Русская линия
Труд Валерий Коновалов20.06.2006 

Трудно быть с Богом

— Недавно еще коммунистом был, а теперь со свечкой в церкви стоит!

Так иногда говорят про нынешних высокопоставленных богомольцев. Осуждают, не верят их вере.

А то еще так можно бы сказать:

— Только что христиан преследовал, а сейчас учит, как в Бога верить.

Или так:

— Вчера еще разбойничал, а сегодня в рай попал.

Это уже про апостола Павла и про разбойника, который был распят рядом с Христом.

Все вроде бы верно в суждениях скептиков. Но что-то не сходится. Потому что, с одной стороны, житейская логика, а с другой — вера. Это примерно то же самое, что изучение души посредством социологии. Результаты получаются самые несообразные!

Ладно еще, что по одним опросам у нас в стране 80 процентов православных, а по другим — 5. Это уж кто как считает. Но вот данные в пределах одного и того же исследования: православными назвали себя 58 процентов опрошенных, 60 процентов из них (православных) сообщили, что никогда не читали Библию, 42 процента никогда не были в церкви, 8 процентов не уверены, есть ли Бог, а 1 процент убежден, что Бога нет.

Ну разве не абсурд? Как может православный человек отвечать, что он не верит в Бога? Что это — лукавство, недоразумение? А может, просто статистическая погрешность? Ведь всего-то об одном проценте речь.

Но вот и по другим, уже зарубежным, опросам, оказывается, что среди протестантов и католиков еще больше таких же «верующих безбожников». Значит, не погрешность.

Так что же это за человек, если по своим поступкам и привычкам он скорее язычник, но на груди носит крестик и называет себя православным? Кто он такой? Кто мы такие?

Не только ведь чужая душа — потемки. И в своей разобраться непросто. Чего в ней больше — святости или греха? Даже жития святых в этом смысле — критерий весьма условный. И среди канонизированных праведников были неграмотные, то есть никогда не читавшие библейских текстов. Были и раскаявшиеся убийцы, насильники. И те, кто никогда не был в храме, а знал одну лишь самодеятельную молитву. И те, кто отчаянно боролся со многими искушениями, в том числе с главным — сомнениями в существовании Бога (значит, и у того одного процента есть шанс на будущую святость).

Но святых выбирает сам Бог. Ведет их путями, которые неисповедимы. А для нас путь к Богу — это путь в храм. Только вот не так прост и комфортен этот путь, как иногда представляется. За последние 10−15 лет огромное количество людей разных возрастов пошли к Русской православной церкви. Но большинство из них на пороге и остановились. Одни — потому что ожидали найти в храме некое бюро религиозных услуг и оказались не готовы к тому, что церковная служба — это в прямом смысле слова служба, требующая немалых усилий и от самого человека. Другие посчитали, что крещение и поставленная свечка исчерпывают их православное служение.

Наверное, не проблема, что крестящийся у иконы человек голосовал когда-то на съездах КПСС. Проблема, если крестится он так же формально, бездушно, как голосовал. Ритуал — отдельно, душа — отдельно.

Но это ведь не только для Церкви проблема. Так уж мы странно устроены, что любая профанация, которая утверждается в обществе, обществу вредит. И отдельному человеку тоже, какова бы ни была его религиозность.

Об этом так недавно говорил архимандрит Тихон Шевкунов:

— Люди, ничего не знающие о Боге или имеющие о Нем самые смутные, ложные представления, научаются купаться в проруби, креститься у икон, ставить свечи, и все это — без Христа. На наших глазах создается суррогат религии, который выдается за православие. И люди входят в эту странную религию, потому что не имеют реального представления о том, что такое Церковь на самом деле. Последствия этой псевдорелигиозной жизни без живого общения с Богом очевидны как для человеческой души, так и для национально-религиозного сообщества: это строительство дома на песке.

«Дом на песке», о котором говорил архимандрит Тихон, строить куда быстрее и легче, чем настоящий. Но и надежность его невелика, максимум — на земную жизнь. Настоящий, долговечный дом возводить неизмеримо труднее.

И верить по-настоящему трудно. Потому что Бог — это любовь.

А любить всегда нелегко.

Но другого способа быть по-настоящему счастливым просто нет.

http://www.trud.ru/trud.php?id=200 606 201 090 304&print=1


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru