Русская линия
Православие.Ru Марина Шведова19.06.2006 

В русле исторической памяти.

В филиале Государственного Исторического музея «Новодевичий монастырь» открылась выставка «Защищая Отечество… Новодевичий монастырь в военной истории ХVI-ХIХ веков». Любуясь нарядным ансамблем бело-красных стен и башен, золотым сиянием куполов монастыря, основанного Василием III в память о присоединении Смоленска к Русскому государству, спросим себя: много ли мы знаем о его роли в духовном развитии нашего государства, в защите Москвы и Отечества от неприятельских полчищ?

Эта уникальная выставка продлится до конца года.

…Под древними белокаменными сводами монастырских палат эти экспонаты смотрятся органично. Словно не они явились к нам сквозь толщу веков, а мы сами очутились в Москве начала XVI века, при дворе великого князя Василия III.

Вот его «Духовная запись» об основании Новодевичьего монастыря, сделанная на свитке и скрепленная княжеской печатью… Вот миниатюра, изображающая строительство монастыря — важного форпоста на подступах к юго-западной границе града. Ведь с момента своего возникновения Новодевичий монастырь оказался на первых рубежах защиты Москвы — велика была его роль при набегах крымских татар Казы-Гирея и Девлет-Гирея, в битвах с неприятелем в Смутное время, при нашествии Наполеона в 1812 году…

Вот гравюра «Русские воины» (мужественные лики наших прадедов в старинных военных доспехах — словно ожившая связь времен) из книги «Записки барона Сигизмунда Герберштейна», изданной в 1549 году в Вене. Этот просвещенный иностранец, несколько раз посещавший Россию в составе иностранных посольств, впервые использовал в своих «Записках» русские источники — летописи, различные документы, гравюры… А вот и знаменитый Несвижский план Москвы 1611 года, выполненный в традициях картографии того времени, в духе раннего итальянского Возрождения, и показывающий Москву объемно, как бы с высоты птичьего полета…

Оказывается, выставка интересна всем — и нашим соотечественникам, и иностранным гостям, которые досконально изучают экспонирующееся воинское снаряжение крымских татар, стрельцов, рейтаров русского регулярного войска, французской армии, каменные и чугунные ядра, холодное и огнестрельное оружие — бердыши, сабли, мушкеты, ружья с ударно-кремневым замком…

В обновленном виде представлены материалы по истории сооружения крепостных стен и башен Новодевичьего монастыря. Здесь же — различные карты, схемы, планы по упомянутым событиям военной истории. Привлекает внимание галерея портретов и гравюр с изображениями исторических лиц — участников военных кампаний, произведения прикладного искусства, например наградные медали, подсвечники, кубки русской работы…

И над всем этим многообразием, хоть и значимым для нас, но все же мирским, суетным, словно парят вне времени лики старинных русских икон, связанных с историей Новодевичьего монастыря и славных русских боевых походов, — Смоленской и Казанской образы Божией Матери.

В филиале ГИМ «Новодевичий монастырь» работает автор концепции выставки «Защищая Отечество…», ведущий научный сотрудник Марина Шведова, которая любезно согласилась дать интервью для сайта Православие.Ru.

— Как родилась идея такой экспозиции?

— Собственно, она появилась у нас два года назад, когда стало известно об утверждении нового государственного праздника в стране — Дня народного единства (4 ноября). Ведь одна из страниц летописи Новодевичьего монастыря напрямую связана с событиями Смутного времени, о чем я еще упомяну ниже.

Как сказал русский поэт, «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Но мы, историки, профессионально привержены тому, чтобы люди не забывали взглянуть в прошлое своей страны и задумывались о том, как связать вчерашний, сегодняшний и, соответственно, выстроить завтрашний день. Словом, с введением этого праздника мы решили, что время для такой выставки пришло. И в контексте сегодняшнего дня она, на наш взгляд, весьма актуальна.

— Не могли бы вы рассказать подробнее о смоленской «эпопее», вошедшей в экспозицию и связанной с историей Новодевичьего монастыря?

— При основании монастырских обителей всегда заложена первопричина — чье-то духовное усилие, духовный подвиг, приводящие к возникновению данного монастыря на Русской земле. Нам же хотелось обозреть другие факторы, связанные с возведением Новодевичьего монастыря, прежде всего те, что имел в виду его основатель — великий князь Василий III, или, говоря современным языком, некую геополитическую подоплеку.

Мы знаем из истории, что в начале XVI века борьба территориальных интересов между Москвой и польско-литовским государством протекала в форме локальных боевых действий, которые, нарастая, переходили уже в полномасштабные войны. Понятно, что владение Смоленском, который занимал главенствующее положение среди городов пограничной полосы, означало господство над всеми приднепровскими городами. Все три похода под Смоленск возглавлял сам московский великий князь.

Первые две осады Смоленска были безуспешны для московского войска. Победа к русским войскам пришла летом 1514 года. По летописным известиям, Василий III, следуя христианской традиции, вначале отложил штурм города из-за большого православного праздника — явления Смоленской иконы Богоматери (28 июля). А уже 1 августа, в день празднования Происхождения Животворящего Креста Господня, великий князь торжественно вступил в город. После многолетних переговоров Смоленск остался в составе Московской Руси.

К сожалению, успешные войны князя Василия III, можно сказать, затерялись в нашей истории. На самом деле они не менее важны, чем казанские походы царя Ивана IV. Это была попытка Московской Руси вернутся в пределы древнерусского государства, в те земли, которые исконно входили в его состав, как, например, Смоленское княжество, существовавшее с середины ХI века, не говоря уже о киевских землях. Таким образом, Василий III стремился придать России европейский статус, вернуть ей те границы, в которых она была частью срединной Европы.

Все военные начинания великого московского князя сопровождались многочисленными делами благочестия — молебнами у православных святынь, паломничеством по отдаленным монастырям, строительством каменных церквей. Перед успешным походом на Смоленск Василий III, продолжая традицию, дал обет, о котором так вспоминает в своей «Духовной записи» 1523 года: «Да коли есми з Божиею волею достал своей отчины города Смоленьска и земли Смоленьские, и яз тогды обещал поставити на Москве на посаде девичь манастырь, а в нем храмы во имя Пречистые да Происхождение честнаго креста и иные храмы».

Интересно, что первоначально планировалось возведение монастыря в дворцовом селе Воробьеве, но разорительные набеги крымских татар показали всю незащищенность юго-западной окраины Москвы. Так что строительство монастыря было перенесено на низменный берег Москвы-реки (Девичье поле) — вблизи Смоленской дороги и трех старинных водных переправ. Таким образом Новодевичий монастырь в течение несколько столетий находился на месте, стратегически важном для обороны Москвы.

В центральном соборе монастыря, при всех тех архитектурных изменениях, которые он пережил, запечатлена память о выдающемся событии русской истории — успешном Смоленском взятии (идеологически этот факт стоит в том же ряду, что и собор Василия Блаженного, который фиксирует Казанское и Астраханское взятие середины ХVI века). Главный престол собора освящен в честь одной из величайших святынь древней Руси — Смоленской иконы Богоматери, именуемой «Одигитрия», северный придел храма — в честь апостолов Прохора, Тихона, Пармена и Никанора, на день памяти которых приходился штурм города. Освящение южного придела, возможно, было связано с празднованием Происхождения Честного древа Креста Господня (в этот день, 1 августа, состоялся въезд Василия III в Смоленск).

— К каким еще событиям, связанным с Новодевичьим монастырем в военной истории России, привлекает внимание экспозиция?

— Естественно, мы рассматриваем Смутное время, память о преодолении которого вошла теперь в наш новый национальный праздник. В связи с этим мы хотели рассказать о Новодевичьем монастыре как большом страдальце того исторического периода. Дело в том, что в монастыре, начиная с 1605 года, постоянно стояли какие-то войска. Например, когда подавлялось восстание Ивана Болотникова, здесь располагались части смоленцев и рязанцев.

В 1611—1612 годах Новодевичий монастырь занимали и немцы, и поляки… В результате битвы с ними донских казаков под началом Ивана Заруцкого монастырь был страшно разорен. За время Смуты здесь уже не оставалось монахинь, была разграблена казна, большой урон нанесен церквям и другим постройкам. Отметим, что к правлению Бориса Годунова, наконец, появилась каменная крепость. Нам удалось найти и собрать изображения всех постоянно перекладывавшихся стен и башен. Что касается Несвижского плана Москвы 1611 года, который мы здесь представляем, то подобного ему вообще нет в русских собраниях.

Можно сказать, что историческая битва за освобождение Москвы, завершившаяся победой 26 октября 1612 года, началась здесь, под стенами Новодевичьего монастыря (отсюда польские роты хотели пробиться к своим обозам и помочь осажденным полякам в Кремле). Может, поэтому монастырь всегда был местом, где хранилось собрание древних Казанских икон Божией Матери (почти столько же, сколько Смоленских икон Богоматери), при том, что в честь этой иконы здесь не было освящено ни одного храма, ни одного придела. Таким образом, в ХVII веке монастырь выступил в качестве отправной точки освобождения столицы от мощного иноземного нашествия.

