Русская линия
Российская газетаМуфтий Равиль Гайнутдин04.07.2006 

Не приемлет ислам крайностей
Российские мусульмане о вопросах мира и веры

В эти дни работы первого Всемирного саммита религиозных лидеров мы продолжаем разговор с лидерами традиционных религиозных конфессий России, начатый накануне в интервью с председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

Сегодня на вопросы «РГ» отвечает председатель Совета муфтиев России, шейх Равиль Гайнутдин.

Российская газета I Господин муфтий, как вы восприняли идею проведения международного религиозного саммита в Москве и что вы ждете от него?

Равиль Гайнутдин I Последний крупный саммит религиозных лидеров мира проходил в 2000 году в здании Генеральной ассамблеи ООН и был посвящен вступлению человечества в третье тысячелетие. С этого времени какой-либо крупный форум в мире не проводился. И вот сегодня, когда мир вступает в серьезные противоречия, когда мы наблюдаем усиление конфликтов, особенно на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Европе, такой саммит стал необходим. Идея его проведения возникла в межрелигиозном совете России. Религиозные деятели, собравшись вместе, должны сказать не только верующим, но и обществу, политическим лидерам стран мира о необходимости заботиться о духовности, нравственном воспитании общества. Сегодня время подумать о необходимости уважения культур, традиций, устоев всех народов, живущих на земле, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов и противостояний между цивилизациями. Саммит будет проходить как раз перед саммитом «большой восьмерки» в Санкт- Петербурге. И я думаю, наши итоговые документы будут обращены как ко всем народам земли, так и к руководителям «большой восьмерки».

РГ I Что представители разных вер, религий могут сказать друг другу, какие проблемы решить совместно?

Гайнутдин I После 11 сентября было много разговоров о том, что изменился мир. Мир в целом не изменился, изменились люди, взаимоотношения между ними, их представления о будущем. Наше будущее пугает нашу молодежь. А саммит должен дать надежду. Всевышний велел нам жить в мире со своей совестью, душой, окружающими — соседями, согражданами, людьми разных национальностей и традиций. По воле Всевышнего мы созданы представителями разных народов, говорящих на разных языках, цвет кожи разный, цвет волос… И вот это богатство нам необходимо сохранить. Ошибаются те люди, которые заявили, что XXI век станет веком противостояния, конфликта цивилизаций. Мы веруем во Всевышнего, он не даст нам погибнуть в противостоянии, но даст разум найти пути взаимодействия и сотрудничества. Мы должны сказать: «Нет — конфликту цивилизаций! Да — диалогу».

РГ I Равиль-хазрат, cегодня мы сталкиваемся с довольно частыми и настойчивыми утверждениями негативного образа ислама и мусульманской веры. Его объявляют чуть ли не идеологической, духовной основой терроризма на том основании, что к духовной фразеологии прибегают современные террористы. Как вернуть и утвердить в России и в мире образ настоящего ислама?

Гайнутдин I Многие пытаются защитить ислам, подчеркивая, что это религия мира, дружбы, сотрудничества, и оказываются в роли оправдывающегося. Мне не хочется повторять эти слова как оправдание. Мы же понимаем, что ни одна из мировых религий не учит человека плохому. И в священном Коране сказано: убийство одного безвинного человека является убийством всего человечества, а сохранение одной жизни — сохранением всего человечества. Сегодня есть определенное противостояние между двумя мирами — исламским и иудейско-христианским, между одной великой державой и другими странами. Тем более не нужно навязывать свое видение, образ мысли, традицию и культуру тем народам, которые испокон веков ведут свой образ жизни, у них свои традиции, нравы, культура, традиционная религия. Когда идешь в чужой монастырь со своим уставом, можешь вызвать конфликт. Именно из-за неуважения образа жизни, традиций, культуры, религии и возникает реакция сопротивления, разгораются радикальные настроения и возникают радикальные движения, склонные к экстремистской деятельности. Карикатуры в европейских изданиях, оскорбляющие чувства полутора миллиардов мусульман мира, не могут не вызвать радикальной реакции.

