Московская правда | Андрей Федоров | 20.06.2006 |
Однажды Иван Грозный посетил один из московских храмов и спросил батюшку: «Сколько прихожан сейчас находятся в храме?»
— Двое, — ответил тот.
— Как это? — не понял царь. — Ведь в церкви полно народу.
— А что толку, молятся только двое, остальные чуда ждут!
Проливной дождь, промозглый холодный ветер, а за ним неожиданная жара. Казалось, сама природа испытывает на прочность христианские чувства москвичей и десятков тысяч паломников со всей матушки России, ближнего и дальнего зарубежья, приехавших в Москву вслед за десницей (правой рукой) Пророка, Предтечи и Крестителя Господа Иоанна.
Православная святыня прибыла в Москву из черногорского Цетинского монастыря еще 7 июня. После чего с соответствующими почестями ковчег с мощами был установлен для поклонения в храме Христа-Спасителя.
Встаю в конец многотысячной очереди. Два года назад, когда в этом же храме была выставлена другая христианская святыня — Тихвинская Божия Матерь, написанная самим Св. Лукой, мне пришлось отстоять более четырех часов, прежде чем приложиться к Чудотворной. Тогда очередь двигалась куда быстрее. Но разве имеет значение, сколько придется отстоять, прежде чем раз в жизни увидеть это чудо. Замечаю, что основная масса паломников — женщины — одеты по-праздничному. Обычно так одеваются на Светлый Праздник Пасхи. В целлофановых сумках и небольших рюкзачках бутылки с минеральной водой, бутерброды. В руках — складные стульчики. Зачем пришли все эти люди к мощам Предтечи? Какого чуда желают?
Примерно через час стояния знакомлюсь с супружеской парой и их дочкой лет десяти. Ольга и Олег Шнайдеры приехали на днях из Мюнхена. Они — потомки поволжских немцев. Деда в тридцатых сослали в Казахстан. До 91-го года они жили в Актюбинске. Олег заканчивал химфак МГУ, потом работал на Байконуре. Специалист по ракетному топливу. Однажды была нештатная ситуация, и Олег хватанул приличную дозу радиации.
По молодости об этом не думал. Беда обернулась, когда родилась Ева: у ребенка лейкемия. Верят, что произойдет чудо и назначенная на сентябрь сложная операция по пересадке костного мозга пройдет успешно.
Я посоветовал Шнайдерам пойти непосредственно к главному храмовому входу. Видел, как какой-то майор милиции пускал без очереди родителей с больными детьми и убогих в инвалидных колясках и на костылях. Однако идти без очереди они отказались.
— Если и есть на свете Божий промысел, то его надо заслужить верой, испытанием и страданием, — возразила Ольга. В подобных очередях к святыням, когда приходится выстаивать многие часы подряд, происходит другое, более реальное и осязаемое чудо единения душ. Совершенно незнакомые люди моментально сближаются.
Николай приехал поклониться святым мощам из Воронежа, дабы укрепиться в собственной вере к Богу.
— Душа у меня, как скажет наш батюшка, сумнящаяся, — рассказывает Николай, — когда нужно чего-нибудь попросить у Бога, или беда какая в семье случится — иду в храм. Молюсь, ставлю свечки, целую иконы. А как все нормализуется в жизни — снова забываю о вере.
Вот год как-то без работы сидел. Пить с горя начал, жена уходить собралась. Мать говорит: «Иди в церковь. Молись». Стал веровать. И все восстановилось. И работа нормальная нашлась, и с женой полный порядок, и про церковь, увы, забыл сразу. А тут словно озарение. Какая я все же сволочь. И хочу верить, и не могу. Вот батюшка наш Дмитрий и надоумил меня в Москву к мощам Крестителя Иоанна ехать. А то ведь как Иуда поступил…
Я обратил внимание, что вокруг храма полно нищих. Одни просто сидели вдоль изгороди с протянутой рукой, другие ходили вдоль очереди с табличками, дескать, «сами мы не местные, поможите Христа ради!» Были и «мадонны» смуглых национальностей со спящими младенцами на руках. И личности в монашеских одеждах с ящиками на груди для пожертвований на якобы восстановление храмов. Вся эта выползшая в прямом смысле на свет божий мошенническая братия собирала фантастические суммы. Каждые полчаса псевдомонахи отбегали к станции метро «Кропоткинская», где передавали пачки мятых червонцев из своих торб крепким ребятам и снова устремлялись в толпу православных.
— Ну, а вы какого чуда хотите от святых мощей? — спросил корреспондент «МП» у двух молодых девушек, одетых явно для похода на пляж, а не в храм Божий.
— Да так, может, чего случится, — покуривая сигаретку, ответила одна.
— Может, богатого жениха на шестисотом «мерине» бог пошлет, — пыталась схохмить другая, — ну, ваще, клево. Народу столько! Песни какие-то поют. Чудеса тут бывают. Говорят, вчера какой-то дядька слепой прозрел.
— Да ладно, чего ты гонишь! Попы за бабки своего наняли, вот он и устроил шоу! — возразила другая.
Не дай Бог им навсегда заблудится в пока еще темных закоулках собственной души, подумал я.
— Не ищите чуда, не жаждите его всей душой, не гоняйтесь попусту за ним по всему свету. Грех это, — подчеркнул на недавней пресс-конференции профессор Павел Флоренский, председатель комиссии по чудесам Московской патриархии. — Истинное чудо само появится там, где ему нужно. Чудеса даются для души, а не для того, чтобы ими лечиться. Разве заново воздвигнутый на месте бассейна «Москва» храм Христа Спасителя не чудо? А воздвигли его тысячи христиан. Чудо приходит через людей по воле божьей. Сам человек — чудо Господнее. Бог — не фокусник, вытаскивающий из шляпы живых кроликов, а храм Божий — не цирк. В нем о спасении души молиться надо, а не чудес ждать.
Так что творите чудеса своими руками. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай.