Друг для друга | Марина Крапивная | 21.06.2006 |
Жизненные невзгоды сублимировал в творчество
ТЯга к творЧеству появилась у Василия с детства, хотя профессию хотел выбрать сугубо техническую. Большая и крепкая советская семья Беляковых — мать, отец, три дочери и сын — жила в Средней Азии, в Коканде. Сперва маленький Вася, как все тогдашние мальчишки, мечтал стать космонавтом, когда подрос — летчиком-испытателем, как дядя. Тем более что родственник обещал составить мальчику протекцию при поступлении в летное училище. Но осуществить мечты не удалось. На семью внезапно обрушились несчастья: умер отец, затем дядя. 14-летний Василий стал единственным мужчиной в семье. А тут — развал Союза, смутное время, война и гонения на русских в Средней Азии.
«Переживаний было много, навалилось все и сразу, — говорит Василий. — Еще сестре операцию сделали, надо было уезжать в Россию. Об учебе пришлось забыть, начал работать, чтобы кормить семью. Свои переживания я сублимировал в творчество».
«Еще в детстве Вася пробовал делать все своими руками, — рассказывает мама художника, — держать инструмент научили в школе. Сделать швабру, табуретку не было проблемой-то, на что многим требовались несколько занятий, он делал за один-два урока. А потом стал более сложные вещи создавать. Мальчиком рос любопытным. Увидит какую-нибудь необычную поделку — и сразу пытается что-то подобное смастерить. Посмотрел фильм „Каникулы Кроша“, — начал делать нэцке. Много рисовал, выжигал по дереву».
В Железногорск Беляковы приехали в 1995 году. Василий устроился вести кружок детского творчества. Здесь началась новая жизнь: радушно встретили, помогли с работой, дали жилье. Сейчас Василий работает на одном из самых престижных предприятий региона — «ГОТЭКе».
Миллион стежков для Путина
«Кое-кто поругивает президента, а я хочу выразить ему благодарность, — говорит Беляков. — Как только он пришел к власти, вышел закон о вынужденных переселенцах, и мы сразу почувствовали заботу государства о себе. Получили квартиру, не стали чужими здесь. Поэтому одну из своих работ — вышитую икону Божьей Матери — я посвятил Путину. Настоятель нашей церкви обещал помочь через епархию передать ее в Кремль».
Иконы Василий начал вышивать спонтанно. Первую сделал, когда тяжело болела сестра. Просто озарение нашло, взял в руки иголку, нитки и начал класть стежки, в буквальном смысле, как бог на душу положит. Вышивал, как рисовал, будто накладывая на картину мазок за мазком. Глаза у святых на иконах словно у живых людей. До тонкости переданы свет и тени. Позже, когда иконы из ниток увидели искусствоведы, то заявили Василию, что его техника вышивки напоминает старинную «славянскую гладь», считавшуюся утерянной. Именно в таком стиле вышита надгробная пелена Серафима Саровского.
Выставку вышитых работ Белякова делали в железногорском музее. Приехавшая в город делегация иностранцев хотела купить его работы, притом за хорошие деньги. Для семьи было бы неплохое подспорье. Но «медвежью услугу» мастеру оказал кто-то из сопровождающих делегацию: сказал, что могут возникнуть проблемы с вывозом работ за границу, и сделка не состоялась. «Когда забирал вышивки из музея, — вспоминает Василий, — заведующая отдавала их с большой неохотой, говорила: «Может, пусть еще побудут. С ними так светло и спокойно на душе». Похоже, такую силу иконам может придать только истинная вера.
Василий вышивает не только иконы. Одна из его работ — «Агония судьбы» — напоминает сюрреалистические картины Сальвадора Дали. «Вот этот храм без окон и дверей — душа, — поясняет художник, — эта лестница означает деньги и карьеру, глаз в прицеле — судьба, женщина на заднем плане — соблазн и любовь… Хочу поработать с нитками в портретном жанре, есть идея вышить Джоконду и портрет Иоанна Павла II. Дело очень кропотливое. Нужно положить минимум 5−7 слоев, а это около миллиона стежков. Самая большая моя работа заняла 8 месяцев».
Мини-скрипка попала в Книгу рекордов России
Настоящую славу Белякову принесли его миниатюры. Первая мини-скрипка длиной 2,7 сантиметра была подарком жене — на ней даже написано «Натали». Такое же имя носит изящный парусник, собранный в бутылке. Шхуна была подарена, когда Василий с Наташей считались женихом и невестой. «Денег на дорогой подарок ко дню рождения особенно не было, а я хотел преподнести что-то оригинальное. Трудился над парусником долго. Пинцетом нужно было вставлять каждую детальку в бутылку, склеивать, покрывать лаком. Идея имела бурный успех, — смеется мастер. — Одна из родственниц Наташи, помню, сказала мужу: «Мы уже 50 лет вместе живем, а ты мне хоть бы раз что-то подобное сделал!» Сейчас у Беляковых растет 5-летний сын — Владик. «Если у него будет интерес, научу всему, что сам умею», — говорит Василий.
Идея создать струнный музыкальный инструмент в миниатюре пришла Белякову внезапно. В гостях у кумы увидел скрипку. Внимательно изучил конструкцию, замерил параметры, сделал чертежи, уменьшил размеры в 40−45 раз и приступил к работе. Струны и «тетиву» смычка сделал из волос сына. Человеческий волос, по словам Белякова, идеально подходит для воплощения таких миниатюр, его толщина — всего несколько микрон. Сложность работы в высокой точности. По словам умельца, когда делаешь миниатюру, даже малейший сбой дыхания может привести к браку, ритм дыхания приходится подстраивать к движениям рук.
Миниатюрной скрипкой заинтересовались журналисты НТВ. Приехали в Железногорск со съемочной группой, и Василий стал известен на всю страну. Его имя занесли в Книгу рекордов России.
— Премию получили?
— Нет. Даже не знаю, полагается ли. Кроме того, слышал, что все, кто попадают в Книгу рекордов России, автоматически заносятся в Книгу рекордов Гиннесса. Но неизвестно, попал ли я туда.
За первой скрипкой появилась другая, на 3 миллиметра меньше, затем — 3-сантиметровая балалайка.
«Мечтаю открыть свою школу-студию, — говорит Беляков. — Но на это нужны средства. Сейчас думаю, как бы устроить выставку-продажу в Германии. Друзья говорят, там подобные вещи котируются высоко. Надеюсь, это поможет сделать не только имя, но и деньги для воплощения моих идей. Обивать пороги чиновников и спонсоров для меня мучительно».