Агентство политических новостей | Александр Ершов | 20.06.2006 |
Для тех, кто не следил за сетевой полемикой, вкратце расскажем о позициях сторон. Русские националисты считают, что «интересы русского народа превыше всего». Советские патриоты полагают, что высшую ценность имеет некий отвлеченный наднациональный идеал, земным выражением которого является империя.
Обе стороны пролили ниагару слов, отстаивая свои позиции и критикуя оппонентов. Остановимся на одном аспекте спора, который имеет куда большее значение, чем само по себе столкновение кучки интеллектуалов в виртуальном пространстве.
Речь идет о некоторых особенностях современного русского национализма, как политического и общественного движения, которые мешают ему стать массовым и влиятельным движением.
Ситуация на первый взгляд выглядит парадоксально — большую часть населения России составляют русские, тогда как современная российская государственность сохранила много черт советской. В СССР статус русского народа был понижен по отношению к другим этносам. Казалось бы, есть все условия для широкого распространения идей русского национализма, но в реальности мы этого не наблюдаем.
Влияние националистов на массы ничтожно. И дело не в противодействии российских властей. Борьба российских властей с так называемым «русским фашизмом» производит впечатление рекламной кампании этого самого «фашизма». Если самыми страшными проявлениями русского национализма, с точки зрения властей, являются молодежные драки с национальным оттенком, — это значит, что никакой реальной силы русский национализм не представляет.
Но почему? Условия есть, а широкого распространение национализма нет.
Полемика националистов с имперцами частично дает ответ на этот вопрос. Обращаясь к текущему положению русского народа, националисты справедливо усматривают проблемы русских, и правильно видят корни этих проблем в советском прошлом. Довольно много разумного есть и в критике со стороны националистов современного государственного устройства Российской Федерации. Проблема, однако, заключается в методах, которыми националисты предлагают решать эти перекосы современной российской действительности.
Мы видим предложения — депортировать, закрыть границы, понизить в правах, ввести коллективную ответственность и т. д. Не будем сейчас рассматривать эти предложения по существу, отметим лишь, что они находятся вне рамок исторически сложившихся русских традиций решения национальных вопросов. Русский народ всегда был самым сильным народом в своем государстве и практически никогда (за редким исключением) не оказывался в необходимости защищать свои национальные права внутри своей страны. На них попросту никто не покушался.
Именно чуждость предлагаемых националистами мер решения национальных проблем современной России традиционному русскому сознанию и вызывает отторжение у значительной части населения.
Является ли современное российское государство столь русофобским, как его рисуют русские националисты? Попробуем рассмотреть некоторые претензии в адрес власти, которые наиболее часто звучат из уст националистических публицистов:
1. Употребление слова «россиянин» вместо слова «русский» в официозе и официозной публицистике. Отметим, что само по себе слово «россиянин» ни в коем случае не несет в себе русофобского оттенка. Это слово использовали Державин и Пушкин, отнести которых к русофобам можно только в белой горячке. Да, согласимся, что традиционно для обозначения жителей России вне зависимости от национальности употреблялось слово «русский», но надо же помнить, что еще каких-то полтора десятка лет назад таким словом был лжеэтноним «советский».
2. Потворствование националистическим устремлениям малых народов России. Однако именно современная российская власть провела большую работу по приведению законодательства национальных субъектов РФ в соответствие с российскими законами, выкинув из конституций республик всякие упоминания о местном «суверенитете», или примате республиканских законов над российскими. Более того, власть замахнулась и на сами национально-государственные субъекты в составе РФ. Первый из них — Коми-Пермяцкий автономный округ — уже прекратил свое существование. А вскоре за ним последуют еще несколько.
3. Власть часто обвиняют в предательстве интересов русских на Северном Кавказе и для таких обвинений действительно есть некоторые основания. Но именно российская власть вооруженной силой подавила чеченский мятеж и хоть как-то смирила воинственных горцев. И именно российская власть ликвидировала таких врагов русского народа, как Масхадов, Радуев, Гелаев, Бараев и множество более мелких.
4. Касаясь вопроса о борьбе с нелегальной миграцией, националисты любят приводить цифры преступлений, совершенных нелегалами на территории России, «забывая» при этом, что многие из этих преступлений были раскрыты российской милицией, а значительная часть совершивших оные отправилась за решетку.
Следует отметить также, что при «попустительстве», а то и при прямой поддержке российских властей в городах и селах нашей страны строятся тысячи православных храмов. Священники Русской Православной Церкви посещают армейские части и больницы. Во многих регионах России в школах введены «Основы православной культуры».
Конечно, националисты без особого труда приведут обратные примеры, укажут на миграционную политику, судебные процессы Буданова, Ульмана, Аракчеева и т. д. Безусловно, политика властей отличается противоречивостью и имеет значительные недостатки, но однозначно считать ее русофобской значит очень быстро забыть реалии советского периода, когда «пролетарский интернационализм» был официальной доктриной государства.
Вообще само обращение к власти с требованиями решить те или иные проблемы общества является составной чертой именно советского, а не русского традиционного сознания.
Традиционный русский путь решения общественных проблем подразумевает инициативу снизу. В декабре 1884 года жители деревни Строгино, собравшись на сход, постановили увековечить память убитого террористами царя-освободителя Александра II постройкой за свой счет и на своей земле каменной часовни в честь небесного покровителя покойного императора — св. Благоверного князя Александра Невского. Сами решили, сами выделили землю и собрали средства. Все общение с властями свелось к подаче прошения на имя викарного архиерея московской епархии Алексея, епископа Дмитровского, да утверждения у губернского архитектора проекта здания. 23 августа 1887 года часовня была торжественно освящена. И так строились по всей России храмы, до сих пор поражающие наше воображение своей дивной красотой и гармонией.
Да разве только храмы? Точно также по решению сельского схода строили дороги, открывали в селах школы (и строили здания для них), боролись с преступностью и боролись весьма успешно.
И не случайно одним из самых известных героев русской истории стал нижегородский мясник Козьма Минин. Он не ограничился речами с обличениями «антирусского режима» в Кремле — хотя режим семибоярщины и впрямь был антирусским, а организовал восстановление русской государственности снизу. Силами простых русских людей. И Иван Сусанин тоже «проявил инициативу» в погублении поляков.
Современные же русские националисты, как правило, игнорируют этот путь, путь восстановления силы русского народа. Потому что он сложен и долог. Он начинается с малых шагов, вроде наведения порядка в одном отдельно взятом подъезде. Он тих и незаметен и не обещает скорого и эффектного успеха. Это дорога, которая начинается с малых шагов, и по которой идти надо очень долго и трудно.
Но в старину наши предки не боялись долгого пути — поставленный в память победы над Наполеоном Храм Христа Спасителя строился на собранные по копейке народные деньги более полувека. Учитывая продолжительность жизни в тогдашней России, мало кто из тех, кто видел закладку собора и жертвовал на его строительство, увидел блеск золотых куполов построенного храма. Но людей это не смущало — они знали, что храм будет и вносили свою лепту в его постройку.
Поэтому подлинный путь тех, для кого русский народ является главной ценностью, заключается именно в постепенном шаг за шагом восстановлении силы народа. В развитии низовой инициативы населения на всех уровнях и по всем вопросам. И другого пути нет, вернее есть, но это не русский путь.