Русская линия
НГ-Религии Надежда Муравьева21.06.2006 

Незримая обитель
Разрушенный большевиками Отрочь монастырь с XIII века считался жемчужиной тверской земли

Одна из самых древних русских обителей, отрочь монастырь, давно уже не существует. Но его невероятная история до сих пор волнует сердца.

Если вы захотите отправиться в древний город Тверь, прибегнув к услугам экскурсионного бюро, то в перечне достопримечательностей обязательно прочтете: «По прибытии — обзорная экскурсия по старинному верхневолжскому городу: вы увидите Отрочь монастырь, старинную „купеческую“ застройку волжских набережных, храмы города, Путевой дворец…»

С первого взгляда, этот список ничего интересного из себя не представляет. Однако если любознательный путешественник присмотрится повнимательнее ко всем этим монастырям, храмам и дворцам, то неминуемо столкнется с одной очень любопытной деталью, а именно с архитектурным призраком.

Великолепный Отрочь монастырь, возведенный в 1260 году в честь Успения Пресвятой Богородицы, жемчужина тверской земли, находящийся в районе Заволжья, ныне не существует. Он был закрыт в 20-х годах, а в середине 30-х разрушен. Так что упоминают про него напрасно.

Если вы приедете в Тверь и переберетесь через мост на другой берег Волги, стремясь увидеть стены заветной обители, вас постигнет великое разочарование, как постигло оно и автора этих строк. Неподалеку от набережной возле обшарпанных домов вы увидите проржавевшую табличку «Отрочь монастырь». Коротко и ясно. За этой табличкой — здание, похожее на списанный в расход планетарий.

Это ныне недействующий тверской Речной вокзал, построенный на месте обители. В десяти шагах от него — скорбная каменная фигура в клобуке: по народному мнению, то ли Нил Сорский, то ли Андрей Рублев, а то ли вовсе — памятник неизвестному монаху. От когда-то славного монастыря остался один лишь Успенский собор, да и тот не в лучшем виде. В нем до 1970-х годов размещался архив областного МВД. От прежней роскоши когда-то пышного здания уцелели лишь остатки керамических рельефных изразцов.

А ведь когда-то место это было овеяно скорбной славой и легендами. Начать хотя бы с названия. Если верить древнерусской «Повести об Отрочь монастыре», основанием своим обитель обязана трагической любовной истории. Некий отрок Григорий, обманутый князем Ярославом Ярославичем, женившемся на его невесте, с горя уходит в монастырь и благодаря этому печальному обстоятельству на берегу реки Волги возникает твердыня православной веры.

Как водилось на Руси, твердыня эта стала святым прибежищем для одних и тюрьмой для других. Тверские князья под конец жизни находили здесь приют после бурного правления, здешним игуменом была написана известная «Повесть о Михаиле Тверском». Но еще более известен был монастырь своими крепкими замками и высокими стенами. В его тесных кельях томились лучшие люди своего времени: славный философ и богослов Максим Грек и святой Филипп, митрополит Московский и всея Руси.

Здесь знаменитый борец с властью, святитель и чудотворец Филипп, в миру боярин Федор Колычев, был задушен Малютой Скуратовым по приказу царя Ивана Грозного. Собственно, именно история опального митрополита Филиппа и послужила к вящей славе обители. Ссылка и убийство святителя окружила Отрочь монастырь особым ореолом.

Как известно, фигура Филиппа — одна из самых заметных в русской истории. Хотя правдолюбцев на отечественной земле всегда хватало и многие из них жизнью платили за свою смелость, мало кто был столь последователен, мужественен и стоек, как святой Филипп.

Разнузданная и лицемерная эпоха Ивана Грозного, как мы знаем, отнюдь не была колыбелью вольномыслия. Опричники с притороченными к седлам собачьими головами выкорчевывали на корню любое стремление к свободе.

Митрополит не побоялся выступить против этой стихии, а это означало пойти против жестокого и злопамятного царя. Поначалу с легкой руки правдолюбца Филиппа разгульные кровопролития было прекратились, но ненадолго. Увещевания и кроткие беседы с царем ничего не давали.

Как свидетельствуют исторические источники, в 1568 году митрополит решил в открытую выступить против непомерного произвола. 21 марта в крестопоклонную неделю в церкви, где митрополит собирался служить литургию, появился царь с толпой опричников. Хитрый царь трижды подходил к митрополиту под благословение, но тот стоял молча и неподвижно. Слова, с болью сказанные им царю, стали преданием: «В этой одежде странной я не узнаю царя православного, не узнаю его и в делах царства…

У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Мы, государь, Богу приносим бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников, о твоей бедной душе страдаю…».

Месть царя вскоре настигла Филиппа. В Успенском соборе Кремля опричники сорвали с митрополита святительские одежды и увезли в заточение. Тут-то имя тверского Отрочь монастыря и сделалось повсеместно знаменитым.

Филиппа поместили в узкую и сырую подвальную келью, где он и нашел свою смерть от рук Малюты в декабре 1569 года. Святитель за три дня предсказал свою кончину и причастился Святых Тайн.

Позже на месте гибели митрополита монахи возвели двухэтажную церковь. Прямо над подземной кельей Филиппа разместили часовню. В обитель стали приходить паломники — помолиться в святом месте.

Вообще же в XIX — начале XX в. Отрочь был процветающим монастырем. Успенский собор сиял свежей краской, смотрелся празднично и торжественно.

Ныне в нем дощатые полы, тускло-голубые стены обветшали. Правда, говорят, что где-то на чердаке собора недавно нашли икону Успения Божией Матери — несомненно чудотворную. По словам очевидцев, она обновилась сама — из тусклого образа, покрытого патиной времен, превратилась в будто только что написанный.

С моста через Волгу хорошо виден берег, где когда-то на высокой насыпи стоял Отрочь монастырь. Розовое, ветхое здание заброшенного Речного вокзала кажется неуклюжей вклейкой, грубым каменным вторжением в композицию дали — такое впечатление, что вокзала-то как раз и нет, он выморочен и безобразен. Сквозь него по-прежнему просвечивают стены разрушенной Отрочи, так что в этом смысле работники экскурсионного бюро, возможно, и правы: имеющий глаза вполне может увидеть обитель духовным взором, если решит посетить древний город Тверь.

http://religion.ng.ru/printed/2716


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика