Новая политика | Аркадий Волков | 04.07.2006 |
Пятнадцать лет — большой срок. Но нанесенные раны до сих пор не залечены. Они кровоточат, напоминая о цинизме публичных политиков, руководствующихся зачастую иезуитской формулой: «лес рубят — щепки летят».
Мы коснемся не всех категорий российских соотечественников. Вообще само это понятие до сих пор вызывает ожесточенные споры. Ведь «соотечественник» — это не только чисто юридическое понятие, жестко увязанное с правом «крови» или правом «почвы». В огромной мере это вопрос личного выбора каждого человека. Князь Багратион — герой войны 1812 года — не был русским по крови, но он сам выбрал свою судьбу, связав ее именно с российским Отечеством. А вот Шеварнадзе и Саакашвили, родившиеся в СССР, и бывшие ее гражданами, выбрали совершенно иной путь.
В этом смысле прав директор института этнологии Валерий Тишков, когда он утверждает, что узбек, учившийся в МГУ и воспитанный в русской культуре, часто гораздо больше имеет права идентифицировать себя как соотечественника России, чем иные русские.
Но все же на каждый подобный пример можно привести по несколько десятков других. Сегодня в том же Узбекистане большая часть узбеков, особенно молодежи, воспринимает Россию совершенно иначе, чем во времена Советского Союза. В один из своих последних визитов в Ташкент, мне случилось зайти в книжный киоск юридического института, расположенного в самом центре узбекской столицы — напротив памятника Тимуру. Любопытно, что на полках там стояли учебники по праву, многие из которых были изданы на русском языке (в бывших союзных республиках до сих пор распространена практика переписывания текстов с российских изданий). Но вот молодые ребята — продавцы — уже не могли ответить на мои вопросы: русским языком они не владели.
Поэтому все же сердцевину наших соотечественников в странах СНГ составляют этнические русские. Даже оценка чисто формального, количественного, параметра свидетельствует о том, что их число и в абсолютном и в относительном аспектах существенно снизилось за годы независимости. Напомним, что последняя перепись населения СССР проводилась в 1989 году.
Всего за десять лет в Казахстане численность русских резко сократилась: с 37,4% в общем массиве населения республики до 30% в 1999 году, когда была проведена новая перепись. В абсолютных цифрах русских оказалось 4,48 млн. человек. В 2006 году власти Казахстана озвучили цифру 26% - столько сейчас составляют русские в этом, как считается, наиболее дружественном России государстве СНГ.
В Киргизии переписи были проведены в аналогичные годы. Если в 1989 году русских было 917 тысяч (21,5% от всего населения), то в 1999 году — только около 600 тысяч (12,5%). За истекшие после этого годы, и особенно после мартовской «тюльпановой» революции 2005 года, Киргизию накрыла новая волна миграции русских. И сегодня их численность уже вряд ли превышает 10% населения. В некоторых областях, например, Нарынской, русских практически не осталось вовсе.
В Таджикистане в 1989 году проживало 388 тысяч русских (7,6% населения). Но после ожесточенной гражданской войны к 2000 году их осталось 68 тысяч (1,1%). Вывод российских пограничников и членов их семей из республики повлек за собой отъезд и других наших соотечественников, связанных с обслуживанием «зеленых фуражек» и, тем самым, еще более уменьшил эти параметры.
В Туркменистане в 1989 году русских насчитывалось 344 тысячи, что составляло чуть меньше 10% населения. Единственная перепись за годы независимости проводилась довольно давно — в 1995 году. Тогда она показала, что численность русских уменьшилась до 280 тысяч или 7%. Но к 2006 году, по имеющимся данным, русских в Туркменистане уже осталось менее 100 тысяч, или около 1,5% от всего населения. Правда последний параметр все же рассчитан от заявленной президентом Ниязовым цифры общего населения Туркменистана в 6,8 млн. человек, а именно этот показатель весьма сомнителен, поскольку численность населения республики никак не могла за последние пятнадцать лет вырасти более чем в два раза — это противоречит всем канонам демографии.