Я категорически осуждаю все теракты, совершаемые на земле, я против любых проявлений экстремизма и терроризма, как и все нормальные люди мира. И заявляю, что ислам — такая же миролюбивая религия, как иудаизм и христианство, наши духовные и нравственные ценности одни и те же. Ислам требует от своих последователей уважительного отношения к иудеям, христианам. Сам пророк ислама Мухаммед, да будет с ним мир и милость Всевышнего, своим примером оставил завещание, как жить с представителями других религий.

РГ I После знаменитого «карикатурного скандала» соцопросы, проведенные в России, показали высокий процент неприятия карикатур. Как вы считаете, мир и Россия взяли уроки из карикатурного скандала?

Гайнутдин I Я думаю, что взяли. И хочу поблагодарить всех россиян, журналистов, которые с ответственностью подходили к освещению этого скандала. Мир хрупок. Скандал показал, как быстро можно разжечь огонь, начать войну — остановить сложно. Россия — многонациональная, многорелигиозная страна, наши граждане испокон веков умели находить общий язык, жили в мире и согласии. И неспроста комиссар по правам человека Совета Европы обратился к нам с просьбой организовать совместную международную конференцию «Диалог цивилизаций и культур», которая прошла в Казани. В России есть опыт мирного сосуществования народов и религий, и я уверен, что он будет востребован. Приезжающие к нам израильтяне и палестинцы видят, что мы не конфликтуем, а сотрудничаем, и готовы на примере России учиться так же строить мирную жизнь. Хвала Всевышнему, в истории нашей страны нет религиозных войн. Покойный муфтий и президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров заявлял, что на территории Чеченской Республики нет религиозной войны. И святейший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заявлял, что этот конфликт не носит религиозного характера. Никто не ущемляет права мусульман на территории Чеченской Республики. Никто не разрушает там мечети, медресе и не запрещает распространять ислам. Тогда как может идти речь об объявлении джихада? Для этого нет религиозной основы. Как не имели и никакой основы под собой требования убийц российских дипломатов.

Болезнь нужно лечить. Нужно спасать молодое поколение от заблуждений, которые ведут к трагедии.

РГ I Что лидеры мировых религий могут сказать миру неверующих? Какие проблемы помочь разрешить, какие добрые дела утвердить.

Гайнутдин I Процесс глобализации разрушает границы, унифицирует культуру. Иногда наносит вред — в нравственном плане — пропагандой культа насилия, распущенности, наркомании. Когда принимаются законы, разрешающие употреблять легкие наркотики, политиков должна начать заботить не только материальная сторона, экономический и научно-технический прогресс, но и духовная. Духовность и нравственность — основа и человека, и общества.

РГ I Основные проблемы современной жизни российских мусульман.

Гайнутдин I Российские мусульмане уникальны. Я много езжу, вижу, как живут наши братья в исламском мире, в Европе, Америке, и как мы живем. У нас огромные отличия. Да, мы все являемся единой уммой ислама, однако все народы разные, у всех своя история и культура. Российские мусульмане в отличие от европейских и американских, не мигранты, а коренные граждане своего государства. Они всегда вместе с русским и другими народами стояли на защите интересов своего Отечества.

В Отечественной войне 1812 года наши татарские и башкирские конные полки защищали Москву от Наполеона, дошли до Парижа. И именно в знак благодарности за служение Отечеству император Александр I разрешил в Москве построить на месте казарм конных полков мечеть.

И во время Первой мировой, Великой Отечественной войн мусульманские народы героически сражались, защищая свою страну.

Сегодня для мусульман России первостепенная задача — хвала Всевышнему, мы сегодня восстанавливаем все потерянное, строятся новые мечети, создаются учебные заведения, восстанавливается богословское исследование. Образование, просвещение для мусульман России сегодня первостепенная задача. Мы приняли и утвердили единый стандарт для наших мусульманских учебных заведений, готовим учебники.

В определенных кругах есть и радикальная настроенность, но радикальным взглядам мусульманское духовенство страны должно противопоставить новую идеологию — умеренность. Ислам — религия середины и умеренности. Наш пророк как сказал? «Не приемлет ислам крайностей».

И сегодня задача мусульманского духовенства — донести до каждого верующего — ислам это религия умеренности и середины. И просвещенности.

Елена Яковлева

http://www.rg.ru/2006/07/04/gainutdin.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru