Благовест-инфо | Владимир Солодовников | 27.06.2006 |
Впрочем, именно таким было использование кремлевских построек в течение более чем 400 лет. В XVI столетии Рязань присоединили к Московскому государству, и бывшая княжеская резиденция (кремль) перешла во владение к рязанским архиереям. Именно со времени передачи кремля православным владыкам в нем идет интенсивное сооружение тех самых памятников архитектуры, благодаря наличию которых Указом Президента РФ (1995) Рязанский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Те сооружения, что были возведены в Кремле в домосковский период — Христорождественский и Архангельский соборы — ясное дело! — принадлежали Православной Церкви и соответственно ей использовались. По большому счету, весь архитектурный ансамбль Рязанского кремля, дошедший до нашего времени, включая культовые, гражданские, хозяйственные, и отчасти фортификационные постройки — имеет сугубо церковный характер.
От кремля — центра Великого княжества Рязанского — сохранился лишь оборонительный ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части.
Интерес представляет и тот факт, что нынешний Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник — активный участник конфликта — ведет свое начало от Епархиального древлехранилища (1914). То есть у истоков музейного дела в Рязани стоит все та же Рязанская епархия Русской Православной Церкви, которая всегда трепетно относилась и отечественной истории и ее достопамятностям. После пресловутого «Великого Октября» рязанских архиереев изгнали из Кремля, храмы и монастыри закрыли, кладбище уничтожили. На базе экспроприированного советским — светским! — государством Епархиального древлехранилища создается губернский историко-художественный (1923), затем областные краеведческий и художественный музеи (1937). В 1968 году образуется историко-архитектурный музей-заповедник. В условиях советской действительности, а также коллизий перестроечного и постперестроечного времени музей сыграл поистине выдающуюся роль в сохранении и научном исследовании памятников Рязанского кремля.
Этого точно не скажешь, например, о других «пользователях» кремлевских памятников: слезы наворачиваются от одного только вида покосившегося храма Богоявления (XVII век), в котором до сего часа располагается архив управления ЗАГС Рязанской области!
Да и в целом, в Рязани ситуацию с церковными сооружениями вряд ли можно назвать благополучной: на церкви Троицкого мужского монастыря буквально наседают сооружения ближайшего заводика, в храме на Николо-Дворянской улице (в нем нынче расположен Рязанский филиал Тучковского автотранспортного колледжа) в алтарной части устроено… отхожее место. Можно привести еще немало примеров, когда христианские храмы (причем, не только православные!) используются не по назначению и пребывают в запущенном состоянии, будучи памятниками отечественной архитектуры.
Понятно, что возвращение церковных зданий Церкви рано или поздно состоится. И нынешним пользователям это нужно принять как акт восстановления исторической справедливости. В этой связи весьма наивной выглядит попытка музея-заповедника побелить Архиерейский дом, лицемерно называемый «Дворцом Олега»: ведь построены-то эти палаты вовсе не князем Олегом, правившим Рязанью в XIV веке, а рязанскими владыками — почти 300 лет после блаженного успения главы Великого княжества на Оке. Побелка ведь еще не означает реставрации. Уж это работники музея знают наверняка!
Что касается архитектурного ансамбля Рязанского кремля в целом, как символа более чем 900-летней истории древнего русского города, то и музею-заповеднику, и духовенству Рязанской епархии следует договариваться о совместном эффективном его использовании. Ведь и музейщики, и служители Церкви — в силу своего предназначения — должны радеть о возрождении российской духовности и культуры!
Увы, пока до этого далеко: конфронтация набирает обороты! Те, кто категорически против возвращения кремля Церкви, активно провоцируют священнослужителей на конфликт, пытаются добиться от них неосторожных высказываний и т. п. На одном из заседаний Общественной палаты при губернаторе Рязанской области, проходившем в минувшем году и посвященном проблематике использования и сохранности памятников истории и культуры, автор этих строк слышал гневные филиппики о «православной экспансии» и о том, что «церкви принадлежат государству, а не клерикалам». В одном из сообщений веб-сайта http://www.ryazankreml.ru/ от 29 апреля 2006 года содержится прозрачный намек на то, что в поддержку музея рязанская молодежь «планирует проведение массовых акций». С учетом рязанских реалий это вполне возможно! Как священнослужитель евангелическо-лютеранской Церкви могу засвидетельствовать, что в молодежной среде Рязанщины — края, давшего нашей Родине подлинных христианских святых и подвижников, — довольно популярны… идеи атеизма. И это у поколения, выросшего уже после падения богоборческой советской власти!
Наверное, в сложившейся ситуации Рязанской епархии, да и всей РПЦ в целом следует более настойчиво заявлять о себе не только как о хранительнице духовности, но и как о хранительнице российской культуры — в том числе материальной. И если в XIX веке Церковь смогла создать древлехранилище, наследник которого сейчас так активно противостоит епархии, то неужели сегодня она не сможет сохранить Успенский собор, богослужения в котором совершаются по сей день лишь в исключительных случаях?
К сожалению, и со стороны епархии видны сегодня некоторые ошибки — наверное, невольные, но объективно настраивающие против нее «внешних». Так, автору этих строк доводилось быть свидетелем того, как при входе в Христорождественский собор стоявшая за «ящиком» дежурная буквально швыряла в лицо вошедшей иностранке — кстати, глубоко верующей христианке — скомканный платок, которым ей предлагалось покрыть голову. И самое печальное, что такого рода ситуации могут не только добавить аргументов противникам передачи кремлевских зданий епархии, но и вообще затруднить путь в Церковь многих людей.
Всем сторонам конфликта нелегко: музей-заповедник вполне справедливо опасается, что окажется на улице — и это должны осознать государственные структуры и, возможно, предоставить музею вполне адекватные его научным задачам помещения в городе). Архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу, относительно недавно пребывающему на своей кафедре, еще придется потратить некоторое время на и то, чтобы получить признание у местной общественности, включая ее интеллектуальную элиту. Не исключено, что государству придется выделить епархии деньги на содержание кремля, разумеется, при строгой финансовой отчетности.
В этом контексте особенно важно не наломать дров ни музею, ни власти, ни священноначалию Русской Православной Церкви.
Владимир СОЛОДОВНИКОВ,
настоятель рязанского евангелическо-лютеранского прихода святой Марии. Кандидат исторических наук. Автор более 40 научных трудов по истории и культурологии.
http://blagovest-info.tld.mastertest.ru/index.php?ss=2&s=24&id=7177&print=1