Русская линия
Фонд стратегической культуры Александр Крылов04.07.2006 

Величие и сила духа Святого Иоанна Крестителя

7 июня 2006 года по благословению предстоятелей Сербской и Русской православных церквей — патриархов Павла и Алексия II и при поддержке российского Фонда Всехвального Андрея Первозванного из Черногории в Москву в Храм Христа Спасителя были доставлена нетленная десница Иоанна Предтечи.

По прошествии нелегких восьмидесяти лет, выпавших на долю православных славянских народов, сотни тысяч верующих России, Украины и Белоруссии вновь обрели возможность поклониться чудодейственной деснице, принадлежавшей «Человеку, посланному от Бога…, пришедшему, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через Него» (Иоан. 1: 6−7). Иоанн Предтеча, крестивший в водах Иордана Иисуса Христа, является одним из самых почитаемых православными святых. Сотни церквей и монастырей в России названы в честь Иоанна Крестителя. Гордость Русской Православной Церкви — Горненский женский монастырь в Иерусалиме — расположен на месте, где находился дом родителей Иоанна Крестителя Захарии и Елисаветы. В женском монастыре Вознесения на Елеонской горе рядом со знаменитой «русской свечой» — самом высоком месте в Иерусалиме — по преданию была захоронена усекновенная голова Св. Иоанна Крестителя.

О деяниях и жизни Иоанна Предтечи до наших дней дошли крайне скудные сведенья. Однако сохранившиеся свидетельства не оставляют сомнений, что пророк, которому было предначертано свыше стать Предвестником Мессии, был выдающейся и незаурядной личностью. Принесение мощей Иоанна Крестителя в Россию вновь обращает нас к тем событиям далекого прошлого, которым суждено было определить дальнейшее историческое и духовное развитие человеческой цивилизации.

Феномен возникновения христианства связан с фигурой Иоханана бен Захарии, более известного по евангельским преданиям как Иоанн Баптист (Йоханан а-Матбил по древнееврейским источникам), то есть «окунающий в воду», или в православной традиции — как Иоанн Креститель, а также Иоанн Предтеча (Предвестник Мессии).

По всей видимости, Иоанн Креститель родился в одно время с Иисусом Христом (предположительно четырьмя годами ранее), поскольку в ранневизантийской апокрифической литературе часто упоминается, что его мать Елисавета после рождения сына была вынуждена бежать в Иудейскую пустыню, спасаясь от царя Ирода, вознамерившегося уничтожить всех младенцев. Примечательно, что Святая Богородица Дева Мария, в это же время скрывавшаяся с младенцем Иисусом в Египте, была родственницей Елисаветы и останавливалась в ее доме, когда посещала Иерусалим.

Пророческое будущее Иоанна, можно сказать, была предрешено еще до его рождения. Родители Иоанна вели свою родословную от священнического рода левитов1 (Лук. 1:5), у них долгое время не было детей. По господствовавшим тогда в иудейской среде представлениям, поздний ребенок, о рождении которого родители молили Бога годами, воспринимался, как посланец Всевышнего и его было принято приобщать к аскетическому назорейскому образу жизни.2 Опираясь на сообщение евангелиста Луки о том, что «ибо он (Иоанн Креститель) будет велик перед Господом; не будет пить вина и сикера и Духа Святого исполнится еще из чрева матери» (Лук. 1:15), можно заключить, что Иоанн еще до своего появления на свет воспринимался окружающими как пророк «осененный божественным благословением».

С детства Иоанн вел уединенный образ жизни недалеко от того места, где Иордан впадает в Мертвое море. Для иудеев это место было святым, т.к. согласно ветхозаветному преданию, именно отсюда пророк Илия вознесся на небо. Как известно, по предсказаниям библейских пророков поздней поры (и об этом имел представление каждый житель Иудеи), воскресший пророк Илия будет предшествовать «дню Господню». Вот почему в синоптических Евангелиях явление Иоанна Крестителя напрямую связывается с воскрешением Илии (см., напр.: Малах. 4:5; Мат. 1:1−14).

Очевидно, за годы уединения в Иудейской пустыне Иоанн и сам уверовал в то, что он является истинным воскресшим пророком Илией (Лук. 1:17). К тридцати годам он доводит аскезу до полного абсолюта: у него не было ни дома, ни семьи, он носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и питался только пчелиным медом и акридами (съедобный вид саранчи). Слух о необычном назорее быстро распространился по всей Иудее, и послушать его проповеди стекались тысячи людей, включая представителей иерусалимской знати (Мат. 3:5−7).

Следует отметить, что ведение замкнутого образа жизни в отрыве от основной массы населения Иудеи было довольно распространенным явлением на рубеже 1 в. до н.э. — I в. н.э. В труднодоступных районах Иудейских гор и Иудейской пустыни, а также в районе Мертвого моря, обосновались несколько братств замкнутого типа (ессеи, эвиониты, банаим, гемеробаптисты, магарийцы, кумраниты и др).

Как показывает изучение кумранского документа «Устав Общины» 3, члены иудейских затворнических братств полагали, что сыны Израиля вне общин погрязли в преступлениях и грехах; подпали под влияние дьявола, или проповедника лжи (Устав общины, 1:23−24). По их представлениям, только люди общины являют собой «истинный дом Израиля» (V:5−6) и «истинную основу Израиля», объединившуюся ради «правосудия, чтобы клеймить в нечестии всех преступающих Закон» (там же, V:5−7). Обличение алчности, продажности, непомерной роскоши, разврата и прочих пороков, насквозь пронизывавших царский двор Ирода и его потомков, также характерно для проповедей Иоанна Крестителя (Мат. 3:7−11).

Обращает, на себя внимание то, что сообщения синоптических Евангелий и проповеди Иоанна Крестителя в Иудейской пустыне почти слово в слово повторяют положение «Устава Общины» кумранитов относительно высшего предназначения «избранников Завета». Вот выдержка из текста Устава: «И всякое слово, скрытое от Израиля, какое найдется у человека, расследующего, пусть не скрывает его от этих избранников из-за боязни отступничества. И когда станут общиной в Израиле по этим правилам, пусть отделятся от местопребывания людей Лжи, дабы идти в пустыню, чтобы проложить там дорогу Богу (Устав, VTII:12−13); далее идет цитата из Ветхого Завета: «В пустыне проложите дорогу Всевышнему, выровняйте в степи торный путь нашему Богу» (Ис. 40:3; Устав, VIII: 14). Изложенный текст кумранского устава почти ничем не отличается от повествования евангелиста Матфея: «В те времена приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему»»» (Мат. 3:3).

Члены «общины праведников» обобществляли все свое имущество, «ибо в личном имуществе — нечестивое» (там же, V:20); они практиковали совместное занятие физическим и умственным трудом, общие трапезы, молитвы и ритуальные омовения. Как известно, внутренние установки ессейских братств запрещали им не только вести товарный обмен с людьми вне общины, но и строго предписывали общинникам «не спорить и не вступать в тяжбу с людьми преисподней… скрывать совет Пятикнижия среди людей дьявола» (там же, IX: 16−17).

Иоанн Креститель не мог не испытать влияния ессейской религиозной идеологии хотя бы потому, что он проповедовал и совершал ритуальное омовение в водах нижнего Иордана в Вефаре (Бейт-Арава) и в Еноне (Иоанн, 3:23), т. е. в местах, где предпочитали селиться в уединении ессейские затворники. Возможно, Иоанн Креститель был изгоем одного из ессейских братств. Эта мысль подтверждается хотя бы необычностью его одежды и рациона питания. Так одеваться и питаться мог только человек, не имевший возможности контактировать ни с людьми, жившими в общине, ни с людьми, жившими вне ее. К этому следует добавить, что современники ессеев на основании личных наблюдений сообщали об отрицании брака некоторыми общинами «Сыновей Света» (см., напр.: И. Флавий. Иудейская война, XI, 8:2; Древности, XVIII, 1:5). Ни Иисус Христос, ни Иоанн Креститель, как известно, не имели семьи.

Скорее всего, в начале своей пророческой деятельности Иоанн Креститель находился под влиянием ессеев эвионитского толка, то есть той ветви ессеев, сторонники которой искренне полагали, что бедность и отказ от личной собственности — единственный верный путь к очищению души от всех пороков. Эвиониты раздавали свое имущество и жили замкнутыми коммунами. К этому же призывал в своих проповедях Иоанн Креститель: «У кого есть две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай тоже» (Лук. 3:10). Эта нехитрая проповедь была весьма притягательна для многих иудеев и послушать ее приходили «из Иерусалима, всей Иудеи и окрестностей Иордана» (Мат. 3:5). Потомок Аарона, который не жил как основная масса левитов в роскоши богатых кварталов Иерусалима, становился на редкость привлекательной фигурой для ессейского сообщества. По всей видимости, Иоанн действительно пробыл какое-то время в одной из таких общин, но либо сам покинул ее, либо был изгнан, поскольку пришел к осознанию того, что разбросанные по берегам святого Иордана затворнические религиозные коммуны — каждая со своим уставом, крайне усложненной риторикой и процедурой приобщения к братству «Сынов Света» — не могут служить идеалом для благочестивых избранников Бога. Упростив обряд причащения к общине посредством омовения тела в Иордане любого пожелавшего покаяться в грехах накануне грядущего Царства Божьего, Иоанн Креститель, безусловно, не мог предвидеть, что этим он и принявшие на веру его слова, сами того не подозревая, сделали первый шаг к новому религиозному учению.

Так или иначе, не приняв ессейскую идеологию, Иоанн Креститель оказался вне существовавших тогда в Иудее религиозных институций, поскольку к двум другим наиболее влиятельным группировкам фарисеев и саддукеев4 он относился с ненавистью, называл их «порождением ехидны» (Мат. 3:7) и «древом, не приносящим доброго плода, и посему, достойным быть срубленным и уничтоженным огнем» (там же, 3:10).

Глубокая ненависть и презрение Иоанна Крестителя к царскому двору и его окружению были вызваны конкретными причинами. Бессмысленная братоубийственная война, продолжавшаяся при всех правителях Хасмонейской династии (164−37 г. до н.э.), явно способствовала тому, что Римская империя без особого труда установила свое владычество в Иудее. В 63 г. до н.э. римский полководец Помпей завоевал страну и вошел со своими легионами в Иерусалим. Отныне идолопоклонническая держава диктовала свою волю народу Священного Писания. В 37 г. до н.э. римский сенат утвердил на иудейском престоле свою креатуру в лице царя Ирода, которому тогдашний император Октавиан Август дал весьма красноречивую характеристику: «Лучше быть свиньей, чем сыном этого человека». При Ироде и его отпрысках Иудея полностью потеряла независимость и была поставлена на положение римской сатрапии. Массовая ненависть иудеев к власти марионеточных правителей, способствовавших повсеместному распространению римского влияния на святой земле Израиля; полная беспомощность фарисеев и саддукеев, лишенных при Ироде и римских прокураторах возможности решать сколько-нибудь существенные вопросы; вопиющее падение нравов, особенно среди представителей правящей элиты, — вот те обстоятельства, которые нагнетали атмосферу всеобщего отчаяния и оставляли для многих истинно верующих людей лишь надежду на приход Мессии. Именно они потянулись в общины, ограждавшие себя от воздействия страстей внешнего мира. Именно они были убеждены в том, что человек, стоящий вне общины, служит дьяволу, а поскольку сейчас «сыны тьмы» правят миром, то следует ожидать скорого Суда Божьего и наступления Небесного Царства, где покой и душевное равновесие обретут лишь вставшие на праведный путь служения Богу. Именно они были склонны принять на веру проповедь странного назорея, похожего по облику и образу жизни на библейского пророка. Они искренне верили, что левит Иоанн и есть воскресший Илия — предвестник Мессии. В это поверили даже некоторые фарисеи и саддукеи, пришедшие в Вефару, где Иоанн Креститель призывал к немедленному покаянию и возвещал о скором приближении Судного Дня. Даже Ирод Антипа, отдавший приказ обезглавить Иоанна Крестителя, согласно источникам, охотно внимал гласу проповедника пустыни (Мк. 6:20).