Вскоре, в 1613 году, состоялось избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Его мать, княгиня Марфа, с горечью писала, что Русь разорена, святыни вывезены. К сожалению, у нас не было возможности показать на выставке древнейшую плащаницу Новодевичьего монастыря, которая была похищена поляками и только впоследствии, при вхождении наших войск в Польшу в XVIII веке, возвращена в монастырь, — она слишком велика (3 на 2,5 м) и драгоценна, чтобы ее выставлять.

Середина и вторая половина XVII века — это процесс стабилизации, укрепления и украшения Новодевичьего монастыря. Напомню, что Смоленск после походов Василия III почти сто лет принадлежал России. Затем наш главный враг в период Смуты — король Речи Посполитой Сигизмунд III — в 1611 году снова захватил Смоленск. А в 1654 году отсюда, из-под стен Новодевичьего монастыря, войну против Речи Посполитой, в частности, битву за тот же Смоленск, начал царь Алексей Михайлович. Разрядные книги сообщают о неоднократных смотрах войска на Девичьем поле. Дело в том, что в русских династиях существовала идея преемственности славных деяний прошлого. Так, победа в Смоленской битве всегда приписывалась молитвенному подвигу Новодевичьего монастыря, потому и новый военный поход царя был успешен — 23 сентября 1655 года Смоленск снова был взят русскими войсками.

Мы не могли не упомянуть и о правлении царевны Софьи Алексеевны, которая радикально изменила облик Новодевичьего монастыря, придав ему нарядные и изящные черты. Монастырь стал и местом заточения царевны и ее сестер, а после стрелецкого восстания 1698 года — и местом публичных казней стрельцов.

— А сейчас давайте перейдем к периоду Отечественной войны 1812 года…

— Тогда, вместе с отступавшими из Смоленска русскими войсками, в Москву была принесена древняя чтимая Смоленская икона Богоматери «Одигитрия». Сначала она стояла в Успенском соборе Кремля, затем на время была перенесена в Новодевичий монастырь, с ней был совершен крестный ход вокруг монастырских стен. Так, перед лицом тяжелых народных потрясений, Новодевичий монастырь впервые увидел в своих стенах древнюю икону Богоматери, в честь которой был освящен его главный храм.
Вечером 31 августа игумения Мефодия по распоряжению московского викария — архиепископа Дмитровского Августина (Виноградского) вывезла на трех подводах монастырскую ризницу. Оставшаяся часть была спрятана в тайнике Смоленского собора. А уже 4 сентября в монастырь вступили французские войска, разместив в нем свою артиллерию. Протоиерей Алексий Гречищев пытался как-то договориться с ними. В результате все кельи, кроме пяти, были заняты французами, а в Смоленском соборе, несмотря на присутствие неприятельского войска, совершалось богослужение.

25 сентября монастырь осматривал Наполеон. По приказу императора была взорвана построенная в XVI веке церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, разрушены монастырские ворота и другие постройки. Но самые ужасные жертвы намечались в начале октября, когда французы, уходя, готовились взорвать монастырь. Благодаря мужеству монахинь удалось избежать мощного взрыва и пожара.

Здесь, на монастырской земле, были поставлены церкви-памятники освобождению Москвы от французского нашествия. В зимней Успенской церкви монастыря в 1813 году был освящен придел во имя апостола Иакова Алфеева — в день празднования памяти этого святого вражеская армия покинула стены обители. Позднее, в 1833 году, на земле монастыря, но вне его стен, вблизи того места, где французы взорвали древнюю церковь, завершилось строительство нового храма. Его главный престол был освящен святителем Филаретом Московским в честь отцов Седьмого Вселенского собора. На этот день — 11 октября — приходилась памятная для всей России дата освобождения Москвы от наполеоновского нашествия.

Так Новодевичий монастырь стал одним из первых мест в столице, где был поставлен храм-мемориал Отечественной войны 1812 года. Впоследствии на территории монастыря сложился некрополь героев войны, но только часть его дошла до наших дней. На мониторе, установленном на выставке, можно видеть портреты многих славных сынов Отечества…

— Самое главное, что вы хотели сказать этой выставкой нашим соотечественникам?

— К сожалению, наша страна — одна из самых «непомнящих» в мире. Но мы верим, что эта выставка, подобно небольшому ручейку, будет способствовать тому, чтобы вернуть нас, особенно молодое поколение, в русло нашей исторической памяти, поможет обрести нам великое наследие православной России.

Василий Писаревский

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/60 619 120 006


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика