РИА Новости | 28.06.2006 |
В дореволюционной России за проведение абортов полагались наказания, в советской России в 20-х годах аборты были разрешены, это расценивалось как победа здравого смысла — наказания отменены, в результате, смертность от абортов снизилась с 4 до 0,3 процента. 27 июня 1936 года строго запрещены — и объявлялось это заботой государства о здоровье женщины. О том, что происходило тогда в стране очень ярко написано в романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого».
Сейчас аборты разрешены: статистика же по-прежнему неутешительна. Всего в год производится примерно 4 млн только учтенных абортов, из них: миниабортов более 900 тыс., криминальных — 600 тыс., т. е. приблизительно 15% от общего числа. В последние годы Россия уверенно держит второе место в Европе по количеству прерываний беременности.
В мире в 4 из 193 стран аборты полностью запрещены. В 119 странах аборты допускаются только при угрозе для жизни или здоровья матери. Только в 41 стране разрешены по требованию женщины. Россия входит в 21% стран, где аборты разрешены без ограничений. В их числе — бывшие республики СССР, бывшие социалистические страны, некоторые европейские страны (Швеция, Австрия), а также Китай, США и Канада. Однако, в целом ряде других стран Европы, таких как Германия, Испания, Португалия, Швейцария не разрешен аборт по желанию женщины, а также по социальным показаниям. В Ирландии и на Мальте аборт полностью запрещен, сообщает портал Noabort.net.
В 2002 году и Российская Федерация озаботилась этой проблемой: лидером Российской христианско-демократической партии Александром Чуевым было предложено ограничить число показаний к абортам. Законопроекты «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на защиту жизни нерожденных детей» предлагали изъять из юридической практики России понятие «искусственное прерывание беременности по социальным показателям», поскольку это положение предполагает, что «право на жизнь человека может быть поставлено в зависимость от материального положения людей и социальных факторов».
Кроме того, предлагалось внести изменения в Уголовный кодекс РФ, дополнив его статьей, предусматривающей право медицинского работника отказаться от проведения аборта (за исключением необходимости проведения его по медицинским показаниям) «в соответствии со своими убеждениями».
В 2004 году вопрос о запретах абортов в России вновь был поднят Русской православной Церковью. «Необходимо ввести законодательный запрет на прерывание беременности, — сказал тогда управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в ходе Первого церковно-общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России. — Сейчас на одного родившегося младенца приходится трое убитых. Чтобы нация не вырождалась, необходимо, чтобы в стране ежегодно рождалось около 2,5−3 миллионов детей, то есть в каждой семье должно быть по четверо — пятеро детей, а не по одному». Представитель Русской православной церкви (РПЦ) отметил, что «вопрос о запрещении абортов может и должна рассмотреть Госдума России».
В последнее время все более активно обсуждается возможность введения запрета на рекламу абортов, после того как в рекламе СМИ Башкирии прошло рекламное объявление, в котором врачи абортария заявляли о том, что гордятся тем, что делают. Реакция религиозных деятелей была незамедлительной.
Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон был возмущен тем, что «врачи «высшей категории» уже без стыда гордятся тем, что они детоубийцы, и даже публикуют свои имена на всю республику».
«Мы прекрасно понимаем, что пока невозможно запрещение абортов во всей России, как это сделано, например, в Ирландии, Польше, странах Южно-Американского континента. Нас пугают криминальными абортами и абортными турами в страны, где аборты делают. Однако все это будет уже личным грехом женщины, а не нации. Сейчас, когда Россия стремительно катится в демографическую пропасть, когда исполнительная власть в лице президента ребром поставила вопрос об увеличении рождаемости, возможность коммерческим абортариям свободно рекламировать детоубийство выглядит, по меньшей мере, странно: одной рукой увеличивать рождаемость — жизнь, другой позволять открыто рекламировать детоубийство — смерть», — заключил Никон.
Он также призвал мусульманские организации Башкирии поддержать его инициативу и запретить официальную рекламу абортов в СМИ в т. ч. и Интернете, чтобы пресечь алчные амбиции детоубийц от медицины делать деньги на смерти.
Нужно отметить, что большинство религий осуждают аборты и считают их убийством.
Тем не менее, в исламе женщине, беременной менее сорока дней от законного мужа, прерывать беременность не греховно, а лишь порицательно. Но есть три условия: согласие мужа; согласие жены; разрешение специалиста, что этим не будет нанесен вред здоровью матери. Если не соблюдается хотя бы одно из этих трех условий, то прерывать беременность греховно. Если плоду более сорока дней, то аборт — грех, который будет возрастать с каждым днем.
В православии — искусственное прерывание беременности считается однозначным убийством уже начавшейся жизни, так как уже на 18-й день начинает биться сердце человека. VI Вселенский собор постановил: «Жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы» (Правило 91). В этом же смысле составлено деяние Поместного Анкирского собора (правило 21). Оно назначало 10-летнюю епитимию как женщинам, «истребляющим плод», так и «занимающимся составлением детогубительных отрав».
Между тем, представители индуизма и буддизма все-таки считают аборт приемлемым в некоторых случаях. Несмотря на то, что учение иудаизма также считает аборт намеренным убийством, Израиль не является страной, полностью запретившей искусственное прерывание беременности: аборт разрешен в тех случаях, когда беременность ставит под угрозу здоровье женщины. Аборт разрешен женщинам моложе 17 и старше 40 лет, а также, если беременность наступила в результате изнасилования, кровосмешения, внесемейной связи или существует опасность неправильного развития плода.
Древнее законодательство не криминализировало искусственное прерывание беременности, но не относилось к выкидышу равнодушно. Страшным преступлением считалось и причинение вреда женщине, в результате которого беременность прекращалась. Законы Хаммурапи гласили:
«§ 209. Если человек ударит дочь человека и причинит выкидыш ее плода, то он должен уплатить за ее плод 10 сиклей серебра».
Салическая правда устанавливала:
«XXIV § 4. Если же кто лишит жизни ребенка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к уплате 4000 ден., что составляет 100 сол.».
Аборты в древности все равно проводились, но рассматривались как колдовство или как преступление против естества. Наказание было самым суровым, поскольку считалось, что человек в этом случае вмешивается в Божье провидение.
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников