РИА Новости | Протоиерей Всеволод Чаплин | 29.06.2006 |
— Как возникла инициатива проведения подобного саммита и почему именно сейчас?
— Идея возникла после 2000 года, когда в Москве прошла первая крупная межрелигиозная встреча в рамках стран, возникших на месте СССР. В это время мы подумали о том, что можно организовать и более широкую встречу. Идея обсуждалась в течение нескольких лет, но когда стало ясно, что Россия в 2006 году будет председательствовать в «Большой восьмерке» и Комитете министров Совета Европы, то было решено собраться именно в этом году. Мы проводим встречу в преддверии саммита «восьмерки» в Петербурге для того, чтобы обратить и к лидерам этих стран, и к Совету Европы, и к широкой общественности послание религиозных лидеров.
— На что рассчитывают религиозные лидеры, проводя встречу именно перед саммитом «восьмерки»?
— Религиозные общины в мире, так или иначе, высказывают свою позицию в связи с самыми разными межгосударственными встречами. Они выступают и на Всемирном экономическом форуме в Давосе, и на Всемирном социальном форуме. Религиозные инициативы часто возникают в период заседаний Генассамблеи ООН. Религиозные общины всегда выражают свою точку зрения на те или иные политические события, так как они затрагивают жизнь людей, в том числе людей верующих. И саммиты «восьмерки» здесь не исключение. В частности, в прошлом году перед саммитом «восьмерки» в рамках британского председательства собирались подписи под воззванием религиозных лидеров по вопросу экологии. Правда, особенно большой поддержки это воззвание не получило. Так что идея такая уже не первый год обсуждается, и надеюсь, что после религиозного саммита в Москве религиозные мероприятия в связи с саммитом «Большой восьмерки» получат новый импульс.
— Т. е. вы рассчитываете, что этот форум станет традиционным?
— Мы предлагаем его как однократное мероприятие. Но если кто-то потом выдвинет инициативу провести нечто подобное перед следующим саммитом «восьмерки», то, наверное, такая инициатива тоже будет иметь право на жизнь.
— Какие темы вы считает наиболее важными для московского саммита?
— Это терроризм и экстремизм, вопросы глобализации и миропорядка, соотношение прав человека и нравственной ответственности. Не секрет, что идут достаточно серьезные споры между теми, кто считает, что права человека превыше всего, и теми, кто считает, что есть более высокие цели — такие как мораль, отечество, вера, святыни. Если мы сможем серьезно затронуть эту тему, выработать нестандартное послание к окружающему миру, то нас услышат.
— А что вы имеете в виду под «нестандартным посланием», и какого итога от встречи вы ждете?
— Дело в том, что за последнее время было много межрелигиозных мероприятий. Те или иные крупные встречи проходят каждые несколько месяцев на мировом уровне, а встречи меньшего масштаба проходят практически каждый день. Одна из главных их проблем — слишком много общих слов. Я не хочу предвосхищать итоги нашего саммита, но мне очень хочется верить, что мы сможем уйти от общих слов о мире и дружбе к чему-то более конкретному.
— Вы упомянули, что межконфессиональные форумы и встречи, пусть и не на таком серьезном уровне — явление не редко и религиозные лидеры находят общий язык между собой. Однако зачастую их призыв к взаимоуважению не доходит до людей. Что нужно сделать, чтобы призыв религиозных лидеров был услышан?
— Для того чтобы люди услышали нас, нужно быть конкретными и смелыми в пророческом послании, обращенном к сильным мира сего. Я надеюсь, что наш саммит будет достаточно смел в обращении к власть имущим с призывом поменять в мировом порядке то, что вызывает озабоченность большого количества людей. Впрочем, важен уже просто факт того, что религиозные лидеры, относящиеся, в том числе, и к народам, которые сегодня разделены политическими конфликтами, встречаются друг с другом, и вместе обращают некое послание к миру. И чем более конкретным, смелым и пророческим оно будет, тем интереснее оно будет для людей, и тем шире оно будет услышано.
— Какие факты сыграли роль в том, что приглашение российской стороны принять участие в форуме встретило широкую поддержку за рубежом? Повлияло ли на это тот факт, что у России есть многовековой опыт сосуществования различных конфессий?
— В том, что наше предложение было принято на высоком уровне в различных странах, сыграл роль, прежде всего, высокий авторитет святейшего Патриарха Алексия II, который выступил в качестве одной из главной приглашающих сторон этого саммита. И кроме того, я надеюсь, в мире есть интерес к российской модели межрелигиозных отношений. Нам действительно удалось сочетать разные религии с их разными стилями жизни, с их разными правовыми системами. Так к примеру, в некоторых частях Российской империи до революции действовал шариат, и даже в советское время де факто мусульмане жили по своим законам. Так что способность России инкорпорировать разные образы жизни и даже разные правовые системы может быть полезна для всего мира.
— По какому принципу рассылались приглашения на саммит?
— Мы рассылали приглашения тем религиозным лидерам, которых мы считаем уважаемыми. Кроме того, мы исходили от рекомендаций разных религиозных общин.