Нет полной ясности и с численностью русских в Узбекистане, поскольку статистика здесь также отличается очевидным лукавством. В 1989 году русских здесь было 1,65 млн. человек (8,3% от общей численности населения). Сегодня их осталось уже менее 1 млн., то есть где-то порядка 3,5% от общего числа жителей.
В странах Южного Кавказа ситуация несколько лучше, но не везде. В Армении численность русских с 51,6 тысяч в 1989 году сократилась в пять раз и сегодня составляет всего менее 10 тысяч (1,5% населения). В Грузии в 1989 году проживало 341 тысяча русских (6,3% населения). Эксперты полагают, что гражданские войны, развязанные грузинскими политиками, уменьшили численность русских в республике как минимум в два раза. В Азербайджане примерно такая же ситуация. В 1989 году русские насчитывали в этой республике 392 тысячи или 5,6% населения, сегодня их осталось менее 150 тысяч (1,8%).
В Белоруссии численность русских ныне составляет 1,34 млн. Их процентная доля в массиве населения уменьшилась незначительно: с 13,2% в 1989 году до 13%.
На Украине численность русских сократилась с 11,4 млн. в 1989 году до 8,3 млн. по переписи 2001 года. Однако эксперты полагают, что эти результаты не во всем корректны. Украинские власти просто вынуждали зачастую этнических русских записываться украинцами. Так, например, вынужден был поступить мой племянник в Донецке, хотя русского в нем неизмеримо больше, чем собственного малоросского.
В Молдавии в 1989 году русские составляли 13% населения, ныне же их чуть больше 11%, или около 500 тысяч в абсолютных цифрах.
В абсолютных цифрах эмиграция русских наиболее велика из Казахстана, Узбекистана и Украины, в относительных показателях — из Армении, Таджикистана, Туркменистана, за которыми отдельную группу составляют Грузия, Азербайджан и Киргизия.
Россия является предпочтительной страной для мигрантов не только русского, но и иных этносов. Именно в Россию мигрируют свыше 90% переселенцев из Казахстана и Грузии, 87% из Украины и Азербайджана. Из стран СНГ наименьший процент предпочтения миграции в Россию отдает Молдавия, но и там он составляет 70%. То есть Россию выбирает большинство мигрантов.
Возвращаясь к собственно русским мигрантам, необходимо отметить, что по-прежнему их решение о переезде мотивировано очевидным отсутствием реальных перспектив в условиях преобладания этнократического элемента в политике большинства новых независимых государств. Если даже в дружественном Казахстане дипломатическая элита республики ныне состоит на 95% из этнических казахов, бизнес элита — на 86%, региональная элита — на 74%, правительство — почти на 70%, то для русских в такой системе остаются лишь «скамейки запасных». И отдельные примеры работы русских на высоких должностях никак не меняют картину в целом.
Поэтому Россия должна быть страной, которая не просто декларирует заботу о своих соотечественниках, как элемент государственной политики. Слов за прошедшие годы было произнесено уже более чем достаточно. А вот реальных усилий было немного. Тем из соотечественников, кто хочет вернуться на свою историческую родину, должна быть предоставлена соответствующая помощь и содействие. Именно на это направлен подписанный недавно президентом Путиным указ о переселении соотечественников в Россию.
Важно начать этот процесс. И пусть самих мигрантов в России принимают далеко не всегда с распростертыми объятьями, это не должно останавливать. Государственные задачи, связанные с демографией, в России и раньше решались не без сопротивления со стороны населения. Столыпин ведь тоже переселял крестьян в Сибирь и на Дальний Восток далеко не под восторженное одобрение со стороны общества. Но он видел цель — ему нужна была «Великая Россия». Нам она сегодня тоже необходима. Туман над проблемой помощи соотечественникам должен наконец рассеяться.