Аргументы и факты | Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) | 05.07.2006 |
-ВАШЕ Святейшество, каково значение для мировых процессов завершающегося сегодня Всемирного саммита религиозных лидеров?
— Нашу встречу я бы назвал весьма успешной. По уровню участия она стала одной из самых представительных межрелигиозных конференций за всю историю и самой представительной из когда-либо собиравшихся в Москве. В процессе диалога мы смогли вместе выявить нашу общую волю к миру, к разрешению конфликтов, к преодолению терроризма и экстремизма. Многие духовные лидеры говорили на саммите о том, что в современном мире, переживающем нравственный кризис, необходимо вернуться к нравственному просвещению и воспитанию. Полагаю, что это не менее важно, чем соблюдение прав и свобод личности. Ведь без нравственного стержня человек не может использовать свою свободу так, чтобы это пошло на благо ему самому и его ближним. Надеюсь, что выводы саммита будут услышаны и властями разных государств, и их народами, а главное — верующими разных религий, которых мы призываем к миру.
Человек, живущий с Богом, не бывает одинок
— ВСЁ больше россиян приходят к Богу, паства православная разрастается… Это отрадно! Но одновременно с этим люди читают бездуховные книги, смотрят фильмы, играют в азартные игры, пьянствуют… Как избежать соблазнов, как укрепить нравственные барьеры простому человеку?
— Человек состоит из бессмертной души, которая принадлежит миру духовному, и тела, относящегося к миру материальному. Когда возникает разнонаправленность влечений души и тела, между ними происходит конфликт. Удовлетворение физических потребностей наносит непоправимый ущерб потребностям духовным. Чтобы избежать этого, главенствующим началом в человеке должна быть душа. Только раскрывая свои духовные силы, человек обретает полноту жизни, находит истину, красоту и счастье. Это достигается исполнением особого нравственного закона, который Творец вложил в человеческую природу. В каждом человеке есть индикатор этого закона — совесть. Однако на неё могут положительно или отрицательно влиять и культурная среда, и воспитание, и образование, и общественные стандарты. Чтобы сохранить нормы нравственного закона и оживотворить их высочайшими идеалами, Господь дал нам Священное Писание и Свою Церковь.
Соблазны всегда будут присутствовать в мире, но мы можем им противостоять. Человек, живущий с Богом, никогда не бывает одинок в борьбе с искушениями. Господь присутствует в нашей жизни и реально помогает каждому, кто сохраняет с Ним живую связь. Благодаря этому человек, несмотря ни на какие трудности, остаётся способным развивать свои духовные качества, уподобляться Богу и совершенствовать окружающий мир.
— Что такое грех в современном понятии? Изменилось ли что-либо со времён жизни Иисуса Христа и апостолов?
— Сегодня человек очень много слышит о грехе, но почти ничего о нём не знает. Современная массовая культура часто использует это слово не по назначению, и постепенно оно лишается истинного содержания. Грех сегодня подчас воспринимается как нечто запретное, но чрезвычайно привлекательное, а грешник, нарушая всё, что только можно нарушить, не только получает запретное удовольствие, но зарабатывает репутацию смелого и независимого человека.
Однако Церковь из своего опыта знает, что грех — это смертельное заболевание. Шестой Вселенский собор прямо определяет грех как болезнь души. Всякая болезнь причиняет страдание и, если не лечиться, разрушает человека и приводит к смерти.
Бог дал человеку свободу воли и никогда не отнимал её у него. Господь терпеливо ждёт, когда человеку надоест калечить себя грехами. Если мы видим разрушительность греха и обращаемся к Богу за помощью, Он с радостью исцеляет раны, которые мы наносим себе. Но даже Бог не может нас спасти вопреки нашей воле…
Само по себе богатство не греховно
— ЖИТЬ в согласии с религиозными догматами, не совершать грехов в современном мире непросто. Вот, скажем, зарабатывать капитал, делать бизнес — это всегда сопряжено с такими грехами, как обман, стяжательство. Как же человеку всё же обрести истинную духовность, жить правильно?
— Не соглашусь с утверждением, что бизнес непременно связан с грехом. Достаточно вспомнить о святом Серафиме Вырицком, который занимался предпринимательством. В историю России вошли имена меценатов — Бахрушиных, Рябушинских, Морозовых и других, которые, обладая большими состояниями, прославились делами милосердия. Да и сегодня многие люди, наделённые богатством, помогают нуждающимся.
Полученную прибыль можно использовать по-разному. В Евангелии есть притча о богатом человеке, собравшем хороший урожай, который сказал сам себе: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12. 19−21).
Церковь учит, что само по себе богатство не греховно, но только до тех пор, пока оно не мешает человеку совершенствоваться и служить ближним. Когда же получение земных благ превращается в самоцель, сопрягается с алчностью, с презрением к нуждам других, а люди в погоне за богатством теряют человеческий облик, то такой настрой, без сомнения, является греховным. Напомню изречение святого Иоанна Златоуста: не уделять из своего имущества есть также похищение. Христианин, имеющий возможность помочь ближнему, не вправе пройти мимо человека, который терпит нужду и не может сам заработать себе на хлеб. Ведь Слово Божие увещевает нас: блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20. 35); берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12. 15).
Конечно, многое в экономической сфере зависит от общества и государства, от того, какие условия созданы для предпринимательства, какие принимаются законы и как они исполняются. Однако любой человеческий закон несовершенен, поэтому очень важен нравственный климат в экономике. Искушения, соблазны всегда были в мире. Но мы должны бороться с грехом, и неслучайно Священное Писание уподобляет христианскую жизнь воинскому служению (2 Кор. 10. 3; 2 Тим. 2. 3).
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими
— СЕГОДНЯ для некоторых людей принадлежность к Православной Церкви стала едва ли не обязательным условием для успешной карьеры. Чиновники всех рангов регулярно светятся перед камерами в храмах во время христианских праздников, с гордостью рассказывают в интервью о своих духовниках. Но при этом раз за разом принимают антинародные законы, кто-то крадёт, кто-то сквернословит в Думе. Как вы относитесь к данной «моде»?
— Православие — это не следование изменчивой моде, но сокровенная жизнь во Христе. При этом путь к Богу у каждого свой. Нельзя быть заранее уверенным, что человек, называющий себя православным лишь потому, что так делают окружающие, никогда в действительности не придёт к настоящей духовной жизни.
Как правило, такой человек знает о вере очень немного, нередко «из третьих уст». Но когда он, пусть даже поначалу поверхностно, соприкасается с миром Православия, начинает посещать богослужения, общаться с верующими людьми, участвовать в церковной жизни, он получает возможность реальной духовной перемены. Я знаю множество примеров прихода к глубочайшей вере через, казалось бы, случайные и внешние обстоятельства. Если же говорить о самой возможности узнать истинные намерения человека, называющего себя православным, то такая возможность у нас есть. Господь сказал: по плодам их узнаете их (Мф. 7. 20).
— В СОВЕТСКОЕ время цели Церкви были ясны: пережить коммунистический тоталитаризм, успокоив и обнадёжив тех, кто от веры не отвернулся. А что важно сейчас?
— Церковь неотделима от своего народа. Мы стремимся исполнять апостольский завет: радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими (Рим. 12. 15), а значит, помогать людям переносить трудности, скорби и одновременно сорадоваться всему доброму, что имеет место в нашей жизни. Во всякое время, при любом политическом строе у Церкви одна цель — вечное спасение человека. Государство и та часть общества, которая не принадлежит к Церкви, могут содействовать либо препятствовать этой миссии.
При советской власти Русская православная церковь была существенно ущемлена в правах. Когда система государственного атеизма ушла в прошлое, перед нами встала задача возрождения церковной жизни во всём её многообразии. Сейчас, оглядываясь на последнее десятилетие прошлого века, нельзя не воздать должное самоотверженной стойкости наших людей. В те годы были восстановлены многие тысячи храмов, возобновлена жизнь многих сотен монастырей. Зримым воплощением духовного возрождения России явилось воссоздание храма Христа Спасителя. Некоторые тогда порицали нас: не лучше было бы раздать эти средства в детские дома, больницы и тюрьмы? На это я ответил: чем больше у нас будет храмов, тем меньше понадобится тюрем.
Распад исторически единого государства, экономические и социальные потрясения, политическая нестабильность — всё это легло тяжким бременем на плечи народа. Церковь, исполняя присущую ей миссию миротворчества, призывала к миру партии и политиков, принимала участие в разрешении политического кризиса в 1993 году, способствовала урегулированию межнациональных конфликтов. Понесённые в минувшем столетии испытания дают о себе знать и сегодня: демографический кризис, крайнее имущественное расслоение, пропаганда безнравственности — всё это вызывает серьёзные опасения за наше будущее.
Обращаясь к читателям «Аргументов и фактов», хочу всем вам, дорогие мои, напомнить самую важную заповедь Христа Спасителя, заповедь о любви: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим;…возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22. 37−40). Любовь к Богу невозможна без любви к ближнему — к каждому, кто нуждается в нашей заботе, нашем внимании, нашей помощи. Точно так же любовь к ближнему только тогда приобретает подлинную высоту и силу, только тогда простирается в вечность, если она связана с любовью к Богу.