Православие.Ru | Протоиерей Артемий Владимиров | 22.06.2006 |
— Священник смотрит на людей не холодным взором обозревателя, профессионального психолога, отмечающего интересные факты и случаи; он не скользит по лицам равнодушным глазом обывателя, но старается смотреть на подростков глазами их родителей, а стало быть, принимает к сердцу беды, драмы, трагедии человеческие. В отличие от обычного человека, ощущая за спиной «крылья священства», батюшка всегда помолится о приходящих к нему, либо о тех, за кого родственники просят пастыря помолиться и, если можно, вызволить из беды.
Нам, иереям, открываются судьбы подрастающего поколения под знаком вечности. «Жизнь — это миг между прошлым и будущим…». Земная жизнь — это выбор между светом и тьмой, вечной полнотой и радостью бытия, спасением во Христе и вечным мраком, умиранием, страданием, погибелью, в отчуждении от Источника жизни — Бога. Подростковая, юношеская пора включает в себя самые трудные, самые значительные вехи судьбы человеческой… Часто эти не искушенные, не утвержденные в добре души называют бутонами, которым либо суждено завянуть на корню, либо, укоренившись в почве доброй нравственности, раскрыть миру свои прекрасные соцветия. Это время поистине судьбоносно. Его можно назвать залогом, началом победы или поражения, в зависимости от того, что возобладает над душою: добро или зло, служение Богу и Отечеству, либо прислуживание, обслуживание собственных страстишек и порочных навыков. Таким образом, священник, общаясь с подростками, видит поле сражения и всеми силами души желает этих еще необученных солдатиков уберечь, обучив стратегии и тактике духовной жизни; вооружить верой, надеждой и любовью и, если потребуется, повести в атаку для взятия твердыни следующего этапа жизни, когда душе преимущественно должно будет отдавать, а не приобретать. Правда, священник как офицер духовной гвардии может счесть целесообразным вместе со своими питомцами обороняться, отстреливаться, открещиваться от вылазок дерзкого врага. Я разумею те искушения, соблазны и пороки, которые представляют сегодня главную опасность для подросткового возраста…
— Как вы считаете, почему у некоторых подростковый период проходит легко, у других же оборачивается жизненным переломом, даже революцией?
— Наблюдая за школьниками светских и православных учебных заведений, за формированием личности наших приходских ребятишек, которых знаешь сызмальства, не рискнул бы сказать, что сегодня найдется хотя бы один отрок, который не испытал бы на себе тяжести и жесткости нашего времени. Есть даже характерное выражение — «болезни роста». Врачи-физиологи, терапевты назовут вам определенные признаки возрастания, созревания телесного организма, и мало-мальски опытный воспитатель может определить, по неуклюжей, угловатой, медвежачьей походке или каким-нибудь характерным прыщикам на лице, примерный возраст внезапно вытянувшейся каланчи, вчерашнего мальчика-с-пальчика. Если так обстоит дело на телесном уровне, то конечно же и душа, незаметно раскрывающая свои свойства (умственные способности, эмоции, волевое начало), в подростковом возрасте ведёт себя совсем не ровно. Однако ребенок, согретый полнотой родительского внимания, зиждущегося на православных принципах воспитания, вспоенный и вскормленный Матерью Церковью, окруженный единомысленными сверстниками, обретший в своей собственной семье все необходимое для его, подростка, становления, (а нынче такую семью встретишь не часто), конечно же гораздо спокойнее, мудрее и взвешеннее, я бы сказал, рассудительнее, будет воспринимать самые разнородные жизненные явления, реакции его будут сбалансированными, он не расстанется совершенно с той гармонией, мирным и радостным состоянием души, которое характерно бывает для чистых, хорошо воспитанных, согретых родительской любовью детей. Напротив, все, что не дополучил малыш в нежные годы, все скрытые язвы его души обязательно проявятся и обнажатся в полной мере в переходном возрасте. Думаю, что особенно много мог бы сказать по этому поводу, делясь своими наблюдениями, православный врач-психолог. Сегодня большинство детей носят в сердце какую-то тайную драму, иногда невысказанную, невыплаканную, но загнанную глубоко внутрь трагедию. У кого-то это изначальная обида на равнодушный к нему мир взрослых, у кого-то — страх перед агрессивным и жестоким миром, не сулящим, не обещающим юному существу ничего, кроме новых напастей и отрицательных эмоций. У иного — разлом, разлад, раскол между умом и сердцем, по причине непрекращающихся столкновений между отцом и матерью, которых святой Феофилакт Болгарский, толкуя Новый Завет, называет «домашними божествами». Как часто сегодня дети становятся жертвой неумелого, сырого «благочестия», выражающегося более во внешнем стремлении родителей вырастить праведника, притом что внешние строгости и словесные табу, запреты часто находятся в отрыве от сердечности, радушия, умудренности, легкости сердца родительского, преимущественно свидетельствующего о духе Православия. Революция имеет место в тех случаях, когда пружина детской души была сдавливаема авторитарным обращением взрослых: выйдя из периода вынужденного послушания, личность юноши уподобляется жеребцу, уже не сдерживаемому никакими поводьями и привязями. Во всяком случае, мы, священники, педагоги, родители, воспитатели, должны заблаговременно составить понятие о болезненных исканиях подросткового возраста, представлять себе особенности телесного созревания, что прекрасно изложено в книгах православных антропологов, психологов, писателей. Мы должны приготовиться ко многим странностям, чудачествам, трудностям, несообразностям в поведении наших детей, едва лишь только они выйдут из счастливого и спокойного детства.
— Подросток часто легко поддается влиянию сверстников. Плодами такого влияния является курение, алкоголизм, наркомания. Как уберечь ребенка от этого?
— Это глубокая тема, хорошо изученная специалистами, православными психологами и врачами. По определению святителя Василия Великого, человек — это животное общественное. Подростки как никто тяготеют к дружественности, общению со сверстниками. Оказавшись в подобной среде, каждый из юнцов пытается обрести в команде свое место, и мы, взрослые, должны бы заранее, общаясь с маленькими детьми, освящать их ум и сердце теми нравственными понятиями, на которых зиждется здоровое и полезное общение. Для христианина неприемлемо добиваться авторитета силой, а уважения (всегда мнимого) — посредством агрессии.
Православный отрок должен заблаговременно осмыслить такие темы, как «Богатство и бедность»; «Родительский авторитет» (который может носить совершенно внешний характер и основываться только на материальном благополучии). Если мальчик не очень развит физически, как важно заранее предохранить его от незавидной роли того мультипликационного шакала, который был неотвязной тенью Шерхана, подголоском этого царя джунглей. Действительно, личность ломается, уродуется подхалимажем, уступчивостью в отношении злой порочной инициативы, лицемерным одобрением безнравственных поступков так называемых неформальных лидеров. Психологи говорят, что детям страшно и неуютно быть белой вороной, а тем паче белой лебедью. Чувствуя давящую обезличивающую силу коллектива, настроенного не на мажор, не на спокойный и мирный аккорд, а на рваный, пугающий своей эксцентрикой ритм гордыни, злобы и похоти, маленький человечек поневоле хочет переменить окраску, слиться с окружающим миром, дабы не вызывать на себя огонь, не быть объектом постоянных насмешек, злобы, издевательства — ведь это жребий того, чей образ мысли и жизнь отличаются от окружающих. То, что под силу не всякому взрослому, оказывается непомерным подвигом для десятилетнего отрока! Вот почему оказывается справедливой пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому мы можем сформулируем важное для нас педагогическое теоретическое положение: Среда не определяет, но влияет на человека, и иногда могущественным образом. Апостол Павел дает ценнейшее указание родителям и педагогам в отношении хрупкости нравственного устроения отдельно взятой личности: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор, 15, 33). В этом смысле, «один в поле не воин»! Нужно обладать исключительной ясностью сознания, силой воли, незыблемыми нравственными основами бытия (а кто похвалится нынче из наших подростков таким богатством?), чтобы, противостоя своим нравственным примером темной упругой среде, выживать и укрепляться в этом противотоянии…
Какой же можно дать совет? Например, следующий: «Доверяй, но проверяй!». Часто священники сталкиваются с весьма интересными явлениями. Матери бывают излишне высокого суждения о нравственном состоянии собственных детей, особенно девушек, говоря: «Кто, кто, а моя девочка не способна ни на какие глупости или неприличности». Но зачастую оказывается, что это совсем не так, а потому приходится делать слишком позднее и потому неприятное открытие о зазорном поведении дочери. Заметим, что, прежде всего, личность самих родителей, образ их жизни являются определяющими в данном вопросе. Если сердце матери сроднилось с живой верой, жертвенной любовью, примеры которых с детских лет видят дети и которыми они бывают покорены, воодушевлены, воспринимая их как программу к действию, — это одно. Совсем другое — скрытые пороки, нажитые и неизжитые страсти, являющиеся для родителей своего рода отдыхом или, как говорят, способом расслабиться в нашей напряжённой жизни. Чему же удивляться? «Яблочко от яблони откатывается недалеко». Сегодня окружающая среда, как никогда, враждебна в отношении милых детей. Помните, в книге Откровения есть образ багряного дракона, древнего змия, который притаился, готовясь пожрать младенца, рожденного таинственной Женою с крылами за спиной (см: Откр, 12). Вот почему родители ныне должны напоминать таких многоочитых херувимов, имеющих очи не только спереди, но и сзади и даже внутри них самих. Почему? Потому что сегодня никто и ничто не помогает нам в делах воспитания. Парадокс, но даже школа может быть в наши дни рассадником пороков, и притом, самых страшных. Счастлив ребенок, если он имеет старшим другом православного пастыря безупречной нравственности, если отрок с детских лет познал, ощутил, воспринял свет и тепло, исходящие от Матери Церкви, а храм стал ему отчим домом. Но, к сожалению, все перечисленное еще не дает гарантии, что отрок не совратится с прямых путей Господних. Вот почему совесть отца и матери подсказывает им ежедневно вверять своих чад покрову Пресвятой Девы Марии, призывать святых, и, прежде всего, чудотворца Николая, архангела Михаила, небесных покровителей, именем которых названы наши дети, на помощь, защиту, незримое участие в жизни подростков.
Всем известна поговорка: «У занятой пчелы нет времени для скорби». Не случайно же наш народ называет лень матерью всех пороков. Нам хотелось бы особенно похвалить тех родителей, которым удается умело спланировать режим дня своего ребенка, продумав его досуг так, чтобы было с ним по известным выражения: «Делу — время, потехе — час»; «Сделал дело — гуляй смело». Впрочем, сегодня вопрос о гулянии заслуживает особого внимания, ибо улица, открывающая доступ к подростку самых разных лиц, представляется нам мутным потоком, селем, который может и в буквальном, и в переносном смысле украсть нашего ребенка за горы — за долы…
Продолжение следует…