Парламентская газета | Вера Почечикина | 29.06.2006 |
— У нас нет цели хватать кого-то за руку, — говорит Флоренский, — мы считаем, что в церкви всё правда и всё свято. Просто как ученые хотим понять: что происходит?..
Ученый считает, что большинство мироточений, происходивших в последнее десятилетие в России, — это явные, настоящие знамения Божьи. И современные методики позволяют не столько объяснить, сколько научно описать эти явления. Сегодня в России, например, известно три дома, где происходит мироточение икон. В одном из них, в Брянской области, профессор провел небольшой «эксперимент».
Хозяйка постелила белую скатерть и на нее положила привезенные иконы. При явлении чуда присутствовать нехорошо — просят выйти, но профессор, прежде чем покинуть комнату, подкладывает под икону лист бумаги так, чтобы края его выступали. И вот, когда коллеги возвращаются, оказывается, что маслом покрылись не только иконы, но и лист, и забытая на столе шариковая ручка.
По мнению Флоренского, ни ручка, ни бумага источать миро не могут. Профессор считает, что Божественная благодать в виде миро не источается, а как бы осаждается из воздуха. Анализ вещества, выделяемого иконой, показал, что оно только внешне схоже с маслом, но совершенно отлично от него по составу. Миро же варится на основе масла с добавлением благовоний. Выходит, что это и не миро, и не источение. Но что это?
Ещё одно распространенное чудо — отпечаток иконы на стекле. При изучении такого стекла выяснилось, что частицы на стекле — не кристаллы, как предполагалось ранее, а капли. По составу вещество близко к мылам. Такого соединения нет ни в дереве, ни в лаке, ни в краске. Капли этого вещества оседают ровно по контуру образа иконы. Если с образа идет испарение, а на стекле конденсация, то вещество должно рассеиваться. А оно четко повторяет рисунок.
— Дальше, — говорит Флоренский, — или как в церковном песнопении: «Всякое дыхание да хвалит Господа», или всякое вызывает сомнение.
Задача ученых из группы Флоренского — проникнуть как можно глубже в явления чудесного. Но, остановившись на границе научного и Божественного, большая наука признает приоритет Божественного.
— Возможны две крайние точки зрения: или чуда нет, а всё — законы природы. Или всё, включая законы природы, даровано Господом, а потому чудо и требует благоговейного отношения к себе.
Сейчас по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (Сербия и Черногория) Фондом Всехвального апостола Андрея Первозванного на каноническую территорию Русской православной церкви принесена Великая святыня православия — десная рука Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И чудесно здесь уже то, что десница сохранилась и дошла до нас, что она есть.