Итак, по достижении тридцатилетнего возраста Иоанн глубоко уверовал в то, что именно ему предстоит быть воскресшим Илией5, вторая земная жизнь которого отпускалась Богом, согласно ветхозаветным и представлениям, для того, чтобы указать миру Сына Божьего — Спасителя всех праведников. Примерно через полгода, после того, как Иоанн почувствовал, что Бог призвал его для выполнения миссии Предтечи, он крестил Иисуса Христа в водах иорданских и узрел в Нем «Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мат. 3:16). После этой знаменательной встречи в Вефаре пути Иоанна Крестителя и Иисуса из Назарета больше не пересекались.

После крещения Христа Иоанн Креститель продолжал следовать тем путем, который избрал в свое время пророк Илия. Иоанн Креститель обрушил беспощадную критику в адрес сына Ирода I, правителя Галилеи Ирода Антипы (около 20 г. до н.э. — 39 г. н.э.) и его жены Иродиады.6 Среди прочего, Иоанн обвинял Антипу в противоправном кровосмесительном браке с женой брата Филиппа. Кроме того, изгнание законной жены Антипы, которая была дочерью царя Харираты IV (Арета), спровоцировало нежелательную для Иудеи войну с набатейцами. В этой войне Антипа потерпел сокрушительное поражение. Рим также выражал недовольство неразумной политикой галилейского наместника и готовил ему замену в лице Агриппы — сына Ирода Аристобула и большого друга императора Калигулы. Все эти обстоятельства сыграли не последнюю роль в трагической судьбе Иоанна Крестителя, который принял мученичекскую смерть в тюрьме-крепости Махерон (Флавий, Древности XVIII, 5:2). По настоянию Саломеи, дочери Иродиады, усекновенная голова Предтечи была доставлена ей на блюде во время пира по случаю дня рождения Антипы (Мат. 14:8). По преданию, Иродиада еще несколько дней в неистовости протыкала иголками язык пророка, а, насытившись глумлением, повелела закопать голову казненного Иоанна Крестителя на городской свалке. Сохранилось предание, что служившая при дворе Антипы благочестивая Иоанна, тайно уверовавшая во Христа, откопала голову Предтечи, поместила ее в глиняный горшок и захоронила на вершине Елионской горы напротив врат Мессии, ведущих к священному Иерусалиму. Тело Иоанна Крестителя было предано земле его учениками в Себастии (недалеко от современного Наблуса).

Как видно, в жизни и деяниях Иоанна Крестителя нет ни мистики, ни чудотворения — ничего сверхъестественного. Онако, чтобы донести истину до человечества и исполнить предначертанную библейскими пророками миссию, он отрекся от всех земных благ и проявил поистине нечеловеческую силу воли и духа. «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», — так говорил своим ученикам крещеный десницей Предтечи Иисус Христос (Мат. 11:2).


1 Согласно законам Моисея род левитов не участвовал в разделе территории Ханаана после завоевания израильскими коленами; главная функция представителей клана левитов заключалась в сохранении и поддержании культа иудейской религии.

