Русское Воскресение | Юрий Буданцев | 23.06.2006 |
Одних только кафедр в вузах, где направленно готовят пиарщиков и рекламистов, больше сотни. Добавьте сюда и будущих журналистов. За немногим исключением всех этих профессионалов сами характер и направленность пиаровского вида деятельности заставляют мутировать, превращают в оголтелую, бесноватую армию, готовую ради «роскошной жизни» отказаться от веры своих предков, родного языка, народных традиций, Родины. Так и хочется добавить: и глаза их позеленели, и головы окочанились. И никуда от нас эти кадры в обозримом будущем не денутся.
Читатель, конечно, понял, что я на противоположной от пиарщиков стороне и разделяю народную оценку компании лжецов-специалистов. Потому-то пиаразм и есть производное от «пиар» и «маразм», а пиарщиков, бесстыдно обманывающих народ, можно назвать «пиразматиками». И я стараюсь развить народную оценку этого заморского чудища на известном мне и обобщенном материале.
Ключ в понимании крайне отрицательного отношения к пиар состоит в том, что они (пиар — от англ. public relations (PR) — «связи с общественностью»), в соответствии всем известным определениям, призваны так или иначе управлять, руководить нами со стороны неких организаций* финансовых, коммерческих, общественных, политических и т. д. То есть в полном виде пиар есть связи организаций с общественностью. А поскольку во всемирном масштабе мы переживаем сейчас процесс глобализации (американизации), то, логично предположить, инициаторы и проводники глобализации, глобализаторы, будут стремиться прикрыть любую организацию, мешающую проводимой ими грандиозной операции или перекрыть ее связи с нами.
Вырисовывается громаднейшая и отвратительная пирамида организаций, отвечающих духу глобализации-американизации. На самом верху ее — недреманное око, организации вдохновителей, наблюдающая за всем процессом. Чуть ниже — элитарная организация финансовых олигархов, проводящая вселенскую перестройку. Ну, а ниже: транснациональные компании, фирмы разного рода, политические и общественные организации, организации представителей средств массовой информации, массовой культуры, образования, секты разного рода и т. д.
Ученые мужи, обслуживающие такие организации, называют в качестве пиар-образцовых организации, которые, не стесняясь, крадут у народа и врут народу. Есть доход у организации — значит, все о? кей.
Содержание пиар, конечно же, все та же реклама. Она является идеологической и социально- психологической составляющей, подпорками глобализации, без которых последняя невозможна. И только кажется, что суть глобализации и неразрывно связанной с ней рекламизации сугубо финансовая, экономическая, коммерческая и т. п. В гигантской пиаровской фабрике-пирамиде, в невидимой башне смерти, и во внешнем влиянии ее на нас пытаются переделать людей в обслугу «золотого миллиарда».
Суть, определяющая цели глобализации и рекламизации, — борьба за души людей, за душу каждого из нас. И, видимо, Д. Сорос, один из закоперщиков глобализации, финансирующий перестройку в 1990-ые тт., начал новый раунд этой борьбы. Свидетельство тому размещенные (май-июнь 2006 г.) в вагонах метро и на остановках общественного транспорта пиаровские плакатики и рекламки такого содержания: рядом с добродушной физиономией Д. Сороса в бухгалтерских очочках презентация личности — «В 1992 г. Джордж Сорос заработал 950.000 долларов на падении английского фунта стерлингов к доллару США. (Из книги В.А.Тарава «Играть на бирже просто?!) Как? Узнан на открытом семинаре Международной Академии Биржевой торговли ФОРЕКС КЛУБ Foref Club «; здесь же телефон для связи и попутно-«Книга в подарок».
Судя по местам размещения рекламной гадости пиразматики обращаются к самым обыкновенным соотечественникам, к нам, а не к новым жителям Рублевки, и хотят вызвать у нас уважение к Д. Соросу, восхищение им, научить нас зарабатывать как он. Однако вид деятельности, в результате которой Д. Сорос умножил свой капитал почти на млрд. долларов, в народном понимании и оценке, к работе никакого отношения не имеет (чтобы убедиться в этом, достаточно открыть знаменитый словарь В.И.Даля на слове «работа» и прочитать все, что там написано). Соросизация капитала относится к виду игры, причем грязной. Мгновенное перемещение громадных сумм, и, как результат, очередная «революция», — одно из средств глобализации. Потому-то с именем Д. Сороса связывают и современную трагедию Грузии. И потому-то вовсе не беспочвенны предположения о еще одной попытке соросизации России.
В лучшем случае, взяться за соровский пиар составители и распространители рекламки могли из-за безответственности, незнания, непонимания, что такое глобализация и рекламизация (хотя В.А.Таран и «сотрудники» упомянутой Академии, скорее всего, люди знающие).
Рекламизация
Так уже получилось, что, кажется, я и являюсь автором слова-термина «рекламизация», почти три десятилетия лет назад в одной из своих книжек пытавшийся предупредить читателя о бедах, которые принесет нашей стране реклама, начавшаяся ломиться к нам с Запада, и раскрыть содержание соответствующего понятия. Несколько лет назад меня даже попросили написать статью под таким названием для солидной энциклопедии. Каково же было мое удивление, когда вместо своей статьи я увидел в издании статью совсем другого автора совершенно иного, мило «объективного» беззубого содержания. Может быть, считающие себя всесильными пиразматики-рекламисты и посоветовали сделать замену. Может быть, составители энциклопедии состорожничали. И, видимо, удивляться-то нужно было, если бы замена не состоялась.
В рекламизации реклама претендует на нечто большее, чем необходимое нам объявление-справка о действительных качествах товара или лица, и начинает выполнять задачи внушающе воспитывающие. И здесь рекламному тексту свойственны только ему присущие особенности. В нем все подчиняется созданию у нас одномерного, идеального представления об объекте: среди подобных — «единственный, лучше всех» или вообще «единственный в своем роде».
Все, что входит в такую рекламу, подчинено одной цели, является носителем одноцелевого содержания, направлено на формирование единственно благоприятной для нас оценки рекламы в пользу ее «героев». Вне зависимости от того, какое историческое время представляет реклама, все служит сиюминутным интересам пиразматика.
Рекламе, и это очевидно, свойственно круговое, не разомкнуть, движение ее «героев», зацикленных в пространстве и времени. Все «герои», будь то стиральный порошок или кандидат в президенты, бегут «по кругу» и только «сейчас». Клише искусственной, специально выдуманной ситуации. По замыслам пиразматиков, оно должно быть пересажено в наше сознание и побудить нас действовать в соответствии с пиразматичекими целями. Они могут относиться к любой сфере общественной жизни или идеологии, тематика рекламы бесконечно разнообразна. Главное же — здесь направленно тиражируется шизоидное сознание. «Манипулирование», «контроль», «воздействие на сознание» из привычного профессионального обихода рекламистов, как практиков, так и теоретиков. По сути это, денно и нощно, духовный терроризм.
Не имеет значение и то, чем объявляет себя реклама, в каком обличье она выступает: она может быть названа «художественным фильмом», «шлягером», «документальной повестью» и т. д., претендовать на полномочного представителя всей культуры человечества. Непререкаемый авторитет для пиарщиков-рекламистов М Маклюэн прославился своими «научными» поп-лозунгами: «Реклама — вот искусство нашего времени», «Культура — наш бизнес».
Процесс захвата рекламой все больших областей культуры опережает процесс глобализации (понятно: «людишек» нужно подготовить), и он настолько масштабен, что уже противостоит другой значительной тенденции, которую наш замечательный ученый М.М. Бахтин называл романизацией, связанной с утверждением классических, национальных традиций в развитии культуры. Романные тексты — противоположность рекламным. Им свойственны многомерность, симфоничность, соборность, открытое, по спирали, развитие отношений между героями, органичная связь времени действия с «большим временем».
Рекламная форма действительно равнозначна работе шизоидного сознания, в котором информация циркулирует как по безнадежно замкнутому кругу. Романная форма, наоборот, отвечает нормам сознания здоровой, духовно богатой творческой личности. Конечности рекламных клише противостоит бесконечность романной спирали.
Конечно, при выполнении определенных требований создания реклама может «прорваться» в романную зону, чему свидетельство лучшие образцы экологической и социальной рекламы, но это, увы, исключение. Рекламизация все больше, бесцеремоннее и жестче вторгается в романную зону классической культуры, пытаясь подчинить ее и заставить служить целям глобализаторской пропаганды.
Культурологическая пропаганда
Даже сам термин «пропаганда» получил широкое распространение в период первой мировой войны вместе (!) с рекламными (политическими) операциями-сериалами, о чем американский рекламист Д. Крилл с гордостью рассказал в книге «Как мы рекламировали Америку» (1920 г.). Нынешние пиразматики ушли далеко «вперед»: они стремятся превратить всю культуру в глобализаторскую пропаганду, служащую американизации.
Все чаще и чаще в процесс рекламизации вовлекаются явления культуры, которые изначально, заданно никак не связаны с рекламой и объективно направлены против нее. Явления культуры превращаются в свою противоположность, становятся частью культурологической пропаганды. Именно в рекламе наиболее полно представлена культурологическая пропаганда Для достижения определенных целей в продаже продуктов, в развитии политической или иной ситуации используются классические музыкальные, литературные произведения, живопись, архитектура, фольклор, мультфильмы и т. д. Вот, например, на бутылке 0,7 л представлена смородиновая водка так: Ivan КА LI ТА (!) на фоне храма (!); под изящным овальным портретом П.И. Чайковского (!) текст — «классик ВОДКА Чайковский Смородиновая Музыка Чайковского, имеющая глубокую связь с русской культурой, отражает ее красоту и лиричность. Симфонии, оперы, балеты Чайковского известны всему миру. Водка «Чайковский», чистая и превосходного качества, имеет вкус подлинного русского гостеприимства. Изящная и нежная мелодия чистоты -это водка «Чайковский»; на обратной стороне, напротив овального портрета, изображение балерины-маленького лебедя, с выходом из другого овала, и ниже — «CLASSIC VODKA Tchaikovski (прописью — видимо с намеком на подпись самого П.И.Чайковского) Black Currant Distilled and Bottled in RUSSIA Произведено и разлито в России». Под пробкой — знакомый маленький лебедь «CLASSIC VODKA Tchaikovski «. Или вот еще: на глянцевой обложке шикарного рекламного издания «Супербрундинг» в контурах всемирно известной русской матрешки налепили множество названий фирм. Совсем сбрэндили ребята.
Существует набор приемов («методов») культурологической пропаганды: сокращение текста (например, «адаптация» «Войны и мира» Л.Н.Толстого или «Тихого Дона» М.Н.Шолохова), добавление в текст чужеродных частей (вспомним разухабистое искажение классического оперного наследия, чеховских пьес, рекламу «Белый орел», «новейшее» исполнение старых прекрасных песен и т. д., и т. п.), неконцептуальное цитирование (вырывание фраз, цитат из общего свода суждений автора или изоляция текста от общего конкретно-исторического контекста, — например, в выступлениях наших эстрадных «комиков), включение всего текста или его частей в искусственный контекст и т. д., — полученные, по существу, новые тексты выдаются за исходные.
В любом случае, уже объективно, культурологическая пропаганда ложно интерпретирует исходные нерекламные тексты, явления культуры, представляющие прежде всего великое классическое наследие, лучшие традиции в национальных культурах разных народов. Пиразматики могут «чуть-чуть» затронуть или «чуть-чуть» уточнить исходные «точки зрения», «ракурсы», не затрагивая структуру текста в целом, но в итоге изменить все его влияющие на нас особенности (среди них — этичность, полнота, достоверность, своевременность, доступность, представительность).
В условиях так называемых «электронной революции», «информационного общества», служащих глобализации, модернизация классического наследия национальных культур особенно опасна, она нивелирует их, не только вовлекая, но и превращая в массовую культуру. И вместо равноправного культурного обмена, то есть диалога между национальными культурами, наблюдается культурологическая интервенция средств массовой коммуникации транснациональных компаний, навязывание лишенной национальных корней «модели культуры», монологизм этой модели, денационализация и уничтожение национальных культур.
Противостоять культурологической пропаганде можно только в условиях действительного национального суверенитета, уважения традиций и обычаев каждого народа. Ведь история человечества есть совокупная, соборная история разных стран и народов, единство мировой культуры также есть соборное единство национальных культур, — высшим критерием оценки их исторического развития является нравственная мера, совесть, то, что как раз и является пустым звуком для глобализаторов всех уровней.
Для того чтобы взаимодействие культур не превратилось в культурологическую пропаганду пиразматиков, нужно «нравственное присутствие», совестизация, проверка «на совесть» каждого текста, включенного во взаимодействие. То есть такое взаимодействие по своей природе также является частью духовно-нравственной культуры, делом всего народа. Ядром духовно-нравственной культуры нашего народа является православие. Ведь именно православная вера, как хранительница ортодоксального христианства, определяла и определяет главное в нашей культуре. Поэтому основной удар глобализаторов и представляющих их интересы пиразматиков направлен, в первую очередь, против нашей веры.
Соратники «небесных рот»
Пиаразм бездуховен, безнравственен уже изначально, по природе и методам. Но он бездуховен и безнравственен еще и целенаправленно. Он по свойски вписывается, мощно поддерживая и стимулируя его, не давая затухнуть, в глобальный кризис, который И.А.Ильин назвал кризисом безбожия. И зарубежные враги православия используют все средства массовой коммуникации, как «технические», так и «живые» для уравнивания православных духовно-нравственных ценностей с другими «моральными ценностями», для открытой дискредитации православия, с позиций либерально-демократического толкования свободы. Отечественного разлива пиразматики, в частности, ТВ-«соловьи» и ТВ-«сороки», стараются внести сюда свой посильный вклад.
Еще не успеет дойти до нас из США или Западной Европы мощный накат пиразматической волны в виде «художественных фильмов», издевающихся над образами, самыми дорогими для верующих православных, приравнивая Евангелие, Божественное откровение, с детективами, а иконы, «Святую Троицу» А. Рублева, рассматривая в ряду других художественных произведений, картин, как наши пиразматики уже спешат «правильно» растолковать нам содержание фильмов, подкрепляя их «научно» и «документально», непременно ссылаясь на свободу творчества художника и свободу выбора в восприятии произведений. Вообще идеал, который нам навязывают пиразматики, — некое подобие «всемирной деревни, где в мире и согласии организованно уживаются все религии и все мыслимые и немыслимые секты. И Красная площадь должна быть открыта всем, от попсы до геев.
Однако и сопротивление пиаразму растет. И не по указке сверху, а снизу, -это народное сопротивление. И только кажется, что тележурналисты — сплошь паразматики. Есть и на телевидении спасающие его честь люди.
Еще шесть лет назад, намного раньше создания известного фильма «Грозовые ворота» (его появление также примечательно) псковские журналисты в документально фильме «Небесная рота» рассказали о подвиге псковских десантников, за Родину трагически погибших в Чечне. Фильм — о единстве нашей армии и церкви.
Я смотрел фильм и думал о том, что он продолжение «огненных текстов» наших летописцев. И не он один, но и все фильмы, представленные тогда на 7-ой фестиваль «Православие на телевидении». Есть кому защищать Отечество и среди журналистов. Есть соборная журналистика. Есть журналистика, противостоящая ТВ как «храму сатаны», разрушающая его.
В негромком, скромном и как-то по особенному созвучном тому, о чем думается в лихолетье, — калининградском фильме «Трава у дома», настоятельница монастыря матушка Анн, в прошлом известная певица, с болью говорит о нашем времени, как продолжении 1370−1380-х гг. и Великой смуты. «Каждый должен стать солдатом или монахом. И защищать Родину… Конечно, не обязательно идти в монастырь, но Родину повседневно защищать, работой своей, — каждый должен…».
Уходят в небеса, к Богу, погибшие за родину солдаты. Уходят вслед за ратниками Куликова поля, народными ополченцами Смутного времени, героями 1812-го года, нашими дедами и отцами, бабушками и матерями, погибшими в 1941—1945 гг. Уходят и оставшиеся в живых. Все меньше и меньше их. И смотрим в эту даль мы. Там, в горней дали, неизвестные и малоизвестные прекрасные наши люди. Мы у них, подвижников, учимся.
Раньше я с безысходностью думал о том, как же несправедливо, бессовестно, когда в Чечне идет сражение, а наше ТВ захлебывается в бесстыжем пиаразме «новых русских», в американских фильмах о «подвигах» заокеанских суперменов, в рекламизации. Теперь думаю, и с надеждой, о сотнях журналистов, без указания свыше начавших спасать нашу соборность, наше Слово.
В том же фильме «Трава у дома» — детские голоса Ребятишек, сирот пи живых-то родителях, из детского дома с трогательным названием «Родничок», спрашивают, есть ли у них душа, а многие и не верят, что она у них есть, и не задумывались об этом. Родители никогда о душе с ними не говорили. А ведь без ребятишек нет будущего у Родины.
И соборные журналисты пытаются разбудить ребячьи сердца, и не только детские. Бьют в колокол слова. Они тоже — защитники Родины, соратники «небесных рот». Рать собирается. Звучит Слово.
«Дорогие ребята, у нас и сегодня праздник. Продолжаем учить азбуку…»