Труд | Валерий Коновалов | 04.07.2006 |
Накануне они рассылали по многим адресам письма протеста, в которых объясняли, что настоящая цель этого «псевдовселенского собора» — создание некоей Организации объединенных религий. Участники саммита, как следовало из писем, намереваются пойти на взаимные догматические компромиссы, серьезные богословские уступки, а завершить встречу совместной молитвой, что станет предательством по отношению к истинной вере.
Услышав о таких перспективах, многие верующие не на шутку тревожились и на всякий случай ставили свои подписи под протестными письмами.
На самом деле, тревога оказалась ложной, а письма — провокацией.
— Все это — заведомая неправда, — сказал представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, — ни совместных молитв, ни совместных богословских деклараций, ни создания Организации объединенных религий — ничего этого не будет.
Хорошо. А что же будет? Ведь встречаются православные и католики, мусульмане и иудеи, буддисты и евангелисты… О чем они могут договориться, если считают друг друга кто — неверными, а кто — еретиками? При этом, чем ближе друг другу вероучения, тем зачастую болезненнее расхождения между ними.
Дело все в том, что компромиссы между истинно верующими людьми разных религиозных убеждений невозможны лишь тогда, когда речь идет о самой вере. Но жизнь предлагает и другие проблемы. Как справедливо заметил тот же отец Всеволод, православные христиане каждый день соприкасаются с мусульманами, иудеями, людьми других религий, неверующими, сообща решают волнующие их вопросы даже в быту и никак не должны изолироваться в гетто.
А время сегодня таково, что людей, по-разному верующих, волнуют одинаково глубоко отнюдь не одни только бытовые проблемы. Разговор идет о судьбах и самом существовании мировой цивилизации. Глобальный характер многих процессов делает многие вызовы и угрозы не просто опасными, а убийственными.
Терроризм, ксенофобия, демографический кризис, наркомания, нравственное разложение — все это звенья одной цепи, которая все туже стягивает человечество. И диагноз для людей верующих очевиден.
Если свобода реализуется вне системы нравственных координат, то это может привести к самым ужасным последствиям.
Так сформулировал этот диагноз митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, один из активных организаторов саммита пастырей. И пояснил, о чем и как могут договориться его участники.
— Саммит предполагает некую изначальную общность позиций его участников, но эта общность лежит не в сфере религиозных учений, которые являются, как известно, отличными друг от друга, а в сфере нравственности, — заявил митрополит Кирилл. — Совершенно очевидно, что мировые религии имеют общую систему нравственных координат. Находясь в единой системе моральных ценностей, религиозные лидеры смогут формулировать свой взгляд на проблемы, которые они будут обсуждать в ходе саммита.
А повестка дня как раз и состоит исключительно из тех проблем, которые стали в нынешнем веке смертельно опасными для человечества.
Так что заниматься богословскими вопросами религиозные лидеры в Москве не собираются. На этом поле компромиссов искать не станут.
В отношении к вечному они останутся непримиримы. И после встречи так же, как и до нее, будут считать друг друга кто — неверным, а кто — еретиком.
Но вот в отношении к жизненно важным земным проблемам они должны стать союзниками.
Спасением человеческих душ, как и прежде, будут заниматься каждый по-своему, в соответствии со своей верой.
А вот спасением мира — сообща.