2 Законы, действовавшие в Иудее на стыке Христовой и дохристовой эпохи, предписывали «…Приобщать мальчика к аскезе назорейства в том случае, если после длительного пребывания в браке у супругов долгое время не было детей, ибо мальчик, родившийся после многолетних молитв, является посланцем Бога, и его земная жизнь должна быть посвящена духовному служению» (Незикин 2:7−10). Человек, соблюдавший с детства аскетические нормы назорейства, считался приобщенным к божественному служению как представитель дома Аарона (левит) и мог даже стать первосвященником. По законам Ветхого Завета, иудей, принявший обет назорейства, должен был воздерживаться от употребления винограда и вина, не стричь волос и не прикасаться к умершим (Чис. 6:1−2:1).

3 Кумранские рукописи, обнаруженные в 1947 г. в пещерах на северо-западе Мертвого моря, являются единственными оригинальными документами, относящимися к творчеству самих членов религиозных сообществ ессейского типа. «Устав Общины», «Дамасский документ», «Война Сыновей Света с сыновьями тьмы». и некоторые другие рукописи, найденные в Кумране, были переведены и опубликованы филиалом Института востоковедения Санкт-Петербурга РАН в 1996 г.

4 В годы правления Ирода I (37 — 4 г. до н.э.) и его потомков в Иудее господствовали две школы толкования законов Ветхого Завета. Это фарисейская школа председателя Синедриона Хилеля (Бейт Хилель), а ее оппоненты — саддукеи группировались вокруг авторитетного законоучителя Шаммая (Бейт Шаммай). Если саддукеи отличались крайним консерватизмом при толковании законов Моисея, то фарисеи допускали рационалистическую интерпретацию традиционного еврейского законодательства.

5 Илия, живший около 875−800 годов до рождества Христова, по праву считается одним из самых выдающихся пророков эпохи Израильского и Иудейского Царств. В Ветхом Завете пророк предстает как странствующий нищенствующий аскет «весь в волосах, и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим» (IV Царст. 1:8), Иоанн Креститель явно старался даже внешним видом соответствовать этому библейскому пророку. Илия выступил в тот исторический момент, когда царствовавшая чета Ахава и Изевель способствовала распространению в Израиле культа финикийских богов. Илия развернул открытую борьбу с финикийским жречеством и стал распространять повсеместно резкую критику всех пороков царского двора. Вынужденный постоянно скрываться от преследований Ахава и Изевель, Илия странствовал по Иудейской пустыне. Чудесное воскресение Илии происходит на берегу Иордана в районе Иерихона (там же, 2:4, 15). Место вознесения Илии было освящено его учеником пророком Елисеем: «Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (там же, 2:21). Несомненно, что Иоанн Креститель пророчил именно на месте вознесения Илии, освященном Елисеем. Примечательно, что Флавий указывает, что эта местность у Иерихона была богата пчелами и медом (Флавий, Война, IV, VIII:3).

6 При жизни Ирод Великий более всего жаловал именно своего сына Антипу. Неизвестно, по каким обстоятельствам, но, умирая, Ирод изменил свое завещание и повелел разделить Иудею на тетрархию, причем титул царя достался Архелаю — брату Антипы. Последний получил власть только в Галилее. Сохранившиеся источники характеризуют Антипу как малодушного и завистливого человека, пресмыкавшегося перед Римом. Будучи правителем Галилеи, он несколько раз ходатайствовал перед римскими императорами об исполнении первоначальной воли отца и назначении его «царем иудейским». Возможно, в силу неуемного желания повелевать во всей Иудеи, он один раз в Евангелии от Марка был назван царем (Марк 6:14). Приход императора Калигулы к власти сыграл роковую роль в судьбе амбициозного властолюбца из Галилеи. Под надуманным предлогом о якобы участии Антипы в организации заговора против Рима он и его семья были сосланы в ссылку в Галию (37 г. н.э.), где он через два года умер в заточении в полной безвестности и нищете.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=184


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru