Фонтанка.Ru | Святослав Тимченко | 26.06.2006 |
Одновременно с обращением в газету прихожанин Армянской православной церкви Алексанян обратился в Адвокатскую палату Санкт-Петербурга, точнее, в Адвокатскую коллегию Нарышкиных, которая в свою очередь направила официальный запрос в Государственный музей религии. Один из вопросов звучал так: «Способен ли представленный фрагмент видеозаписи возбуждать религиозную рознь, унижать честь и достоинство христиан?» Аналогичный запрос был отправлен в государственное учреждение «Северо-Западный региональный центр судебной экспертизы».
Для начала стоит разобраться: кто же такие дервиши? Музей истории религии подтвердил, что на фрагменте видеозаписи одежда изображенных людей соответствует одеянию дервишей турецкого ордена Мавлави. После 1925 года деятельность дервишских орденов в Турции была запрещена. «Танец-зикр дервишей, символизирующий движение сфер Вселенной, сохранился как элемент народного искусства, и восприятие данного фрагмента как оскорбительного для христиан зависит от индивидуальных представлений отдельных личностей».
Зато выводы ГУСЗРЦ судебной экспертизы звучат куда более серьезно: «Фрагмент видеозаписи, на котором дервиши танцуют на крестообразном нимбе Иисуса Христа, унижает честь и достоинство христиан». А это уже подпадает под статью 152 ГК «Защита чести и достоинства граждан». Надо сказать, что ГУСЗРЦ судебной экспертизы с гораздо большей серьезностью по сравнению с Государственным музеем религии отнеслось к данному запросу. Здесь не просто ограничились собственными выводами, в том числе и с потолка, а провели соответствующее исследование о возможности (невозможности) религиозной тематики в рекламе; о допустимости (недопустимости) использования образа Христа в рекламных фрагментах. Анализ опроса населения Петербурга (50 человек) дал такой результат: «Как атеисты, так и верующие едины в одном мнении, что образ Иисуса Христа недопустимо использовать в рекламе. Подавляющее большинство (3:50) отпрошенных людей отмечают, что они против использования религиозных символов, образа Иисуса Христа в увеселительных программах и рекламах».
Нелишне привести здесь и несколько цитат из экспертного опроса группы специалистов.
А. Н. Шаров, заведующий лабораторией социальной психологии СПбГУ:
— Подобное задевает более глубокие чувства верующих к вечности, к самому себе. Не просто задевает, оскорбляет! Это очевидное кощунство. На лике Христа танцуют, кружатся, по сути, это попирание лика Иисуса Христа. Для любого христианина — это оскорбление самых глубоких чувств.
А. Р. Зобов, доктор философских наук, профессор СПбГУ:
— Эти вещи недопустимы. Когда в таком виде пытаются представить любую религию: ислам, буддизм, что угодно, то это всегда приводит к нежелательным последствиям, поскольку люди рассматривают это не только как оскорбление, но и как понижение уровня самых высоких ценностей, которых они придерживаются. Сама реклама рассчитана на то, что она выводит человека из сферы духовного в сферу материальную, а по религии такое недопустимо. Это таит в себе большую опасность. Достаточно вспомнить события после публикации карикатур на пророка Мухаммеда — тот же стиль, те же светские СМИ. Возможно, в представленном фрагменте заложен умысел: вызвать религиозный конфликт. Все религии основаны в конечном итоге на неких этнических нормах, отработанных десятилетиями. Турция не является классической мусульманской страной, скорее — светским государством. И этот «подарок» не в пользу Турции.
Ясно одно, ролик снимался в Турции, куда им пытаются заманить туристов. Или для других гораздо более далеко идущих целей. Артак Алексанян, его соплеменники из армянской диаспоры Петербурга уже взвинчены этими оргиями религиозных фанатиков на лике Христа, тем более что именно армяне, как никто другой, пострадали в свое время от турецкого экстремизма; впрочем, земля эта обильно полита кровью и русских воинов, и болгар, и других представителей христианских конфессий.
Как рассказал нашему корреспонденту Артак Алексанян, данная реклама идет по нескольку раз в сутки по 22-му каналу Санкт-Петербурга (Rambler NBN), в передаче «Вояж-Вояж». Есть только телефон для размещения рекламы, юридический адрес закрыт. Чтобы купить пресловутый ролик, Алексаняну пришлось встречаться с неким господином в указанном месте на Невском проспекте.
В «Российской газете» за 15 марта 2006 года был опубликован Закон о рекламе, вступающий в силу с 1 июля нынешнего года. В законе четко прописано, что в рекламе не допускается использование… религиозных символов. Может быть, хоть это подействует на не в меру предприимчивых пиарщиков, из тех, что готовы продать и Отца своего духовного.