РИА «Дагестан» | 28.06.2006 |
Как сказал корреспонденту Республиканского информационного агентства «Дагестан» один из соавторов книги Руслан Сефербеков, книга представляет собой реконструкцию былого языческого пантеона богов и демонологии одной из этнических групп аварского народа — хунзахцев.
Структурно книга состоит из трех разделов. В начале авторы приводят краткий исторический очерк хунзахского народа, начиная от древности и заканчивая новейшим временем.
Далее дается история распространения монотеистических религий христианства и ислама у хунзахцев.
По словам Руслана Сефербекова, если верить результатам исследования других дагестанских историков, занимавшихся этой проблемой ранее, то хунзахский народ исповедовал христианство чуть ли не семьсот лет.
Причем с IX по XII века — это время расцвета христианства у аварцев-хунзахцев.
Третья глава книги, самая большая, посвящена реконструкции пантеона богов и демонов у аварцев-хунзахцев. Эти божества и демоны в принципе одинаковы для всех народов Дагестана и Северного Кавказа.
Это персонифицируемые атмосферные явления и небесные светила: солнце, луна, радуга, ветер. Есть также персонажи в обрядах вызывания дождя, во время свадеб и выступления канатоходцев у аварцев есть еще один ряженый персонаж. Он и все остальные элементы фольклора и культуры аварцев-хунзахцев нашли отражение в книге Руслана Сефербекова.
Ряженые, по словам авторов, — это персонификация божеств продуцирования, которые способствовали аграрному воспроизводству, а также покровительствовали семье и браку.
Авторы также отразили в книге полный анализ верховных богов аварцев-хунзахцев.
Демонологические персонажи представлены в виде домовой или фундаментной змеи, духа покровителя, домового и многих других. В принципе все эти персонажи злокозненные и относятся к отрицательным демонологическим персонажам.
А завершают книгу демонологические языческие персонажи, которые с приходом ислама в эти районы были исламизированны и местным населением они воспринимаются как джины и шайтаны.
Помимо исследования мифологических персонажей и истории хунзахского народа, в книге также даются три приложения. Два из них — это статистические материалы, отражающие точное количество селений, входивших в состав Хунзахского наибства, и результатов нового районирования Дагестана, которое было произведено в 1929 году. Это районирование и дошло до наших дней.
В третьем приложении нашли отражение практически все традиции и обряды Аварского ханства.
Десять селений Хунзахского района Дагестана объездили авторы для того, чтобы собрать материалы для книги. Были опрошены около сорока человек. Это люди пожилого возраста, различного пола и профессий.
По словам Руслана Сефербекова, люди опрашивались по специально составленному опроснику. Методом индивидуального и группового интервьюирования. Материал собирался в июле 2005 года. Авторы выразили огромную благодарность за гостеприимство и радушие
На вопрос «почему именно аварцы-хунзахцы?», Руслан Сефербеков отметил, что последние шесть лет он исследует языческие и мифологические персонажи народов Дагестана, а последние четыре года он ездит по аварским районам. И эта книга — результат экспедиции.
http://www.riadagestan.ru/rubric.php?name=education&new=19 469