и явными, большими и малыми благодеяниями будет свидетельствовать благочестивым мужу и жене о всегдашнем Своем соприсутствии, как сказано в Евангелии: «Где двое… собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф, 18, 20).
Материальное неблагополучие является, преимущественно, возмездием за лень, за трутничество, потребительское отношение к жизни, желание переложить обязанность трудиться на свою половину, за отвращение от заповеди, обеспечивающей человеку достаток: «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Втор. 5: 13−14). И не нужно думать, что многодетность грозит материальным неблагополучием. Там, где отец и мать соблюдают заповеди и искренно молятся Богу, соблюдая взаимный мир, Господь всегда явит Свою благовременную помощь — и дети не будут оставлены без того, что необходимо для их возрастания.
Раздоры в семье. Они часто свидетельствуют о духовной неразвитости, а иногда и глупости мужа или жены. Соперничество, самоутверждение, выяснение отношений: кто в доме хозяин, кто прав, кто виноват? — кажется, это простительно только в первые пять лет супружества, которое является замечательным монастырем, смиряющим душу современного гордеца или университетской птицы. И мне бы хотелось, чтобы супруги, спасаясь друг через друга, обретали ту кротость, спокойствие и мирствование души, которые являются самым драгоценным достоянием в браке, свидетельствующем о близости Царствия Небесного в отношении истинных Божиих рабов.
Пьянство подстерегает, как правило, тех, кто относится равнодушно или вовсе отвращается от Чаши Жизни, источника бессмертного — причащения Святых Христовых Таин. Обретая в святой Евхаристии счастье и блаженство, душа находит меру во всем, в том числе и в вине. Впрочем, иногда на человека неблагоприятно влияет среда, окружение, жизненные коллизии, трагедии, по пословице: «Кто чем увлекается, тот тем и искушается». Напрасно, напрасно искать выход и облегчение от душевной туги в кружке с пивом! Раз и навсегда наш поэт разоблачил этот соблазн, сказав: «И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas» кричат"…
С протоиереем Артемием Владимировым
беседовали Георгий Бабаян и Александр Брагин