НГ-Религии | Татьяна Ульянкина | 21.06.2006 |
В истории русского храмового зодчества за рубежом немало непрочитанных страниц. Архитектор Роман Верховский, потомок Рюриковичей, один из тех, чье имя по праву должно остаться в анналах Европы и США.
Первые русские эмигранты внесли большой вклад в строительство и архитектуру европейских стран, их культуру и искусство. Что касается Соединенных Штатов Америки, то сюда в начале 20-х годов прошлого века из России эмигрировала большая группа архитекторов, в том числе Г. А. Керн — крупный специалист по садово-парковой архитектуре, архитекторы О.Н. Иваницкий, Н.В. Васильев, храмостроители Р.Н. Верховской, С.Н. Падюков и др.
Наследник варягов
О Романе Николаевиче Верховском — архитекторе, скульпторе и художнике в России практически ничего не известно, хотя созданные им за рубежом монументальные памятники и храмы относятся к числу мировых шедевров.
Верховские — древний русский дворянский род, владевший поместьями в Галичском уезде Костромской губернии с конца XVII века. По семейным преданиям, по женской линии этот род происходит от Рюрика. Сам Роман Николаевич в переписке иногда напоминал о своем аристократическом происхождении, но, как правило, с большой долей иронии, называя себя «потомком древних князей феодального периода».
Он родился 10 февраля 1881 года в Минской губернии. В 1901 году поступил в Императорскую Академию художеств в Петербурге по классу художественной архитектуры. В 1911-м за проект «Дом Русского посольства» получил звание художника-архитектора.
Несколько лет Р.Н. Верховской служил в должности архитектора в канцелярии российского правительства. Хотя он и был освобожден от воинской повинности, в годы Первой мировой войны добровольцем пошел на фронт, служил в действующей армии, был произведен в офицеры и получил несколько боевых наград. С началом Гражданской войны Роман Верховской воевал на стороне Белой армии. В 1920 году ему удалось эмигрировать в Югославию.
Взлеты и падения
В Югославии Верховской стал участником и победителем нескольких конкурсов. В 1925 году он выиграл конкурс проектов памятника «Защитникам Белграда», и жюри, утвердившее его проект, поручило ему эту постройку. На открытии памятника король Югославии Александр наградил Верховского национальным орденом. В 1935 году Верховской построил в Белграде еще один архитектурный ансамбль, «Памятник Русской славы», — гробницу для восьмиста русских воинов, павших на Балканах. Он воздвигнут на русском участке Нового православного кладбища в Белграде и представляет собой пятиметровую фигуру ангела с мечом, стоящего на высоком постаменте цилиндрической формы; в середине постамента изображен крест, украшенный двуглавым орлом, а у подножия — фигура русского воина.
В 1937 году Верховской переехал в США и поселился в Нью-Йорке. Особенностью его деятельности в США стал «уход» в храмостроительство. Здесь он практически не занимался гражданским монументальным искусством, как ранее в Югославии, — все его творчество было подчинено одной задаче — проектированию, строительству и росписи православных храмов. К тому времени в США наметился серьезный кризис в православном храмостроении.
В апреле 1941 года Верховской был назначен архитектором-художником Митрополии Русской Православной Церкви Заграницей в Северной Америке. На этой должности он разрабатывал проекты строительства храмов, часовен, иконостасов, занимался церковной росписью.
Архитектор положил много сил на борьбу с упадочностью православного храмостроительства в Америке. Нельзя сказать, что у него было много сторонников — большинство православных храмов создавалось на деньги русских эмигрантов, которые не в состоянии были оплачивать дорогостоящие проекты.
Обращение его к известным общественным деятелям русского зарубежья также не всегда находило понимание. Приведем лишь один пример. В одном из писем директору Толстовского фонда Александре Львовне Толстой архитектор писал: «примеров увечия русских храмов Америки так много < >, что виновников, ответственных за это, весьма мало назвать только «слепорожденными». К сожалению, на это письмо не откликнулись.
В начале 1940-х годов в нью-йоркской газете «Россия» появилась статья магистра Колумбийского университета (Нью-Йорк) Житкова «Несколько слов о русском зодчестве». В ней автор описал ситуацию с православным зодчеством в США и ролью Р.Н. Верховского в его революционном преобразовании.
Работы последнего Житков назвал «новым словом русского зодчества». Вот несколько выдержек из этой статьи: «В Америке большинство русских храмов построено стандартно. Ужасные пропорции или вернее отсутствие их, дикие по размерам, формам и сочетаниям купола, смесь чего можно и нельзя. И вот на фоне этих кошмарных памятников русского безвременья появляется новое слово русского зодчества. < >
Обычно говорят, что гениальные проявления бывают раз в 100 лет, но Россия ждала своего национального гения в зодчестве 200 лет. И, кажется, сейчас на горизонте он появился. Зарубежной России суждено найти его; и ему после долгих исканий найти Россию, ее дух несравненной красоты, сочетания с Православием, которое стоит над бренностью и суетой жизни. Этот гениальный русский зодчий — Роман Верховской. Он всегда был большим человеком, создавшим много прекрасного. < >
Я видел его три работы, каждая из них изумительна, каждая откровение, новое слово и шаг в национальном русском искусстве. Первая уже закончена, это Иконостас Бронзвильской церкви. Он поражает своей силой, мощью, русской красотой, ювелирностью < >. изысканно — нежный силуэт нового храма Св. Владимира прекрасен — он весь полон воздушных форм устремления, передавая неземную силу, сущность и смысл Православия. Но высшее достижение Верховского это — проект нового Кафедрального собора, это что-то непревзойденное, незабываемое. Помимо передачи всей сути русской души, здесь отражен и весь путь Руси, ее истории и искусства. Внизу приземистые, сумрачные башни — кутафьи Кремлей, Китай-городов, вечевых площадей говорят о долгой тяжелой повседневной жизни, борьбе. Здесь отмечены в необыкновенном сочетании и ритме форм Псков и Новгород и ранняя Москва. И из этого основания вырастает, устремляется вверх, легкий, одухотворенный, почти мистический, как град Китеж, Храм.
Из всех талантливых и гениальных людей Верховской сейчас нам, русским, ближе всего. Он, наконец, заполнил долго пустующее место… В нем мы видим предвозвестника нашего национального возрождения. Его появление говорит больше, чем что-либо другое, о том, что процесс русского паралича на исходе. Его мы должны беречь и его Зарубежная Россия должна использовать. < >
В процессе творчества, тайна которого от Бога и так велика есть, должно быть как можно меньше помех. Но подводные камни, конечно, возможны. Я их вижу, главным образом, в форме различных комитетов и советов. Обычно они составляются из людей, мало понимающих и ощущающих искусство и красоту.
Господи, по возможности охрани от них Верховского и дай ему сказать великое слово в русском искусстве!».
Наследие мастера
В общей сложности с 1937 по 1960 г. для Американской Митрополии и Русской Зарубежной Церкви Верховской выполнил 26 храмовых проектов. Из них к 1960 году 12 проектов уже были реализованы, 8 утверждены к постройке и 6 приняты. Кроме того, он сделал по своим проектам 7 иконостасов (6 мраморных и один дубовый) и самостоятельно расписал 6 храмов.
Из объектов, построенных по проектам Верховского, особой известностью у русских и американцев пользуется храм Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле и храм Святого Владимира в Джаксоне. С этих храмов сделано огромное число открыток. Их продажа до сих пор дает огромный доход туристическому бизнесу в Америке, но сам Роман Николаевич от их продажи не получил ни цента.
Строительство большого каменного храма Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле началось после Второй мировой войны по проекту Верховского. Вскоре этот монастырь стал духовным центром всего русского зарубежья. Здесь была открыта типография, выпускающая журнал «Православная Русь» с ежемесячным приложением «Православная жизнь», церковно-философский сборник «Православный путь» и «Троицкий календарь». Его деятельность известна всему миру. 16 мая 1948 года при Свято-Троицком монастыре была основана Духовная семинария.
Из других архитектурных шедевров Верховского в США большой популярностью пользуется монументальный и величественный храм-памятник Святого Владимира в поселке Кассвилль, впоследствии переименованном в Джаксон (штат Нью-Джерси). Храм получился удивительно легким, стройным и одновременно монументальным и величественным.
Архитектору принадлежит и проект первого в США буддийского храма. Им также был создан проект русского кафедрального собора в Нью-Йорке, который по красоте, пропорциям и замыслу композиции стал эпохальным явлением в русской храмостроительной архитектуре.
Верховской делал проекты и лично расписывал не только русские, но и православные греческие, сербские и болгарские храмы. Уже в начале 1940-х годов им был сделан проект перестройки греческой церкви Святого Димитрия в Джамайке (штат Нью-Йорк), проект сербской церкви Воскресения Христова в Сюбенвилле (штат Охайо), расписан иконостас в греческой церкви Святой Троицы в Бриджпорте (штат Коннектикут) и другие.
Вот как, в частности, оценили греческие священнослужители деятельность Романа Николаевича: «Мы высоко оценили вашу необычную и оригинальную композицию иконостаса, которую Вы оживили царственными и величественными византийскими сценами.
Мы чувствуем свое моральное удовлетворение в том, что, как прямые наследники Византии, мы теперь реализуем свою национальную культуру на нашей новой родине — Соединенных Штатах Америки.
Выражая свои наилучшие пожелания в вашей дальнейшей, плодотворной художественной деятельности в нашем храме, мы просим Вас и дальше оставаться с нами».
Скорбные годы
Граф Илларион Сергеевич Ланской в своем очерке-некрологе писал, что успехи Верховского в области искусства не сопровождались материальным успехом и судьба его сложилась трагично. «Художник в душе и барин по духу, Верховской не шел на компромиссы: в своих проектах он отстаивал творческое задание и не считался с требованиями ничего не понимающих в искусстве заказчиков, а при заключении договоров не давал взятки, как это принято в деловых кругах.
Кроме того, большинство его заказчиков были русские бедные приходы или архипастыри, которые ему платили меньше американских норм, и сравнительно с ними — очень мало, а иногда и не доплачивали. При всем этом он чувствовал, что его не понимают< .> Все это он болезненно переживал, становился резким и раздражительным. В результате его стали обходить заказами, и к своим 80 годам жизни он оказался без средств и без работы, хотя был вполне работоспособен. Получаемая же им пенсия не была достаточна для оплаты квартиры-студии.
Домовладелец все время повышал плату и в конце концов за неплатеж выставил на улицу архив и все имущество Р.Н. Верховского, которому пришлось сдать все это в склад на хранение. Архитектор пытался устроиться в русский старческий дом. Но и в этом ему было отказано. Ему пришлось обратиться в американский старческий дом, администрация которого перевела его в один из штатных госпиталей на Лонг-Айленде».
Однако, судя по документам из архива Толстовского фонда, трагедия Верховского была связана не столько с материальной стороной его жизни, сколько с душевной болезнью. Была ли она наследственной или стала следствием чрезмерного переутомления и старения, неизвестно. Однако последние несколько лет жизни архитектора в Америке были сильно омрачены ею.
Большую роль в поддержке Романа Николаевича в его последние годы жизни сыграл Толстовский фонд. Его архив содержит переписку многих друзей и поклонников архитектора по поводу судьбы Верховского, его личных вещей, а главное — в отношении его бесценных рисунков и архитектурных проектов.
Они не только заботились о нем и предлагали свои услуги, в том числе частично оплату долга за хранение вещей на складе, а также предоставляли ему возможность долговременного проживания в своих домах после выхода из госпиталя.
К сожалению, окончательная судьба коллекции работ Верховского пока неизвестна. Как писал в некрологе художник граф Ланской: «За четыре дня до смерти, в коротком письме своей племяннице, он писал о «далекой, родной и несбыточной России». Он остался верен себе: последние его мысли были о России».
Автор статьи выражает большую благодарность Толстовскому фонду за возможность работы с документами фонда. Исследование выполнено при поддержке Российского научного гуманитарного фонда.