РИА Новости | Марианна Беленькая | 04.07.2006 |
Это событие не имеет аналогов. На призыв Межрелигиозного совета России, который является инициатором мероприятия, откликнулось около 200 религиозных лидеров, представляющих различные конфессии. Как отметили организаторы саммита, в его задачи не входит решение богословских вопросов, а попытка выработать общую позицию по проблемам, которые сегодня наиболее волнуют человечество — людей как религиозных, так и светских. Одна из самых острых дискуссий саммита, как уже сказано, связана с поиском ответа на вопрос — что могут сделать (если могут) религиозные деятели, чтобы остановить терроризм?
«Нам нужно дать понять, что никакой религиозный лидер не поддерживает террор. Не бывает религиозных экстремистов: или ты религиозный человек, или ты экстремист», — заявил перед открытием саммита на пресс-конференции в «РИА Новости» главный раввин России Берл Лазар. Он считает необходимым донести эту мысль до общественности. С раввином соглашается большинство религиозных деятелей вне зависимости от конфессии, к которой они принадлежат.
С ним давно согласны все — и представители христианства, и ислама, и буквально все остальные. Все едины в том, что терроризму не может быть оправданий, тем более религиозных. Однако разве мало было в последние годы межрелигиозных встреч, в ходе которых говорилось, что религия и терроризм несовместимы? Помогло ли это в борьбе с терроризмом?
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл считает, что нет, не помогло. Также встречаясь с журналистами накануне саммита, он подчеркнул, что все предыдущие попытки дать межрелигиозную реакцию на проявления террора сводились к общим фразам из серии «давайте жить дружно» или «религия не мотивирует терроризм». Однако, по его мнению, это не более чем слова. «Люди, которые захватили самолеты в США 11 сентября 2001 года, мотивировали свои поступки религией, они пошли на смерть во имя ее», — напомнил митрополит.
То есть толку от всех официальных заявлений религиозных лидеров нет. Ни одна из мировых религий не является источником для терроризма, однако это не мешает террористам действовать, прикрываясь именем Божьим и ссылаясь на справедливый суд Всевышнего.
Митрополит Кирилл подчеркнул, что «если мы обсуждаем эти темы в контексте политкорректности, то никогда не сможем добиться своей цели». При этом быть неполиткорректным — не означает отказ от уважения друг к другу. Скорее это призыв отказаться от пустых, хоть и красивых фраз, и обратиться к реальности, начать говорить пусть и горькую, но правду.
Впрочем, когда речь заходит о терроризме, политкорректны не только религиозные деятели, но и представители светской власти. Причина в том, что никто не хочет портить отношений между религиозными институтами и государством и нарушать хрупкий этно-конфессиональный баланс в той или иной стране.
Разговор о взаимосвязи террора и религии, да и в целом о природе террора, действительно непрост. При современных средствах массовой информации достаточно одной неосторожной или вырванной из контекста фразы для того, чтобы разгорелся пожар столкновений на этно-конфессиональной почве. Достаточно вспомнить погромы после публикации карикатур на пророка Мухаммеда в европейской прессе, столкновения между полицией и мигрантами во французских городах. Поэтому все и предпочитают укрываться за общими и давно известными фразами.
Но вся эта политкорректность часто оказывается прикрытием для двойных стандартов. Не секрет, что при общем для большинства цивилизованных людей неприятии терроризма подход к этому явлению зависит от политической ситуации в той или иной стране. Что для одних терроризм, для других акт сопротивления, и так далее. И уходить от этого прямого разговора уже нельзя.
«Необходимо единодушно заявить о недопустимости двойных стандартов в политическом подходе к проблеме террора» — говорит Берл Лазар. Но возможно ли это в современном мире, особенно при нерешенных региональных конфликтах?
Религиозные лидеры считают, что, взяв за основу нравственную систему ценностей, можно решить многие проблемы.
«Демократия — это система гармонизации интересов, это когда общество способно к гармонизации интересов людей. Однако, если мы будем опираться только на систему прав и свобод и исключим нравственную ответственность, то неизбежно встанет вопрос — почему мы не говорим об учете интересов таких групп людей, как террористы, фашисты?» — говорит митрополит Кирилл.
Одна лишь нравственная система координат не позволяет, по словам владыки, «координировать интересы между добром и злом, жизнью и смертью». Он выразил мнение, что система ценностей, в первую очередь нравственных, должна быть инкорпорирована в законодательство всех стран и получить абсолютную поддержку общества. И именно на этом направлении могут идти диалог и сотрудничество между религией и властью.
Правда, не верится, что представители светской власти при принятии решений откажутся от двойных стандартов, политической конъюнктуры и будут руководствоваться «нравственным законом в сердце», о чем, перефразируя Канта, говорил митрополит. Не факт, что политическая ситуация в каждой отдельной стране и в мире в целом будет способствовать выработке единых позиций и у религиозных лидеров. Общей нравственной основы все же оказывается недостаточно, когда вмешивается политика.
Митрополит Кирилл и сам выразил сомнение, что саммит в Москве сможет прервать традицию политкорректных межрелигиозных и политических встреч. «Выработать неполиткорректный документ в такой группе участников очень трудно. Однако если единый документ после окончания саммита все же будет принят, то он сможет открыть возможность для углубления межрелигиозного диалога, в контексте которого можно будет переходить на более открытую и острую дискуссию», — заключил он.
Политический обозреватель РИА Новости Марианна Беленькая.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.