Русская линия
Нескучный сад24.06.2006 

Обретая образ ангельский, не теряй человеческого

21 июня в Голицинском кабинете храма св. блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице состоялась беседа наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с православной молодежью о современном монашестве.

Вопросы батюшке сыпались как из рога изобилия: какие фильм смотрят монахи? Может ли монах иметь собственность? Средства связи? Какие монастыри вы могли бы порекомендовать? Часто ли братия вам жалуется друг на друга? Бывает ли у монахов отпуск? Могут ли у монаха быть друзья за стенами монастыря? Некоторые из них о. Алексий умело направлял обратно в зал. Например, вопрос: что заставляет современного человека идти в монастырь? «Любовь к Богу, чувство покаяния и любовь к людям (ведь в монастыре большая часть времени посвящается молитве о других), — ответил кто-то из слушателей. «Верно, — согласился батюшка и добавил, — а еще Амвросий Оптинский в письме юноше, спрашивающему совета о женитьбе, ответил: жениться нужно тогда, когда понимаешь, что не можешь без этой девушки жить. Точно так же и в монастырь надо идти, если чувствуешь, что не можешь жить без монашеской жизни. Если есть какие-то сомнения, значит еще рано». Живой интерес слушателей вызвал вопрос об уходе монахов из монастыря. Батюшка признал, что к сожалению, хоть эти случаи и редки, но они есть. Каждый случай отказа рассматривается Патриархом. О. Алексий рассказал о человеке, точно так же ушедшем из Афонского монастыря после принятия монашества. Уже когда он был пожилым, маленький внук увидел на нем параман (часть монашеской одежды) и спросил: что это такое? В этот миг сердце этого человека пронзила острая боль и сожаление о принятом когда-то решении. Он не смог жить с этой душевной болью и вернулся в монастырь.

Поэтому прежде, чем постричь послушника в монахи, ему предлагают подольше пожить в монастыре, неся различные послушания и в частности потрудиться на монастырском подворье в сельской местности. Такое подворье есть и в Даниловом монастыре. Монахи и послушники занимаются там сельхоз работами, ухаживают за домашним скотом, есть своя пасека.

Монах должен быть готов к любой работе, на которую его благословят, и часто она не совпадает с выбранной в миру профессией. «Самое трудное в монашеской жизни — отсечь собственную волю, — сказал о. Алексий. — «Слово «не хочу» монах должен забыть. Его должны заменить слова: «Простите. Благословите. Помолитесь». Прежде всего должно быть послушание».

На вопрос, можно ли монаху пить вино, батюшка ответил почти притчей. Поздравляя с пострижением свое духовное чадо, один духовник сказал: «Поздравляю тебя с принятием образа ангельского. И желаю не потерять человеческого». Вино веселит сердце, но все хорошо в меру.

В числе проблем современных монастырей о. Алексий назвал текучку среди насельников. «Когда при Советах было всего несколько монастырей, человек смирялся, терпел все искушения и тем спасался, потому что больше некуда было идти. А теперь все ищут где легче и удобней, не находя ни покоя, ни спасения».
Похоже, что жизнь еще раз подтверждает слова прп. Амвросия Оптинского: «Монашество — это блаженство. Если бы люди знали, какие радости их ожидают, все бросили бы и пошли в монастырь. Но если бы знали, какие с какими искушениями предстоит им встретиться, никто бы не пошел».

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=10 000&article=447&print=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru