Православие.Ru | Иеромонах Тихон (Васильев) | 04.07.2006 |
Тем более знаковым оказывается это демонстративное копание рва на границе, что параллельно «копают» еще несколько «рвов» между Россией и Украиной.
Прежде всего, «ров» политический. Ускоренными темпами загоняя Украину в НАТО, надеются сделать ее надежным плацдармом для проамериканской политики. Блок НАТО, пока он существует, всегда был и остается потенциальным противником России. Именно об этом говорил в своем ежегодном послании Федеральному собранию Президент Путин: «Далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной конфронтации. Не смогли, несмотря на то, что в мире произошли кардинальные перемены». Про США он выразился еще конкретнее: «Товарищ волк знает кого кушать». Кушает и никого не слушает. И слушать, судя по всему, не собирается".
Если Украина войдет в НАТО, то и ее братский народ автоматически оказывается потенциальным противником России.
«Ров» экономический выкопать гораздо сложнее. Но тоже при желании можно. А желание такое у определенных кругов есть, и не маленькое. «Спасите украинскую экономику от России!» — взывают они к Западу.
Разделяют нас насильно, режут по живому. Горько и досадно от всего этого.
За последние годы в России появилось немало книг и публикаций, касающихся украинской проблематики. Многим русским людям очень трудно вместить это навязываемое категорическое разделение России и Украины. В Украине также живет много людей, продолжающих, несмотря ни на что, считать Россию частью своей большой Родины. Встречаются, однако, и такие авторы, которые живут еще реалиями XIX века, продолжая в своих публикациях называть Украину «Малороссией», украинский язык «малорусским диалектом» и т. п. Не будем здесь подробно разбирать, почему они ошибаются. Как бы нам ни хотелось, а вспять историю повернуть не возможно. Украина как государство сложилось и существует. Да и самоназвание «Украина» и его производные в ХХ веке окончательно утвердились. Проблема же заключается в том, что в современной Украине, в отличие от России, существует ярко выраженная идеология, которая с середины 1990-х весьма методично и бесцеремонно насаждается во всех образовательных учреждениях, начиная со школы и кончая вузами. Это идеология националистическая (пассионарными носителями которой являются галицийские униаты) с ярко выраженной антирусской направленностью. Более того: пожалуй, антирусскость является ее основной чертой. Чтобы это увидеть, достаточно просмотреть украинские учебники истории.
Таким образом, существует конфликт самоидентификации населения нынешнего государства Украина. С одной стороны, существует так называемый «проект большой русской нации». То есть русские, украинцы и белорусы мыслятся практически единым народом с общей культурой и государством. Но с ним вошел в конфликт «проект украинской нации». И этот конфликт неизбежен, поскольку эти проекты пересекаются один с другим. У них общий ареал. На наших глазах, после развала Советского Союза, по всей видимости «проект большой русской нации» потерпел крах, а «проект украинской нации» осуществился. Однако, как выше уже замечено, очень многие люди в Украине (условно говоря — Восток) продолжают себя идентифицировать с «большой русской нацией».
Можем ли мы говорить об окончательном крахе «проекта большой русской нации»? Все ли рубежи уже сданы? Все ли потеряно?
Нет. Потеряно не все. Мост, соединяющий разделяемые Украину и Россию — это единая Русская Православная Церковь, возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси. Здесь наша надежда, здесь наше упование. Единство Русской Православной Церкви — это залог единства братских славянских народов: русского, украинского и белорусского. Причем, духовное единство, единство церковное является гораздо более существенным и стойким, нежели единство политическое и экономическое.
В начале 1990-х годов в результате разрушительной деятельности тогда еще митрополита Филарета (Денисенко; ныне отлученного от Церкви) была серьезная угроза потери и церковного единства Украины и России, но этого не произошло, Господь не попустил.
Тем более сейчас, когда процессы «копания рвов» достигают своего апогея, мы обязаны все наши усилия направить на сохранение единства Русской Православной Церкви в Украине и России.
Событием, безусловно, укрепляющим единство всей Русской Православной Церкви, а значит и ее украинской части, является воссоединение с Русской Православной Церковью за границей. По милости Божией, попытка «выкопать ров» на пути к этому единству ни к чему не привела.
И вот, если с одной стороны на границе Луганской области украинские власти копают ров, пытаясь максимально отделить русскоязычный Донбасс от России, то в самом Донбассе перед взорами его жителей вырос новый прекрасный православный храм, символизирующий единство Русской Церкви на Святой Руси.
Новый собор в честь Успения Божией Матери будет соборным храмом двух обителей — Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей в селе Никольское Донецкой епархии, основателем которых является почивший в 2002 году схиархимандрит Зосима (Сокур). Три с половиной года назад, на праздник иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, 10 декабря 2002 года, митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион освятил закладной камень на месте будущего Успенского собора. Через полгода началось строительство. И вот уже блестят золотом его купола, воспарившие в небо в день святителя Николая Чудотворца. Общая высота собора 47 метров. Но самое главное, что строится он по подобию патриаршего Успенского собора Московского Кремля — духовного центра Русской земли, храма где венчались на царство все русские цари и поставлялись патриархи Русской Православной Церкви.
Могущий погубить тело, не может погубить душу. Пусть бессильная злоба копает свои рвы. А мы будем строить! И будем хранить единство Русской Церкви, и будем стремиться к единству Русской земли!