From-ua.com | Виктор Анисимов | 22.06.2006 |
…в Киеве 18 июня 1681 года в семье мещанской, но вполне духовной для того, чтобы родители решили отправить своего отпрыска на учебу в Киево-Могилянскую академию. Они и не подозревали, что готовят будущего руководителя не только самой академии, но и фактически всей русской православной церкви!
После окончания учебы отличника отправили в Польшу, где тот познавал основы униатства и католицизма во Владимире-Волынском коллегиуме, натаскивал себя в теологических спорах и философии. Прокопович даже успел поучиться в Римском иезуитском коллегиуме святого Атанасия.
В 1702 году Прокопович возвращается в Киев. Грамотного и неординарного монаха пригласили читать поэтику, философию и риторику в Академии, где он постригается в монахи под именем Феофан. Там же монах-преподаватель стал первым в Украине автором курса математики. Кроме того, он был личным другом киевского губернатора Дмитрия Голицына.
А всего через 9 лет его назначат ректором. Прокопович действительно и заслуженно считался одним из самых образованных людей Украины. Именно он, а не выдаваемый сегодня «вселенским грамотеем» Мазепа…
Мазепа нам не товарищ
Как лицо весьма высокого сана, Прокопович, естественно, вступал в отношения с тогдашним еще гетманом Иваном Мазепой. Говоря по-современному, Мазепа немного финансировал гуманитарные проекты академии и поэтому довольно часто встречался с Прокоповичем — единственным ученым-энциклопедистом не только в Украине, но и наверняка во всей Российской империи.
В те годы, когда гетман еще не замышлял ничего дурного и не намеревался отступать от клятвы, данной на Евангелии, в среде духовенства он был своим. По слухам, свою поэму «Владимир» Феофан Прокопович посвятил именно Мазепе.
Прокопович действительно часто упоминал имя гетмана, но было это как раз до известной истории с иноземным королем-протестантом, которого неожиданно решил взять в союзники герой современной «десятигривенки».
В отличие от Мазепы, Орлика, Герцика, Войнаровского и всей кучки любителей шведского престола, Прокопович был истинно православным и не мог изменить обету, вере и клятве. Поэтому он остался на стороне Петра.
Император же после Полтавской баталии сразу махнул в Киев. Ну, там Лавру посмотреть, помолиться, Господа поблагодарить. В Киево-Могилянской академии он встретился с ректором Феофаном Прокоповичем, который и выступил перед сознательными городским людом со спичем о «преславной над войсками свейскими победе». Что и говорить, умел человек глаголить.
Птенец гнезда Петрова
В 1716 году Прокопович по личному приглашению Петра едет в Петербург. Царь-батюшка нуждался в опытном, проверенном и преданном теософе. Он задумал реорганизовать церковное управление — ликвидировать патриаршество и ввести Синод, а для такой миссии был необходим настоящий ас.
В 1718 году Прокопович становится епископом Псковским, уже проводя императорскую линию. Теоретическое обоснование церковной реформы Прокопович описал в своем трактате «Духовный регламент». Именно в нем он еще и развил идеи просвещенного абсолютизма, которым после прославилась императрица Екатерина Великая.
Через пару лет Прокоповича назначают вице-президентом Священного Синода. А президентом был тоже украинский выходец — Стефан Яворский, который, по словам известного канадского исследователя антироссийского украинства Орэста Субтельного, «был ярым противником церковного реформирования». Вот так, либо Субтельный — такой историк, либо Петр назначал во главу Синода противников своих преобразований.
Будучи умнейшим и дальновидным человеком, Феофан разглядел в «замыслах петровых» большое будущее. И он был одним из первых, кто эти замыслы осуществлял.
Прокопович был одним из инициаторов создания Российской Академии наук и возглавлял так называемую «Ученую дружину» — куда кроме него входили А. Кантемир, В. Татищев. Именно Прокопович вел в российские научные исследования интенсивное применение микроскопа и телескопа.
Он оставил потомкам серию блестящих философских и исторических трудов «Слово о власти и чести царской», «Правда о воли монаршей», «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии». Разносторонние интересы и энциклопедические знания проявлялись практически во всем. Прокопович, сугубо сухопутный и гражданский человек, даже написал предисловие к морскому Уставу!
Как человек обеспеченный, Феофан не чурался благотворительности и меценатства. Он основал под Петербургом Кароповецкую школу для детей-сирот и бедняков, написал и издал «Краткую книгу для обучения отроков», оставил после себя огромную коллекцию картин (170 полотен) и крупную библиотеку — 30 тысяч книг.
Свою жизнь Прокопович закончил в чине архимандрита новгородского. Он скончался в 1736 году и был похоронен в Софиевском соборе Новгорода.