Русская линия
Седмицa.Ru Сергей Путилов27.06.2006 

«Хэвер» — значит друг

Хеврон связан с именем Авраама, и является святым городом, как для евреев, так и для христиан и мусульман. Ветхозаветного патриарха равно почитают представители трех мировых религий. Поэтому так важно сохранить мир в этом древнем городе.

«Закрывай двери, а то воруют», — раздался голос из-за кадки с пальмой, едва я переступил порог русской паломнической гостиницы в Хевроне. «Менталитет у них такой, да и бедность», — объясняет мне монах Емельян, представитель крошечной русской колонии в палестинском Хевроне. «Двери не закроешь — ребятишки крадут, бывает, подсвечники, всякую блестящую храмовую утварь. Думают, что золотые».

На малолетних искателей сокровищ он, впрочем, не в обиде. А вот израильские блок-посты на въезде в город, по его мнению, нужно давно снять: «живем как гетто, такого в России и при Сталине не было». Это сейчас паломников принимают в роскошной гостинице, полностью отвечающей международным требованиям. А когда-то пилигримы ночевали под открытым небом прямо у дуба, на травяных матрасах. И только спустя долгое время появился двухэтажный отель.

В сопровождении отца Емельяна выхожу из гостиницы и спускаюсь по асфальтированной дорожке вниз, к засохшему Мамврийскому дубу. Тому самому, под зеленой листвой которого Авраам потчевал лепешками трех ангелов. Эта сцена изображена на знаменитой иконе Андрея Рублева «Троица». Сколько лет дубу? Возраст его исчисляют в 5000 лет. Аврааму было 75 лет, когда он отдыхал под ним, и уже тогда он называл его большим. А прожил патриарх 175 лет и умер за 1800 лет до Рождества Христова.

По преданию здесь, жили Адам и Ева после изгнания из рая. В долине росли финики, инжир, виноград, маслины, земля здесь очень плодородна. История перехода Мамврийского дуба во владение России, сродни детективу.

В 1868 г. участок у библейского дерева был куплен архимандритом Антонином Капустиным для Русской Православной Церкви. Он купил землю у пяти семей турок. Причем вынужден был это сделать скрытно, так, чтобы большинство мусульманского населения не узнало о сделке. Среди местных жителей ходила легенда, что если дубом завладеют христиане, то на мусульман обрушится множество бед. Поэтому архимандрит Антонин даже переоделся турком, чтобы войти в доверие к одному знатному турецкому семейству, которое помогло ему совершить покупку.

На этом «русская экспансия» не прекратилась. Когда турки продали землю, то запретили строить храм на ней. Один из продавших участок — Ибрагим Шалуди — был даже убит мусульманскими фанатиками. Однако церковь все равно была возведена.

В 1868 г. на территории миссии была произведена постройка поклоннического приюта. А затем начали строить роскошный собор. Строительство храма закончено в 1914 году. Но с началом Первой мировой войны все русские были турецкими властями изгнаны из Палестины. Поэтому храм удалось освятить лишь в 1925 году.

Что касается знаменитого Мамврийского дуба, то нынче дерево совершенно засохло. Как говорят монахи, когда дуб совсем зачахнет — наступит конец света. Путешествие в раздираемый арабо-израильским конфликтом Иерихон, что в двух километрах отсюда, и вправду наводит на невеселые мысли. «Ощущение постоянной несвободы сильно угнетает. Я тут недавно, но уже хочется домой», — говорит на прощание анахорет. Но с вынужденной изоляцией палестинских городов не все так просто.

Хеврон, в черте которого находится Мамврийский дуб, расположен в Палестинской автономии. Это один из старейших городов мира, построен он еще за восемнадцать веков до Рождества Христова. Хеврон связан с именами патриархов Авраама, Исаака и Иакова и царя Давида. Поэтому он священен не только для иудеев, но и для мусульман. Последние также почитают ветхозаветных «пророков» — Ибрагима (Авраама), Ицхака (Исаака), царя Дауда (Давида). В течении семи с половиной лет Хеврон был столицей царства Давида, вплоть до взятия Иерусалима.

В VII в. по Р.Х. Хеврон был захвачен арабами и получил у них название название Эль-Халил («Любимец Божий»). В современных туристических проспектах, его впрочем, все равно продолжают преимущественно именовать на еврейский манер — «Хевроном». Правда, самих евреев в городе сейчас совсем мало. Живут они под охраной солдат в небольшом квартале среди враждебно настроенных арабов. С приходом ХАМАС к власти в Палестинской автономии, ситуация в Хевроне заметно обострилась.

Хеврон расположен на западном берегу реки Иордан. Всего пятнадцать минут езды по шоссе, петляющего между слоистых, как бабушкин пирог, Иудейских гор, отделяют его от Иерусалима. «Хэвер» в переводе с еврейского — «друг». Но до дружелюбия здесь далеко. Хеврон регулярно превращается в арену ожесточенных столкновений между израильскими военнослужащими и палестинцами.

Еврейские семьи, а их здесь около 500 проживают среди ста тысяч хевронцев-мусульман, словно в осажденной крепости. В 1929 году арабы устроили погром и совершенно уничтожили еврейскую общину города. Поэтому теперь вокруг иудейского квартала создана буферная зона из блок-постов и опутанных проволокой под током «полос отчуждения», куда не пускают палестинцев. А при попытке проникновения мгновенно открывается огонь. В ответ порой летят не только бутылки с зажигательной смесью, но и ручные гранаты, гремят выстрелы «калашниковых».

А ведь город стоит на святынях одинаково почитающихся и мусульманами и иудеями. Здесь находится гробница патриархов — там по преданию захоронены библейский Авраам со своими сыновьями и женами. Когда Сара, жена Авраама была близка к смерти, Авраам приобрел пещеру Махпела, где она и была похоронена. Расположенная в центре Хеврона, прещера Махпела стала могилой Патриархов и их жен: Сарры, Авраама, Исаака, Ревекки, Лии и Иакова. Мусульмане называют эту могилу Аль-Ибрагим.

На днях стало известно, что в соответствии с планом «консолидации», то есть определения границ Израиля к 2008 году, еврейский квартал в Хевроне должен быть расширен. По словам юридического помощника Ольмерта, Отниэля Шнеллера, еврейское поселение Хеврона вырастет и будет соединено с соседней Кирьят-Арбой.

До сих пор Хеврон не входил в список населенных пунктов, которые останутся под контролем Израиля. Эта уступка была сделана в угоду ультраправым, обещающим «большие проблемы» Эхуду Ольмерту с предстоящим выводом еврейских поселений с западного берега реки Иордан.

Однако, как показало недавнее побоище в Хевроне, между израильской полицией и поселенцами, основные баталии еще только впереди. Напомним, что в мае израильская полиция штурмом выбила три израильских семьи из «дома Шапиро» в Хевроне.

Поселенцы, имевшие на руках документы о покупке дома, отказались покинуть помещение добровольно. В результате столкновений во время выселения пострадали 16 сотрудников полиции и семь поселенцев. «Битва за Газу» устроенная прошлым летом покажется правительству лишь цветочками — обещают активисты поселенцев.

Действительно, очевидно, что второй этап размежевания будет значительно сложнее, чем демонтаж поселений в секторе Газа. Ведь речь идет о куда большем числе людей — до 12−13 тысяч семей. В то время как в августе прошлого года из еврейских поселений сектора Газы были эвакуированы «всего лишь» 1700 семей. Очевидно, что правительственный трюк с обещанием расширить небольшой еврейский квартала в Хевроне, чтобы задобрить радикалов, разъяренных предстоящим выводом поселений из Иудеи и Самарии — не сработал. Похоже, премьера Эхуда Ольмерта впереди ждут тяжелые времена.

Впрочем, не все в Израиле настроены столь мрачно. Например, бравый бригадный генерал запаса Эйваль Гилади, координировавший «размежевание» в Газе, в интервью «Седьмому каналу», недавно заявил: свертывание поселений в Иудее, Самарии и Иорданской долине будет проводиться так, что «большинство поселенцев уйдут добровольно». По словам оптимистичного генерала: «в поселках, в которых останется не более пяти-шести семей, снизится уровень услуг, держать супермаркет станет невыгодно, и люди в большинстве своем уедут сами». Но не вся так просто.

Для религиозных иудеев, которых много среди поселенцев, земля, на которой они собрались после двух тысячелетнего рассеяния, это не просто наследие праотцев, а — дар Божий. «В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», — говорится в Торе (Быт 15:18).

Земля Обетованная, то есть обещанная. Поступиться хоть дунамом (около 1 квадратного километра) такой земли, в их глазах значит совершить смертный грех. И предать своего великого предка Авраама, чьи останки почивают в Хевроне. Именно поэтому многие изгоняемые Ольмертом поселенцы, лучше лягут под бульдозер, который будет сносить их щитовой домик на каменистом хевронском плато, нежели переедут в новое благоустроенное жилище на цветущем побережье. Логика этих людей проста: Библия ясно говорит о том, что палестинская земля принадлежит Богу и о том, что Он отдал ее в дар Аврааму, Исааку и Иакову. Так что «снижением уровня услуг» людей, пол века назад построивших «с нуля» Израиль среди малярийных болот и пустынь — едва ли испугать.

Добавила проблем и «стена безопасности», с помощью которой израильское правительство собирается отделиться от недружелюбных палестинцев. В районе Хеврона стену возводят так, что на западной ее стороне останутся четыре палестинских села, а земля, принадлежащая их жителям, окажется по израильскую сторону стены. В последнее время оборонные структуры и министерство юстиции обсуждают, как обеспечить палестинцам доступ к их угодьям и вообще нормальный образ жизни. Но решения проблемы пока нет, и это сильно не по душе палестинцам, при каждом удобном случае привыкшим хвататься за оружие. Не только мусульманам, но арабам-христианам доставил немало хлопот. Администрация по возведению «забора» издала указ об отчуждении около 1585 дунов земли, частично принадлежащей палестинцам, в том числе и христианам. Речь идет о землях, находящихся на территории палестинских деревень Аль-Азария, Абу-Дис, А-Тур и Савахрэ.

Хеврон — Москва

* * *

В московском издательстве «Благо» вышли две новые книги Сергея Путилова Первая из них — «Просите мира Иерусалиму» (М:. Изд-во «Благо», 2006, 279 с.). Работа посвящена преследованиям наших братьев во Христе в Израиле и Палестинской автономии.

Сегодня христиане составляют всего 2% от общего числа населения Израиля и Палестины, насчитывающих свыше 6 миллионов человек (иудеи — 79,2%, мусульмане -14,9%). Это, видимо, не намного больше, чем во времена, когда здесь проповедовал Спаситель. Как и во времена Иисуса, христианская проповедь в считающем себя демократическим государством Израиле сопряжена с колоссальными трудностями.

Если ты не еврей, но живешь в этой стране и веришь в Христа, на это смотрят нормально. Но если еврей и христианин — это вызывает у одних удивление, у других раздражение, общественное мнение смотрит на таких людей, как на «предателей».

Одна из причин подобной нетерпимости состоит в том, что Израиль можно назвать светской страной лишь с большой натяжкой. Религия здесь не отделена от политики. Это особенно бросается в глаза, когда начинается шаббат, священная суббота. В шесть часов вечера почти полностью прекращается движение общественного транспорта, большинство магазинов закрываются, не работают службы. Люди спешат в синагоги: и стар, и млад. Кто не спешит, тот не высовывает носа из дому. Упаси Бог заехать в это время на машине в Меа Шарим, квартал Иерусалима, где живут харедим — «богобоязненные». Закидают камнями.

Жителей квартала легко отличить по черным шляпам, длиннополым костюмам-лапсердакам и пейсам. Обитатели квартала покупают еду только в специальных, особо кошерных магазинах. Дети воспитываются в строгости и целомудрии. Телевизора — «рассадника пороков», в большинстве домов «харедим» нет. Такие же правила, некоторые израильские политики хотели бы сделать обязательными для всего населения страны. Что и говорить, там, где на государственном уровне насаждается диктат одной религии, всем прочим конфессиям, особенно малочисленным, приходится весьма туго. И это при том, что израильские законы декларирует равные права всех граждан независимо от вероисповедания.

Еще хуже обстоят дела в Палестинской автономии. Существующее только на бумаге государство после смерти светского лидера палестинской нации Ясира Арафата вместе с остальным арабским миром накрыла волна исламизма и воинствующей религиозной нетерпимости. В итоге, некогда христианские города, такие как Вифлеем, превращаются в мусульманские из-за массового исхода оттуда последователей Иисуса. Причина отъезда заключается, не только, в невыносимых условиях, вызванных палестино-израильским конфликтом. Напротив, две противоборствующие стороны заключили в декабре 2004 года «худну» — перемирие. И сейчас на основе мирного плана под названием «Дорожная карта» разруливают свои отношения. Но только палестинскому «стаду Христову» — тем же арабам, только крещеным, от этого легче не становится. Исламисты на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа последовательно проводят политику выживания «неверных» соплеменников, запугивая их, заставляя продавать свое жилье и эмигрировать, либо переходить в ислам.

Есть еще одна причина, заставляющая россиян пристально вглядываться в развевающееся над Святой Землей зеленое знамя «джихада», это участие арабских террористов в войне на Кавказе и захвате бесланской школы. Не секрет, что в последние годы начал формироваться настоящий «террористический интернационал». И Палестина, которая среди большинства Россиян ассоциируется с романтическим образом Ясира Арафата — борца за права угнетенного палестинского народа, к сожалению, не исключение. Важно понять, что Палестина уже не та, что при легендарном лидере ООП. Сейчас на «территориях» заправляют финансируемые из-за рубежа «ХАМАС», «Исламский джихад» и другие террористические организации.

Побывав на палестинских территориях, воочию видишь, чем оборачивается грубое искажение религии, особенно такой воинственной как ислам. Психологически, воюющие с Израилем здешние исламисты уже давно готовы к тому, чтобы как поется в популярной у них песенке «сначала покончить с людьми субботы (евреями), а потом заняться людьми воскресенья (христианами).

Но, не только террор, но и равнодушие являются причинами неуклонного превращения родины Христа в туристический аттракцион под названием «каменный музей Христианства». По библейским холмам бродят толпы «духовных туристов», не замечая того, что коренные жители, их единоверцы, уже практически исчезли. Только в Вифлееме за последние десять лет количество христиан сократилось вдвое. К счастью, в последние годы наблюдается постепенный приток сюда подвижников и паломников из России. Наши соотечественники получили возможность не только прикоснуться к святыням, но и своими глазами увидеть, в какой непростой обстановке живут здесь наши братья и сестры во Христе.

Поскольку большинство пилигримов, вернувшись на родину, имеют возможность поделиться своими впечатлениями разве что за чашкой чая на тесной кухне, автор книги и издательство «Благо» решили восполнить этот пробел. Книга написана под впечатлением от визита автора в Израиль в числе тысяч других паломников. Наряду с паломническими заметками, в ней приведены многие вопиющие факты притеснения христиан в Святой Земле, о которых в нашей стране, к сожалению, мало что известно.

* * *

Вторая книга С. Путилова — «Крест в мире полумесяца» (М.:Изд-во «Благо», 2006, 331 с.). Книга посвящена положению последователей Иисуса в исламских странах, и налаживанию христианско-мусульманского диалога.

Книга, написанная в жанре путевых заметок, погружает читателя в раздираемый религиозными войнами мир современного Ближнего Востока. Путешествуя по этому пылающему региону, где христианство и ислам веками сосуществовали мирно, автор ищет ответы на многие актуальные вопросы современности.

Что является главным препятствием и причиной острой вражды с христианами для мусульман? Почитают ли мусульмане Ису Бен Мариам — Иисуса Христа? Что на самом деле означает «джихад»? Почему в Святой Земле и других местах соприкосновения великих религий продолжает литься кровь?

В поисках ответа автор поднимается на вершину горы Моисея, посещает знаменитую мечеть Омейядов в Дамаске — там мусульмане ждут второго пришествия Исы бен Мариам, проходит на Голгофу, преклоняется перед величайшей святыней — Гробом Господним.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также может быть полезна для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, историков, религиоведов и культурологов.


http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=34 488&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru