Русская линия
Литературная газета Александра Пермякова29.06.2006 

К русскому народному искусству тоже можно приучить

Наш собеседник — художественный руководитель Государственного академического хора им. М.Е. Пятницкого Александра ПЕРМЯКОВА, человек, возглавляющий коллектив уже более пятнадцати лет, один из лучших в стране режиссёров массовых действий, блестящий постановщик больших праздников и концертов, но прежде всего создатель новых концертных программ легендарного хора.

— Александра Андреевна, ваш хор сегодня состоит из трёх групп — хоровой, танцевальной и оркестровой. Казалось бы, всё ясно. Одни поют, другие танцуют, третьи играют на музыкальных инструментах. Но вдруг замечаешь, что хор лихо пританцовывает, а участники танцевальной и оркестровой групп поют. Это что: обман зрения или актёры коллектива действительно универсалы?

— Русское народное искусство — искусство синтетическое. Именно таким оно вошло в репертуар хора, что видно из программ самых первых его концертов. Уметь всё — в наших традициях. Для всех артистов хора обязателен танцевальный класс, уроки актёрского мастерства и, конечно, вокальные занятия. Да, я их часами «муштрую», поскольку уверена — они должны вызывать восхищение своим синтетическим мастерством. Ведь мы говорим, что хор не просто поёт и танцует, а своими выступлениями утверждает нравственные ценности, несёт духовное очищение.

И в репертуаре поэтому мы принципиально избегаем народной «попсы» вроде знаменитых «конфеток-бараночек». Задача хора — сохранять, пропагандировать и развивать лучшие традиции подлинного русского народного искусства. Сегодня в каждой концертной программе мы считаем необходимым исполнять народные песни разных областей России. Важно грамотно отобрать эти песни, соединить их в некое смысловое целое, определить внутреннюю драматургию программы. Перед исполнителем встаёт задача не просто песню петь — прожить её, что в традициях русского народного исполнительского искусства. Для меня же как руководителя важно, чтобы хор был не просто соединением индивидуальностей, а производил впечатление единого эстетического целого, чтобы были в хоре некая внутренняя сдержанность, благородство, достоинство. У артистов хора существует запрет смотреть в зал. Русскую песню нельзя спеть, не пропустив через свою душу, значит, нельзя, как говорится на актёрском жаргоне, «хлопотать лицом», смотреть по сторонам, проверять, понравился ли. Актёр должен быть сосредоточен на песне.

— Сегодняшнего зрителя, наверное, трудно заманить на выступления русского народного хора, ибо музыка нашей сегодняшней жизни — это прежде всего жёсткие ритмы, внутренняя агрессия, децибелы.

— Да, современный зритель воспитан на ритмах и спецэффектах. Они оглушают человека. А русская песня душой поётся, берёт искренностью, обращением от сердца к сердцу… Был момент лет десять назад, когда казалось, что многое безвозвратно утеряно, а Концертный зал имени Чайковского на наших выступлениях был заполнен лишь наполовину. Но в самое последнее время ситуация изменилась, у хора Пятницкого появляется всё больше поклонников, залы переполнены, у входа спрашивают лишний билетик… Что-то произошло с человеческой душой. Современный человек, как мне кажется, устал от агрессии везде и всюду — в звучании, в картинке, в бесконечном мельтешении. Ему просто необходимо психологически разгрузиться, увидеть живых людей, услышать живой звук, а не ставшую притчей во языцех «фанеру». К нам на концерт зритель приходит и видит спокойную и гармоничную картинку. Медленно, плавно выходят люди, стоят ровно, сосредоточенно, не дёргаются, двигаются слаженно. Ясные красивые лица, приблизительно одинаковый рост и комплекция артистов, красивые, яркие, но не пёстрые костюмы тоже вносят ноту единообразия и покоя. И со сцены идёт положительная энергетика. Ведь с точки зрения медицины народное искусство должно исцелять. Народный заговор на болезнь — это же почти песня.

— Формирование репертуара… Вы всё ещё практикуете по примеру вашего основателя фольклорные поездки или используете уже существующие запасы?

— В консерватории, в Гнесинском институте, в Московском доме народного творчества хранятся колоссальные и неоценимые сокровища. Так что петь нам не перепеть всё то, что уже собрано, систематизировано. Оттого так важно сегодня выстроить программу, отсечь всё лишнее, грамотно скомпоновать богатейший материал. Наш коллектив всё время в поиске. В прошлом году мы дали около семидесяти концертов. Не знаю, много это или мало, но искусство нельзя ставить на поток, нельзя «забалтывать» репертуар. Каждое выступление хора должно становиться событием и в жизни коллектива, и в судьбе зрителя.

— Сегодня мы можем говорить, что поддержка коллективов, сохраняющих народное искусство, заняла своё важное место среди государственных приоритетов — с 2005 года хор наряду с другими выдающимися коллективами получает грант президента Российской Федерации. Что это дало коллективу? Наверное, не одну только хорошую зарплату.

— Мы бесконечно благодарны за грант — не просто помощь отдельному коллективу, но шаг во имя сохранения культурного наследия русского народа. Мы смогли обновить состав хора больше чем на половину. К нам пришли молодые талантливые исполнители. Но остались ещё проблемы. Талант — дело штучное. Мы собираем артистов из самых разных уголков нашей страны. Значит, встаёт вопрос — жильё. Нам необходима служебная площадь, а встанет артист на ноги — сможет приобрести своё жильё, а на его место вселятся новые молодые. Проблемой остаётся и регистрация иногородних артистов, и медицинское обслуживание. Сохранить этих людей, создав им условия для нормальной жизни, — это, на мой взгляд, задача государственная.

При том интересе, который есть сегодня к нашему коллективу, не секрет, что основную массу зрителей составляют люди немолодые, скажем так, среднего возраста, которые помнят наш коллектив с детства, идут, выражаясь сегодняшним языком, на раскрученный бренд. Но через 10−20 лет, если ситуация не изменится, наши коллективы задохнутся без зрителя. Пропаганда народного искусства и коллективов, им занимающихся, должна осуществляться целенаправленно, стать важнейшей составной частью культурной политики. Ведь приучить зрителя, я убеждена, можно к чему угодно. И к дурацкому сериалу, и к косноязычному ведущему, и к русскому народному искусству. В России сегодня существует 12 хоров — можно сказать, всего двенадцать, а можно — целых двенадцать — больших серьёзных профессиональных коллективов, наше национальное богатство. И поддержать их — задача государственная.

Беседу вела Валентина ФЁДОРОВА

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg252006/Polosy/91.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru