Русская линия
РИА «Дагестан»28.06.2006 

Ученые историки Дагестана исследовали историю мифологических персонажей хунзахского района

В издательстве «Наука-плюс» вышла книга, под названием «Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев». Ее авторы — ученый секретарь Института истории, археологии и этнографии Руслан Сефербеков и заведующий кафедрой Дагестанского педагогического университета, доктор исторических наук Джамал Шигабудинов.

Как сказал корреспонденту Республиканского информационного агентства «Дагестан» один из соавторов книги Руслан Сефербеков, книга представляет собой реконструкцию былого языческого пантеона богов и демонологии одной из этнических групп аварского народа — хунзахцев.

Структурно книга состоит из трех разделов. В начале авторы приводят краткий исторический очерк хунзахского народа, начиная от древности и заканчивая новейшим временем.

Далее дается история распространения монотеистических религий христианства и ислама у хунзахцев.

По словам Руслана Сефербекова, если верить результатам исследования других дагестанских историков, занимавшихся этой проблемой ранее, то хунзахский народ исповедовал христианство чуть ли не семьсот лет.
Причем с IX по XII века — это время расцвета христианства у аварцев-хунзахцев.

Третья глава книги, самая большая, посвящена реконструкции пантеона богов и демонов у аварцев-хунзахцев. Эти божества и демоны в принципе одинаковы для всех народов Дагестана и Северного Кавказа.

Это персонифицируемые атмосферные явления и небесные светила: солнце, луна, радуга, ветер. Есть также персонажи в обрядах вызывания дождя, во время свадеб и выступления канатоходцев у аварцев есть еще один ряженый персонаж. Он и все остальные элементы фольклора и культуры аварцев-хунзахцев нашли отражение в книге Руслана Сефербекова.

Ряженые, по словам авторов, — это персонификация божеств продуцирования, которые способствовали аграрному воспроизводству, а также покровительствовали семье и браку.

Авторы также отразили в книге полный анализ верховных богов аварцев-хунзахцев.

Демонологические персонажи представлены в виде домовой или фундаментной змеи, духа покровителя, домового и многих других. В принципе все эти персонажи злокозненные и относятся к отрицательным демонологическим персонажам.

А завершают книгу демонологические языческие персонажи, которые с приходом ислама в эти районы были исламизированны и местным населением они воспринимаются как джины и шайтаны.

Помимо исследования мифологических персонажей и истории хунзахского народа, в книге также даются три приложения. Два из них — это статистические материалы, отражающие точное количество селений, входивших в состав Хунзахского наибства, и результатов нового районирования Дагестана, которое было произведено в 1929 году. Это районирование и дошло до наших дней.

В третьем приложении нашли отражение практически все традиции и обряды Аварского ханства.

Десять селений Хунзахского района Дагестана объездили авторы для того, чтобы собрать материалы для книги. Были опрошены около сорока человек. Это люди пожилого возраста, различного пола и профессий.

По словам Руслана Сефербекова, люди опрашивались по специально составленному опроснику. Методом индивидуального и группового интервьюирования. Материал собирался в июле 2005 года. Авторы выразили огромную благодарность за гостеприимство и радушие

На вопрос «почему именно аварцы-хунзахцы?», Руслан Сефербеков отметил, что последние шесть лет он исследует языческие и мифологические персонажи народов Дагестана, а последние четыре года он ездит по аварским районам. И эта книга — результат экспедиции.

http://www.riadagestan.ru/rubric.php?name=education&new=19 469


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru